Газета Спорт-Экспресс № 289 (4569) от 15 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 декабря 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ГРАН-ПРИ. Финал

КАВАГУТИ И СМИРНОВ: ПОИСКИ СТИЛЯ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Турина

Первая часть двухдневного финала "Гран-при" началась вчера слишком поздно, чтобы успеть с репортажем о ходе этого турнира в газету. Впрочем, большинство журналистов приехало в Турин не ради результатов. А ради того, чтобы своими глазами, не дожидаясь мартовского мирового первенства, увидеть всех сильнейших фигуристов мира. Ведь именно финал "Гран-при" впервые в сезоне свел их воедино.

ЧЕТВЕРНОЕ БЕЗУМИЕ

Состав участников не претерпел за время двухнедельной паузы (со времени окончания заключительного этапа серии NHK Trophy) ни малейших изменений. Разумеется, оставалось сожалеть, что компанию соискателей наград на этот раз не украсили два действующих чемпиона мира в одиночном катании - француз Брайан Жубер и японка Мики Андо. Но тут уж ничего не поделаешь: Жубер из-за вирусного заболевания был вынужден пропустить один из отборочных этапов в Париже и потерял шанс попасть в финал, тогда как Андо не сумела справиться с программой в Японии - заняла там четвертое место и, набрав всего 22 очка за два выступления, осталась за пределами шестерки.

Ничего страшного в таком раскладе не было. В конце концов, финал "Гран-при" - не мировое первенство. Японка просто не успела набрать уверенность: на разминке перед произвольной на "домашнем" турнире она очень неудачно упала, исполняя тройной лутц, порезала лезвием конька икроножную мышцу, в соревнованиях тоже не смогла справиться с этим прыжком и "рассыпалась" на глазах болельщиков, ожидавших от чемпионки мира совсем иного выступления.

Такие неудачи фаворитов в начале сезона не редкость. За пару дней до выступления в Турине поговаривали даже о том, что от участия в финале может отказаться двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель. Швейцарец крайне неудачно выступил на национальном первенстве, выиграл его, но с тремя падениями.

Впрочем, на первой же тренировке на олимпийском катке "Палавела" он выглядел достойно. Уверенно прыгал четверной, выполнил даже злополучный для себя тройной аксель, битва с которым у Ламбьеля продолжается уже который год. Собственно, на тренировках и можно было по-настоящему понять, что проблемы фигуриста идут вовсе не от техники, а от головы: не так просто при нынешних требованиях успешно совместить в программе спортивную и эмоциональную части. Тем более - Ламбьелю, привыкшему бросаться в художественный образ своих программ, как в омут, забывая порой обо всем остальном. А вот это всегда наказуемо. Не случайно много лет назад знаменитый украинский тренер Валентин Николаев заметил: "Если спортсмен, заходя на четверной прыжок, позволит себе по-настоящему войти в образ, он выедет из него, лежа на спине".

На мой взгляд, тем не менее огромному числу болельщиков Ламбьель симпатичен именно тем, что упорно отказывается быть в своем катании более рациональным. Прав он или нет, покажет, естественно, будущее. В "Палавеле" Стефан выглядел как человек, который чувствует себя совершенно комфортно. Вполне возможно, что так проявляется магия стен: все-таки именно на этом катке швейцарец реализовал одно из наиболее успешных для себя выступлений - на Играх-2006. Однако конкуренция с тех пор стала совершенно иной. Сразу четверо соперников - Дайсуке Такахаши, Патрик Чан, Кевин ван дер Перрен и Иван Лайсачек, штамповавшие в тренировке четверные прыжки и тройные аксели в разных углах катка, - являлись наглядным тому свидетельством.

Единственным финалистом, кто до сих пор отказывается штурмовать четверной в соревнованиях, остался Джонни Вейр. Хотя три недели назад, выиграв этап "Гран-при" в Москве, он сам сказал, что этот элемент вот-вот появится в его программе. Иначе по нынешним временам нельзя. Кстати, Российская федерация фигурного катания уже приняла определенные меры, для того чтобы направить своих спортсменов в русло повышенной сложности уже на январском чемпионате страны в Санкт-Петербурге: официально объявлено о том, что за выполнение целого ряда элементов (в частности - четверного прыжка и каскада с ним - у мужчин и тройного акселя - у женщин) фигуристам будут начисляться дополнительные бонусные баллы.

ОХОТА НА ЛИДЕРА

Танцевальным чемпионом по зрительскому интересу еще до начала соревнований можно было смело называть канадцев Тессу Виртю и Скотта Мойра. В 2004-м фигуристы впервые поехали на юниорский чемпионат мира и заняли там 11-е место. В 2005-м стали вице-чемпионами, год спустя - победили. Взрослый дебют тоже вышел на редкость успешным: на чемпионате мира-2007 в Японии Виртю/Моир стали шестыми, и этот факт заставил заговорить о том, что юные канадцы - не просто очередные талантливые юниоры и что они вполне могут стать в танцевальном мире явлением.

Впервые пути пары и их тренеров Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой пересеклись лет шесть или семь назад. Именно тогда совсем маленькую Тессу и чуть более старшего партнера родители привезли в Детройт к Зуевой по рекомендации одного из американских тренеров - поставить русский танец.

- Меня тогда как током ударило, - вспоминала Марина. - Эти дети выглядели настолько органично, настолько искренне, что не обратить на это внимания было невозможно. Для танцев это бесценное качество. Большинство пар ведь лишь имитируют танец. А Виртю и Мойр уже тогда танцевали по-настоящему. Для меня эта пара особенная еще потому, что ребята очень напоминают Катю Гордееву и Сергея Гринькова, с которыми я много лет работала в парном катании. Вместе мы постоянно работаем всего четыре года, и я все больше убеждаюсь в этой необыкновенной схожести. На тренировках мы всегда стоим с секундомерами - приходится засекать время поддержек, чтобы они не оказались продолжительнее, нежели предписывают правила. Когда я смотрю, с каким душевным порывом Скотт подхватывает Тессу на руки и как нежно вновь опускает ее на лед, каждый раз спохватываюсь, что в очередной раз забыла нажать на кнопку…

Отправка детей в Детройт в группу Шпильбанда стала для семейств Виртю и Мойра серьезным поступком. Похвастаться излишним достатком не могли ни те, ни другие - всю свою жизнь они довольно скромно жили в Онтарио, в городке с громким названием Лондон - приблизительно в двух часах езды от Детройта. Расходы же заключались не только в том, чтобы найти и снять жилье, но и в оплате тренировок. В группе Шпильбанда она всегда была довольно высокой - 110 долларов в час, причем тренер не имел никакой возможности взять к себе талантливых фигуристов на более льготных условиях: такие вещи, как правило, становятся быстро известны и неизменно влекут за собой проблемы в отношениях с другими учениками и их родителями.

Другое дело, что торговая марка "Шпильбанд/Зуева"ценится в США и Канаде чрезвычайно высоко, так что для своих спортсменов почти всегда удается найти спонсоров. "Если я говорю, что пара по-настоящему талантлива и может многого добиться, мне, как правило, верят на слово и идут навстречу", - сказал в Турине по этому поводу Игорь. И там же рассказал еще одну почти аналогичную историю: несколько лет назад в группу пришли Мэдисон Чан и Грег Зуэрлин. Мало того что оба фигуриста происходили из бедных семей, так почти одновременно и очень тяжело заболели их матери. Шпильбанду пошли навстречу в Фонде Скотта Хэмилтона: обеспечили финансирование дуэта. А в этом сезоне Чан и Зуэрлин пробились в финал юниорского "Гран-при".

Собственно, и Виртю с Моиром приобрели возможность тренироваться с утра и до вечера лишь только после того, как победили на юниорском мировом первенстве и стали получать материальную помощь со стороны федерации и спонсоров.

Вот так и получилось, что в группе одних и тех же тренеров в этом сезоне сложился уникальный по уровню конкуренции спарринг. Образно говоря, Виртю и Мойр получили возможность ежедневно "точить зубы" о вице-чемпионов Игр-2006 Танит Белбин и Бенджамина Агосто, поставив лидеров в положение добычи, которая вынуждена так же ежедневно уносить от этих "зубов" ноги.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Единственный российский интерес в парном катании оказался связан в туринском "Гран-при" с дуэтом Тамары Москвиной. Две с небольшим недели, которые прошли с момента выступления Юко Кавагути и Александра Смирнова в Москве, - не бог весть какой солидный срок, чтобы успеть добиться серьезного прогресса. Однако Москвина заметила, что определенные изменения внести удалось. Фигуристы несколько модернизировали костюмы для короткой программы, по-иному выстроили заход на подкрутку, да и программа целиком стала заметно чище.

- Цели у нас прежние, - сказала тренер перед выступлением, - выполнить все запланированные элементы. Это будет сложнее: все-таки финал накладывает дополнительный стресс на спортсменов. Да и ждут от них большего, нежели в прошлом сезоне. Мы по-прежнему находимся в поисках своего стиля, я не совсем удовлетворена тем, как внешне выглядят Юко и Саша, слышала, например, немало нареканий по отношению к их костюмам. В конце концов, вкусы у всех разные. Поэтому на данном турнире мы решили, что не станем ничего менять. Ведь даже то, что нас критикуют, - всего-навсего дополнительное внимание к спортсменам. Оно нам сейчас на руку. На данном этапе подготовки прически и костюмы - не главное.