ШАХМАТЫ |
КУБОК МИРА |
Сведя вничью 3-ю и 4-ю партии, Гата Камский (США) выиграл финальный матч у Алексея Широва (Испания) со счетом 2,5:1,5 и завоевал право на матч с экс-чемпионом мира болгарином Веселином Топаловым.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КАМСКОГО
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Ханты-Мансийска |
СУПЕРМЕН ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Самое сильное впечатление от этого Кубка мира - мощная и уверенная игра Гаты Камского. После 3-й партии его матча с Алексеем Шировым я попросил американца с российскими корнями рассказать и за себя и за соперника о решающих моментах игры. Гата начал сыпать вариантами, а я был потрясен, ведь все это он видел, когда на часах у него оставалось 3 минуты! Ниже я приведу часть вариантов, указанных Камским, а пока скажу о самых, как мне кажется, главных качествах этого фантастического Игрока: его поразительном хладнокровии и фантастической изворотливости в трудных позициях. Сравнить его особо не с кем. Хотя бы по той простой причине, что его современные коллеги, изощренно овладевшие дебютными секретами, попадают в столь трудные позиции гораздо реже, чем все еще недостаточно оснащенный в этом плане Камский. Хотя помощь сильного израильского гроссмейстера Эмиля Сутовского переоценить нельзя, но все пробелы в теории ликвидировать за столь короткое время невозможно.
Так сложилось, что я наблюдаю за "вторым пришествием" Гаты с прошлого Кубка мира. Помню, как наш молодой и очень сильный гроссмейстер Александр Грищук, которому выпало тогда играть с Камским, сказал мне после матча: "Накануне я посмотрел его старые партии, и мне стало немного не по себе: до чего сильно играл человек! Ну а сейчас, конечно, Гата уже не тот..."
Не сразу Камский вновь стал похож на "того Гату"...
Сначала, желая утолить любопытство мирового шахматного сообщества, его пригласили в свой супертурнир голландцы. Помню, как в 2006-м, проходя мимо меня после победы над Виши Анандом, Гата обронил: "Своих старых приятелей обыгрываю..."
Старые приятели у Гаты хоть куда: Ананд и Борис Гельфанд.
Удивительно, но в последовавшем в том же году супертурнире в Софии Гата вновь выиграл у Ананда. Видно, на индийского гроссмейстера возвращение Гаты произвело впечатление вернувшегося кошмара (ему было что вспомнить из их прежней жизни, до ухода Камского).
В Софии-2006 Камский выиграл все свои микроматчи: у Бакро, Пономарева, Свидлера и Ананда. И должен был завоевать первый приз, если бы в последнем туре не сыграл с Топаловым крайне неудачно белыми. Ничью-то он при желании должен был сделать "как угодно". Но Гата не любит оставаться в долгу: в первом круге он проиграл Топалову, а во втором жаждал отыграться. Но избрал для этого старомодный вариант "сицилианки", который приносил ему успех в Ханты-Мансийске-2005 (вопреки не дебюту, а лучшей игре в середине партии). Топалов применил сильную новинку и выиграл.
- Он меня все время ловит в дебюте, - говорил с досадой Гата после финиша. - Черными получаю проигранную позицию сразу при выходе из дебюта, белыми тоже получаю "проиграно"! Мне бы с ним получить нормальную игровую позицию, тогда бы мы поиграли...
В этих словах Камского было столько затаенной жажды борьбы, что уже тогда я подумал и написал: "Верю, это время придет".
Ну что ж, кажется, все к тому и идет. Если в 2006-м казалось, что Камскому не скоро удастся получить "нормальную игровую позицию" в партиях с Веселином Топаловым, то в мае 2007-го он уже не проигрывал вооруженному до зубов болгарскому шахматному Феномену: обе их партии в Софии-2007 завершились вничью.
Тут надо добавить, что благодаря хорошей игровой практике, полученной Гатой в супертурнирах 20-й категории, его возвращение значительно ускорилось. Положительную роль в этом сыграл и менеджер Топалова Сильвио Данаилов. Он как директор софийского супертурнира дважды подряд приглашал американского Супермена с российскими корнями. И, более чем вероятно, пригласит и в третий раз.
- Я делаю это в знак восхищения и признательности за возвращение в большие шахматы выдающегося игрока 90-х годов прошлого века, - сказал мне Сильвио в мае 2006-го.
А нынче, когда мы с болгарским специалистом встретились в Ханты-Мансийске, где он сопровождал восходящую звезду болгарских и мировых шахмат (Данаилов уверен: будущего чемпиона мира) Ивана Чепаринова, и я спросил про состав Софии-2008, он назвал мне пятерых. "А кто будет шестой?" - спросил я. "Посмотрим, кто выиграет Кубок", - ответил директор софийского турнира.
Так что увидеть, насколько уверенно будет выходить из дебюта с Топаловым Камский, мы сможем, не дожидаясь осени будущего года.
КОНЬ НА БОРТУ, ИГРОК - ЗА БОРТОМ
Теперь о том, что же увидел Гата Камский в 3-й партии его матча с Алексеем Шировым. Но сначала несколько слов о 2-й партии, в которой Широв, играя черными, перехватил инициативу и развил сильнейшую атаку на белого короля.
Дело в том, что одной из главных причин неудач Широва - как во 2-й встрече, так и в 3-й - явились неудачные расположения его коней (см. в PDF).
Эта позиция из второй партии, где конь черных на 7-м ходу встал на бортовое поле h6. Всем известен афоризм доктора Зигберта Тарраша, который на немецком языке звучит в рифму: "Конь на краю доски - всегда позор". Правда, великий немец, претендент на мировое первенство начала XX века, из которого некоторые историографы сделали "догматика" (хотя он им никогда не был), добавлял к своему афоризму такую вот остроумную концовку: "За исключением тех случаев, когда конь там стоит хорошо".
В этой партии матча Камский - Широв конь черных простоял на "бортовом поле" аж 25 ходов - вечность в масштабах "конской" жизни! Между тем он мог красиво отдать свою жизнь, принеся себя в жертву "черному делу". Об этом Камский сказал мне сразу после партии, а затем развил свою мысль на пресс-конференции (см. в PDF).
КАМСКИЙ:
- После 28... Лgg2 29. Kg1 черные просто обязаны были сдвинуть с места коня h6: 29... Kg4. Тогда слон выходит на g4, контролирует поле d1 и на движение пешки "f" черные просто подтягивают короля или гонят свою проходную по линии "h"... Какая-то странная позиция получается....
"Странность" возникающей позиции заключалось в том, что у белых оставался шанс сделать ничью. Не более того. Но, пройдя мимо этой возможности и совершив заключительный промах - 31... Лbс2, черные проиграли партию (см. в PDF).
А это положение уже из третьей партии, в которой белые совершили несколько медлительный перевод коня по маршруту (d5 - е3 - с4 - b6. Черные пошли 27...а4! Завлекая коня белых на "бортовую" клетку а4, где он простоит 12 ходов - до конца партии.
КАМСКИЙ:
- Когда он взял на а4, я понял, что у меня достаточная контригра. Мне как раз было важно удалить этого коня из центра. Потому что там такая позиция, когда инициатива гораздо важнее этих двух пешек. Они ничего не стоят. Чтобы вернуть этого коня, кстати, весьма важную в возникших осложнениях фигуру, в эпицентр борьбы, белым нужно потратить два темпа. Но за это время я успел прочистить черные поля. Это было очень важное звено: как только черный слон заиграл, я уже чувствовал, что там достаточно ресурсов для компенсации. К тому же король у белых был "голый"...
Как видим, вновь "бортовой конь" сыграл негативную роль. Между тем белые могли "реанимировать" своего коня неоднократно, но, как заметил Широв во время пресс-конференции, эта возможность из-за недостатка времени ускользнула от его внимания.
Во время партии я сидел в зале и вел хронометраж. Когда Камский пожертвовал пешку на а4, у Широва было на часах 17 минут, а у Камского - три с половиной минуты. К 32-му ходу показания часов сравнялись. А когда белые делали свой робкий ход 35. h3, у них оставались 1 минута 14 секунд, у черных же - 4 минуты 40 секунд. Гата увеличил свой лимит времени благодаря секундам, добавляемым за каждый ход, тогда как Алексей, слишком тяжело раздумывая над ответами, истратил свой довольно солидный запас. Когда же дым цейтнота рассеялся, выяснилось, что, несмотря на лишнюю пешку, ничью должны были делать белые: уж очень серьезную активность развили фигуры черных.
ШАНС ШИРОВА: АТАКА ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
В 4-й партии основного формата Широву необходимо было выиграть, чтобы перевести матч в тай-брейк. На пресс-конференции, предшествующей игре, на вопрос, как он надеется действовать в этой партии черными, Алексей ответил колюче: "Мне кажется, на этот вопрос я уже отвечал в Элисте".
Да, все так. Широв действительно отвечал на подобный вопрос в Элисте на матчах претендентов. Заданный в присутствии Майкла Адамса, у которого Алексею надо было выиграть "по заказу" последнюю партию. И ответ Широва был сердитый: "Я считаю подобный вопрос, заданный в присутствии моего соперника, некорректным". В той элистинской партии с Адамсом Широву удалось свести спор к тайбрейку, который он выиграл на удивление легко. Но там он играл белыми, а здесь, с Камским, - черными, а это не одно и то же.
На первый ход королевской пешки Широв выбрал острую "сицилианку". Выбор совершенно естественный, когда необходима только победа. Оправдан был и выбор Камского: вариант с 3.Сb5 имеет репутацию сверхнадежного.
Если белые хотят ничью и руководит ими сильный гроссмейстер, то черным, чтобы выиграть, надо рисковать. Причем серьезно. Есть и другая сторона вопроса: если слишком пассивно стремиться к ничьей - можно и проиграть.
И Широв, и Камский это отлично понимали. Широв на 13-м ходу предложил жертву коня, соперник ее проигнорировал: возникали выгодные для черных осложнения. А вот когда на 27-м ходу Камский предложил жертву качества, это было воспринято его секундантом Эмилем Сутовским без особого энтузиазма. Ему бы хотелось обойтись без излишних треволнений. Несмотря на то, что жертва была совершенно корректна, возникала ненужная белым острота. Знаменитая компьютерная программа "Рыбка" указывала на то, что позиция равна, но за доской ведь играют не компьютеры, а люди, которым свойственно ошибаться.
Но Гата не ошибся. Он рассчитал все точно. Его жертва качества форсированно привела вечным шахом к ничьей. Ничьей, равносильной победе Камского.
Кубок мира. Ханты-Мансийск. Финал. Третья партия. Широв (Испания) - Камский (США) - 0,5:0,5. Четвертая партия. Камский (США) - Широв (Испания) - 0,5:0,5. Общий счет матча - 2,5:1,5 в пользу Камского.