Газета Спорт-Экспресс № 300 (4580) от 28 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 декабря 2007 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ НОМЕР

"НОВЫЙ ГОД БУДУ ВСТРЕЧАТЬ С ДИВАЦЕМ"

Слава МАЛАМУД

КИРЯ, УВАЖЬ!

Кирю просят сделать трипл-дабл. По-человечески просят. Даже более того - по-русски. Так и пишут на плакатах: "Киря, сделай трипл-дабл!" И снизу, меленько-меленько, переводят эту исконно русскую фразу на английский. Ну, если кому любопытно, чего там наши люди в Солт-Лейк-Сити на плакатах пишут. Да так, маленькая просьба земляку от болельщиков "Джаз".

Земляк, Андрей Кириленко, чемпион Европы, спортсмен года "СЭ", звезда НБА, главный русский джазмен и просто хороший парень Киря - в курсе. Плакаты видит, болельщиков тоже, подходит к ним, здоровается. Автограф? А как же. Трипл-дабл - дело такое... Оно, конечно, можно постараться, но на заказ не делается. А автографа никогда не жалко. Тем более Кире. Тем более для своих.

Он вообще такой - никого не обидит. Вот, например, в его "закутке" в раздевалке висит фотография. На ней игрок "Голден Стэйт" Бэрон Дэвис пихает Андрея ладонью в лицо. Тяжелый, брутальный снимок, заставляющий задуматься о многом. Какой дзэн-буддизм заставил нашу звезду баскетбола повесить у себя такую картинку? Никакой. Друзья-партнеры повесили, шутнички, а он не снимает. Руки не доходят. Да и вообще - она что, мешает кому? Пусть ее.

И журналистам Кириленко тоже не откажет. Они, хитрые, это знают и после каждого матча, особенно победного, берут россиянина в плотное кольцо блокады. И каждому из них он будет разъяснять и втолковывать ответы на их вопросы так, будто перед ним милый провинциальный дедуля, заплутавший в Кривоколенном переулке. А потом улыбнется еще одному журналисту, российскому, и весело доложит:

- Очень люблю вопросы про то, как у меня удался тот или иной бросок. Бежал-бежал, бросил мячик, а он в кольцо упал... А еще меня только что шесть раз подряд спросили: "Что вы чувствуете, выиграв после шести поражений подряд?" Хотя - что на него ответишь-то? Наверное, надо было сказать, что плохо себя чувствую и что надо было семь раз проиграть.

А российский журналист, которого Андрей ошибочно принимает за избавителя от своих страданий, сделает заметку в блокноте и предложит:

-Давайте тогда останемся в колее, и я задам вам вопрос: "Что вы чувствуете, став лучшим спортсменом года?"

- Я думаю, это очень необъективный приз. Как можно сравнивать баскетбол и футбол? Или игровые и неигровые виды? Кто отличился больше или больше помог стране? Очень субъективно все это. Я, конечно, очень благодарен, но считаю, что все, кто на этот титул претендовал, заслужили его в равной мере.

-Ни для кого не секрет, что это - признание не столько вас лично, сколько вашей роли в великом свершении сборной. Может, тогда это расценивать, как приз всему российскому баскетболу?

- Баскетболу приз мы уже преподнесли - и мужчины, и женщины. Этот год - год первого в России "золотого дубля" - должен войти в историю. Кстати, очень хочу поздравить девочек, они молодцы. На них все-таки была огромная ответственность. В отличие от нас, потому что от нас никто ничего не ждал.

-Признание вас лучшим спортсменом России - достойное завершение самого сумасшедшего года в вашей карьере?

- Самого сумасшедшего - в хорошем смысле.

-Но было-то не только хорошее - между рождением сына и победой на Евробаскете были, например, серьезные проблемы в клубе. Случались ли у вас раньше такие эмоциональные перепады в течение одного года?

- Да. Был год, когда я сыграл в Матче звезд, а сборная вылетела в четвертьфинале. Примерно то же самое, только наоборот.

-Что ж, о лучшем моменте ушедшего года вас спрашивать не буду, а какой день вы были бы готовы вычеркнуть из 2007-го?

- Наверное, несколько апрельских дней в Хьюстоне. Это когда мы проиграли два матча первого раунда плей-офф.

-Ваши слезы запомнились американской прессе.

- Что-то надломилось в те дни. Хотелось просто собрать вещи и уехать из команды. В этой ситуации мне пришла на помощь семья. Одно дело - переживать все это самому, но когда приходишь домой, а у тебя там жена и сыновья... Начинаешь понимать, что баскетбол все-таки не самое важное в жизни. Да, это занимает частичку тебя, но по большому счету - ерунда. Если присмотреться-то. Ну пять здоровых мужиков гоняют по площадке мяч. А где-то дети умирают от рака. Вот и сравните значимость. Когда есть своя семья, приоритеты здорово меняются. Как бы ты ни любил свою работу, по сравнению с чувствами к близким тебе людям это - небо и земля.

ПРИВЫК СЧИТАТЬ ТРЕНЕРА УМНЫМ

Небо и земля - хорошее описание 2007 года в жизни Андрея Кириленко. Ведь перед самым высоким его взлетом, в Испании на Евробаскете, было самое болезненное падение - крайне неудачный для него лично сезон в "Юте", матчи плей-офф, в которых он выходил на 15 минут, конфликт с тренером, обвинения от партнеров. Да и после Евробаскета, дав нашумевшее в Штатах интервью "СЭ", Андрей вновь поставил себя в тяжелое положение. Его просьба отпустить его из команды и публичная критика главного тренера Джерри Слоуна вызвали то, что в Солт-Лейк-Сити считается бурей народного гнева (чтобы вы получше представили себе, что такое Солт-Лейк-Сити и населяющие его мормоны, могу сказать: в этом городе бурей гнева считается удивленно приподнятая бровь).

Но это все в прошлом. "Юта" осознала и обещала исправиться. Андрей, со своей стороны, обещал хорошо себя вести. Все заметано. Так?

-Можно ли сказать, что ваш конфликт с "Ютой" полностью исчерпан?

- Я играю в "Юте". Вот вам и ответ.

-Извлекли ли вы из этой истории какие-то уроки для себя?

- Самый главный: если тебе чего-то не удается добиться, то помочь может пресса.

-Спасибо... Точнее, на здоровье.

- Да, как ни странно, как только мои интервью появились в "СЭ", тут же все начали шевелиться и пытаться наладить отношения.

-Что ж, это слышать приятно. Ну а как насчет американского менталитета? У здешних звезд спорта есть нерушимое правило: "Look out for number one", то есть - "Позаботься о первом номере", где под "первым номером" подразумевается "я, любимый". То есть нельзя давать себя в обиду. Если что не нравится - тут же это следует озвучить. Не бояться поднять голос. Но вы таким никогда не были. Теперь-то научились, что надо ставить собственные интересы во главу угла?

- Я согласен с тем, что нужно быть наглее и заявлять о своих интересах. Но мы воспитаны все-таки не так, не в том баскетболе. Мы привыкли надеяться на то, что тренер - умный. Что он в курсе ситуации и сам все понимает. Поэтому я все это время думал: "Блин, но он же видит. Он что-то сделает". Однако все повторяется от игры к игре, и ничего не меняется... Тогда приходится задуматься. В общем, тут надо к таким вещам относиться с точки зрения бизнеса.

-Именно так к вашим проблемам отнесся хозяин клуба Лэрри Миллер. Ведь разрешение конфликта - его заслуга?

- Он прекрасный человек, и с ним у меня никогда не было проблем. Лэрри считает своим долго заботиться не только о "Джаз", но и о городе, в котором живет. Для него очень важно, чтобы люди, которые приходят на игры, получали удовольствие... В общем, с ним как раз у меня отношения всегда были отличными.

-В начале этого сезона он вышел на площадку, когда команда перед матчем, обнявшись, встала в "круг", и присоединился к вам. При этом обнимал он именно вас. Это было случайностью?

- Нет, не было. Он хотел выразить мне поддержку после всего того, что было в межсезонье. Показать, что он за меня.

-Это правда, что обмен вас в "Финикс" на Шона Мэриона, уже практически завершенный, был "убит" персонально Миллером?

- Этого я не знаю. Такие вещи решаются на самых верхах, а игроки о них не могут и догадываться.

-Но был же момент, когда вы, главный тренер Джерри Слоун и генеральный менеджер сели в одной комнате, чтобы все обсудить. Что вы в итоге выяснили?

- Главный момент сводился к тому, что тренер обязался сделать все, чтобы мне помочь. Постараться меня понять с психологической точки зрения. Я много раз говорил, что мне очень тяжело работать, когда тренер постоянно давит только на "негатив". Только поиски того, что не так, только выявление виноватых. Я так не могу. Мне иногда надо услышать и слова одобрения. Джерри обещал, что постарается уделять внимание и хорошему. Должен сказать, что он пока это делает. Я понимаю, когда тренер устраивает нагоняи во время игр. Это, кстати, и не изменилось. Но на тренировках теперь атмосфера - небо и земля. Я себя чувствую ныне совершенно по-другому. Не дергаюсь, не нервничаю.

БЕЗ ИНСТИНКТА УБИЙЦЫ

-Есть люди, которым в общем-то все равно, орет на них тренер или нет. Не берут это близко к сердцу. Вы, похоже, не из таких.

- Понимаете, я раньше вот какую ошибку делал. Считал, что баскетбол - это игра, которая должна приносить удовольствие. А нужно - так, как вы сказали: "Looking out for number one". Необходимо воспринимать это как бизнес. Ты приехал сюда работать - и работай.

-Но не убивает ли это всего того, что есть лучшего лично в вас? Вы-то как раз лучше всего играете, когда получаете удовольствие.

- Может быть, и убивает...

-Вы когда-то какому-то игроку сказали: "Я не хочу тебя побить, я хочу против тебя хорошо сыграть..."

- Это был знаменитый в прошлом атакующий защитник "Юты" Джефф Хорнасек. Сейчас он один из наших тренеров. Он мне как-то на тренировке сказал: "Тебе нужен инстинкт киллера, иначе ты меня не побьешь". А я ответил: "Я хочу тебя не бить, а переиграть".

-То есть этого самого инстинкта, агрессии у вас нет?

- Да, я другой. Мы спорили на эту тему с Хорнасеком, и он считает, что я должен пытаться уничтожать своих соперников. А я говорю: "Джефф, я так не хочу". Это не моя цель - выставить соперника посмешищем. Я выхожу на площадку с желанием хорошо сыграть самому.

-Это не по-американски. Майкл Джордан, например, не стеснялся наступить на горло уже поверженному врагу.

- Это не мое. Я - сторонник fair play. Если соперник падает, надо его придержать, а не толкать.

-И как же это стыкуется с тем самым бизнесом? Для бизнеса-то полезнее, чтобы вы были злее и агрессивнее?

- На игровую агрессию, на желание играть это не влияет. Думаю, что, если вы спросите игроков НБА, мало кто скажет, что против меня играть легко. В защите я играю достаточно жестко. Разница в том, что если я сделаю грубый фол, ударю там кого-то локтем (а такое бывает) - то извинюсь. И продолжу играть так же.

-На чемпионате Европы мы увидели нескольких разных Кириленко. В одном матче вы могли блистать в своей привычной роли - на подборах и в обороне, а в другом - набрать 29 очков. Отчего такая переменная облачность?

- Я всегда был очень разноплановым игроком. Помню, даже в детских командах мог на одном турнире получить приз лучшего в защите, а на другом - лучшего снайпера. То есть навыки есть везде. Остается только подстраивать свою игру под то, в каком стиле играет соперник. Если позволяют мне забивать - забиваю. Нет - перестраиваюсь на подыгрыш тем партнерам, у которых "идет".

-А часто бывает, что "не идет" у вас?

- Бывает. Вот, например, в матче против Франции на том же чемпионате Европы - вообще ничего не получалось. Флоран Пьетрус меня тогда так "отоваривал", что ничего сделать было нельзя. В такие моменты лучше не заводиться и не "перетягивать" игру на себя. То есть показывать, что ты не боишься, конечно, надо, но сбиваться на индивидуальную игру - ни в коем случае. Впрочем, тут нам повезло с тренером. Дэвид Блатт эти моменты контролировал очень жестко. Успевал "передергивать" состав, вовремя брал тайм-ауты. Он в этих делах, конечно же, мастер.

ХОЛДЕН - ТОЖЕ РУССКИЙ

-Не хочется вас сглазить, но пока что у вас лично намечается лучший сезон в карьере. Причем именно в этом чемпионате НБА вы как-то больше предстаете в роли организатора атак. Скажем, значительно возросло количество голевых передач. Вам не кажется, что это - все-таки ваше истинное игровое лицо?

- Может быть. Я всегда считал себя "чернорабочим". Я имею в виду не человека, который просто стоит и собирает подборы, как машина, а того, кто отвечает за маленькие, незаметные, но ключевые моменты. Выцарапать мяч, отдать неожиданную передачу, и все это - на важных отрезках игры. Я всегда старался специализироваться именно в этом. Кстати, в НБА в этом плане мне довольно непросто.

-Почему?

- Потому что матчи через день, и все соперники очень разные. Одни бегут, другие играют в комбинационный баскетбол. Одни "сидят" в защите, другие все время рвутся в атаку. Очень тяжело ко всем адекватно подготовиться, а отсюда - перепады, нестабильность. Можно сколько угодно готовиться к каждому сопернику, но все равно не угадаешь, как сложится игра.

-Дэвид Блатт сказал, что вы выходите на площадку без комплексов, без желания кому-то что-то про себя доказать.

- Абсолютная правда. Все, что надо, я всем про себя уже доказал. На сегодняшний день все мои желания состоят в том, чтобы доказывала моя команда.

-А еще Блатт сказал: "Андрей источает joie de vivre. Это он по-французски выразился. "Радость жизни", то есть. Насколько это до сих пор в вашей игре присутствует?

- Когда играю за сборную - постоянно. А в Америке с этим немножко сложнее, потому что в НБА баскетбол - это повседневный быт. Матчей ужасно много, и на каждый себя одинаково хорошо не настроишь. Иногда просто плохо себя чувствуешь. Но принимаешь аспирин и заставляешь себя идти и играть. Здесь ты работаешь за деньги и должен подходить к этому профессионально. В сборной ситуация другая. Там присутствует этакая "искринка". Она, конечно, не всегда помогает. Но на последнем чемпионате Европы эта... бесшабашность, что ли... как раз и помогла нам выиграть.

-А откуда эта искринка высекается? Просто из того факта, что несколько русских парней собрались вместе? Или тут более высокие материи - флаг, гимн, майка с орлом?

- И то, и другое. Атмосфера сборной - особая. Приезжают пятнадцать молодых ребят, многие из которых знают друг друга с седьмого-восьмого класса. Все ведь практически одного возраста, все на одной волне, ни у кого нет никаких секретов от остальных. То есть это одно уже придает колорита. Ну и то, что мы представляем Россию... Мы ведь все равно патриоты. Пусть многие из нас не живут постоянно в России, как я, например, но мы чувствуем, что мы представляем свою страну. Вот у меня, когда я слышу гимн, реально мурашки по коже бегают. Это не агрессия, не "мы щас всех порвем", а именно гордость.

-Хорошо, а как в эту прекрасную картину вписать Джона Роберта Холдена?

- Да ну что в этом такого? Давняя практика, многие команды это делают. К тому же Джей Ар играет в сборной с душой. Он не работает на Россию, он вкладывает в сборную себя. Для него это был шанс попасть на Олимпиаду. В составе сборной США это ему бы не светило, а так поедет. К тому же мне кажется, что после многих лет в ЦСКА он действительно уже стал своим. В чем-то даже русским. Да, он не говорит по-нашему, да, он темнокожий. Но для нас это не важно.

-А в чем тогда он стал русским?

- Я называю это "человек мира". Я тоже такой. Сравните меня с Холденом. Я провожу девять или десять месяцев в году в США, а он - в России. Так кто из нас больший россиянин? В прошлом году я вообще был в России только две недели. Я думаю, не надо судить по рождению. Вот мои сыновья родились и живут в Америке, но я не считаю их американцами. Они у меня полностью русские.

-Кстати, как у Феди, вашего старшего, с родным языком? Школа не испортила?

- Идеально. В школе говорит на чистом английском, дома - на чистом русском.

ОЛИМПИЙСКАЯ МЕЧТА

-Что бы вы сейчас хотели получить в качестве подарка на Новый год? Избрание в первую пятерку сборной звезд НБА?

- Нет, зачем? Баскетбол у меня сейчас на втором плане. Ну да, было бы приятно, но надо реально оценивать свои шансы. Думаю, что от нашей команды на Матче звезд будет Карлос Бузер.

-А если Россия устроит в интернете "флэш-моб", мобилизует для вашего избрания могучие человеческие ресурсы огромной страны?

- Тогда поеду на Матч звезд вместе с Витей Хряпой. (Улыбается.) Хотя в этом плане Россия, к сожалению, не Китай. Вот уж кто мобилизуется по первой команде. Я вот совсем не удивлюсь, если они вытащат не только Яо Мина в сборную Запада, но и И Цзяньляня - в сборную Востока. У нас народ не так любит голосовать.

-А что бы вы себе хотели пожелать в Новом году?

- В спорте? В этом плане я главной мечты - выиграть что-то с командой - уже добился, причем в уходящем году. Индивидуальные призы уже были и больше меня не волнуют. В 2008-м, конечно, будет Олимпиада, там хочется урвать медальку. Время-то уходит. В первый раз я был на Играх в Сиднее, мне тогда было всего 20. Сейчас уже 27, карьера идет к завершению...

-А как насчет финала чемпионата НБА? Чемпионского перстня?

- В меньшей степени. Олимпиада гораздо важнее.

-А разве мечта баскетболиста - не победный бросок на последних секундах главного матча? Это ведь в Испании сделали не вы, а Холден.

- Нет у меня такой мечты. Никогда не тешил себя этими надеждами.

-Ну хорошо, не бросок. В вашем случае уместнее был бы, например, решающий блок-шот. Или пас.

- Нет, абсолютно! Это вообще не важно. Какая разница, кто это сделал, если выиграла команда?

-Итак, единственное пожелание себе на новый год - олимпийское золото?

- Медаль. Давайте будем реалистами. На нас никто не ставит, так что будем идти к цели маленькими шажочками. Самое главное в этих турнирах выиграть четвертьфинал. И все - ты играешь за медали. Проигрываешь один матч - и весь турнир насмарку.

-А что пожелали бы себе вне спорта?

- Хотелось бы девочку. Два мальчика уже есть... Хотя, если будет третий мальчик - тоже хорошо.

-А России?

- Чтобы смотрела спорт, переживала и получала удовольствие. Но не слишком переживала. Это ведь спорт, там нельзя все время побеждать. Были бы одни победы - стало бы неинтересно. Вот, болельщики "Сан-Антонио" - им уже победы приелись. Сидят, ковыряют в носу, едят поп-корн.

-Кстати, о видах спорта, в которых нам победы совсем не приелись. Как вы думаете, что будет для России большим событием - золото баскетбольной сборной в Пекине или выход футбольной сборной из группы на Euro-2008?

- Баскетбол и футбол - вещи в России несовместимые. Мы сами будем болеть за нашу сборную и желать им даже не просто выхода из группы, а медалей. Вот, прекрасный пример перед глазами - наша команда. Тоже никто на нее не ставил. И ничего. Цепляться в каждом матче за каждый кусочек поля, там ничейку, тут 1:0, выйти из группы, выиграть хоть бы и по пенальти. Шаг за шагом, тихонько...

-Вы живете по соседству с партнером по команде Мехметом Окуром. Дружите семьями?

- Да, ходим в гости. У него ведь недавно дочка родилась, а у меня - второй сын, Степа.

-Игроку НБА Новый год встречать непросто - сезон-то не прекращается. В этом году хоть есть какие-то планы?

- У нас игра 31-го, причем домашняя, так что посидеть можно будет. Как раз приедет Владе Диван, встретим Новый год с ним. Очень хороший человек, просто слов нет. Человек с большой буквы. Такой популярности, какую он заслужил на родине, у нас в России вряд ли кто сможет добиться. Он в Сербии - как Бог. Или как Зидан во Франции...

Да, это вообще-то вопрос для теологов - у кого статус повыше. А вот Кириленко к горним высям не стремится. Ему достаточно гор в штате Юта. А уж на недостаток популярности жаловаться грех, особенно когда игрок имеет привычку, уходя со стадиона, попрощаться с каждым встреченным им по дороге охранником и уборщиком, каждому пожелать счастливого Рождества и совершенно улетного Нового года, а потом, уже на выезде, подписывать болельщикам майки, баскетбольные мячи, программки и все, что подсунут, чтобы никто не ушел неподписанным. И отвечать на вопросы, и шутить, и быть совершенно, в доску своим для всех и каждого...

А еще, проходя мимо стоящего у выхода столика с бюллетенями голосования на Матч звезд, Андрей подмигнул и сказал, что не взять ли нам парочку охапок и не устроить ли этакий "вброс" незапланированных голосов. После чего, рассмеявшись, спросил корреспондента "СЭ", нужно ли его довезти до парковки.

И мы поехали. С Кириленко. В Новый год.

Солт-Лейк-Сити - Вашингтон