ХОККЕЙ |
КАК УМИРАЮТ "КРЫЛЬЯ"
Вчера ХК "Крылья Советов" мог вернуться в свой дворец в Сетуни, а значит, проводить оставшиеся матчи на домашней арене. Напомним, что больше недели назад Кунцевский районный суд запретил клубу проводить матчи в УДС "Крылья Советов" из-за несоответствия арены нормам пожарной безопасности. Однако решения о возвращении принято не было, и вчера "Крылышки" провели на выезде уже четвертый домашний матч. О том, что происходит в популярном некогда клубе, занимающем на данный момент лишь восьмое место в зоне "Запад" высшей лиги, - в материале корреспондентов "СЭ".
БЕЗ СКАНДАЛОВ "КРЫЛЬЯ" НЕ ЖИВУТ
Имидж главного поставщика отрицательных новостей столичные "Крылья Советов" в последние годы за собой застолбили прочно. Постоянные проблемы с финансами, скандалы и забастовки, собственно хоккейные беды. Когда майский исполком ФХР исключил "Крылья" из суперлиги, казалось, что впору забыть о старейшем клубе страны.
О команде из Сетуни и вправду забыли - на целых полгода. Как ни странно, забыли потому что жизнь у москвичей начала налаживаться. С приходом нового руководства финансовые проблемы остались в прошлом, подобрался очень сильный по меркам высшей лиги состав. Единственные новости со знаком "минус" приходили с хоккейных площадок - вроде разгрома 1:7 от "Сокола" в Киеве.
Увы, в январе 2008 года вернулись прежние, скандальные "Крылья". Комиссия пожнадзора в ходе внепланового визита сделала вывод, что в здании дворца спорта в Сетуни серьезно нарушены нормы пожарной безопасности. На основе этого Кунцевский районный суд Москвы запретил проводить на арене любые культурно-массовые мероприятия до 11 марта 2008 года. Проще говоря, теперь в Сетуни не только нельзя играть матчи чемпионата высшей лиги - даже тренироваться не рекомендовано. И чемпионат доигрывать москвичам придется, скорее всего, на чужих аренах. Истинной причиной закрытия дворца стал конфликт между его собственником - руководством завода ВИЛС и хоккейным клубом во главе с гендиректором Александром Третьяком.
23 декабря 2007 года "Крылья" отпраздновали 60-летний юбилей. То, что команду выгнали на улицу едва ли не тут же после праздника, добавляет ситуации особого цинизма. Старейший клуб страны будто бы отправили на пенсию. Как заслуженного, но конфликтного сотрудника.
БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ
Впечатления от посещения территории, на которой несколько десятков лет прожили "Крылья Советов", остаются грустные. Шлагбаумы, охрана, пропускная система - словно на каком-нибудь режимном объекте. Тягостную атмосферу хоть как-то разбавляют ребятишки, бодро шагающие на тренировки по хоккею или фигурному катанию. Кстати, едва ли не половину юных спортсменов во дворец привозят ухоженные родители на дорогущих машинах.
Команда мастеров "Крылья Советов" на контрасте с благополучными детьми - классический бедный родственник. Тренируются хоккеисты на фоне девственно чистых трибун. Без надежд, что вечером в предвкушении разгрома какой-нибудь "Ариады" поддержать их придут три-четыре тысячи болельщиков. Игроков, которые на родной арене чувствуют себя гостями, по-настоящему жалко. Компанию подопечным Ильи Бякина составляют лишь плакаты "Крылья Советов - Крылья России" и "У нас - настоящий хоккей". Да и те в глазах заезжающих в домашний дворец лишь на пару часов хоккеистов выглядят издевательски. В углу катка стоят две запасные "рамки" ворот. Ржавчины на них больше, чем красной краски. В наглухо запертом конференц-зале покрываются пылью портреты Дмитриева и Кулагина...
Игроки первой команды тренируются с каким-то злым, отчаянным оптимизмом. Вкалывают на совесть. А потом подъезжают к стеклу, утирают пот с лица и делятся впечатлениями от нынешней ситуации. Все, мол, опять в клубе проблемы. О том, что "Крылышки" выгнали с родной арены, команда узнала, вернувшись с тяжелого выезда в Пензу и Саратов. Нервы у хоккеистов натянуты до предела. Молодой форвард Михаил Анисин, за полсезона набравший больше пятидесяти очков, в сердцах обзывает упавший шлем ведром. Кто-то из его партнеров со вздохом констатирует, что хоть первая половина сезона прошла хорошо.
- Загадывать, сможем ли мы не "посыпаться", выступая все время в гостях, не буду, - бодрится Бякин. - Вопрос в том, сможем ли выдержать физически. Даже после недели выступлений на выезде хоккеисты очень устают. А тренировочный процесс нам сильно подорвали, увеличилось время переездов.
ЗАСТРОЯТ ЛИ ВЫСОТКАМИ ТЕРРИТОРИЮ СПОРТКОМПЛЕКСА В СЕТУНИ?
В первой команде на вопросы, где же будут играть бездомные "Крылья", не отвечали. Ни хоккеисты, ни тренерский штаб, ни генеральный менеджер Вячеслав Буцаев. Ссылались на неосведомленность и отправляли за информацией к вышестоящему руководству.
Готовности Александра Третьяка идти на контакт многим хоккейным функционерам еще учиться и учиться. После важного совещания, на котором, по некоторой информации, решались принципиальные финансовые вопросы, гендиректор пулей, невзирая на московские пробки, примчался на место встречи едва ли не быстрее корреспондентов "СЭ".
- За последние десять лет наш клуб пытались только развалить, - начал комментировать сложившуюся ситуацию Третьяк. - Поддержки, наоборот, не встречаем нигде. Все начинается с районного уровня - глава управы занимает в отношении нашего вопроса непонятную позицию. Префект Западного округа господин Алпатов вообще встречаться не хочет. Писали письма мэру - молчание. Писали в правительство РФ - молчание. То равнодушие, которое демонстрируют чиновники всех уровней, мягко говоря, шокирует.
Наш дворец в Сетуни стоял тридцать лет, и все было нормально. Прошлым летом в клуб пришли люди, имеющее цель его спасти. Именно в этот момент господин Кашковский, полковник пожнадзора Западного округа, вынес свой вердикт. Мол, арену в соответствии с требованиями противопожарной безопасности надо закрыть. Предвзятый, подчеркиваю, вердикт. Мы были готовы поставить пожарные посты, вызывать машины. Дворец же должен функционировать. Но Кашковскому почему-то захотелось нас закрыть. Мы обратились к руководителю МЧС Сергею Шойгу. У министра прекрасные отношения с Кузькиным, Якушевым, братьями Голиковыми. Напомню, что эти ветераны входят в клуб "Легенды хоккея СССР" - учредителя нынешних "Крылышек". Так вот, даже авторитета и влияния Шойгу не хватило, чтобы решить вопрос.
-Кашковского поддерживают влиятельные лица?
- Утверждать это прямо не буду, но на историю хоккея и "Крыльев" ему точно наплевать.
-А руководству ВИЛСа, владельца арены, тоже наплевать?
- Если вы помните, в августе я даже говорил, что наши с ВИЛСом взаимоотношения хороши как никогда. Тогда мы вели диалог, предлагали заводу конструктивные варианты решения проблемы. Ответа на наши инициативы не было. Сейчас вновь идут тяжелые переговоры с владельцами о покупке дворца, о долгосрочной аренде. Надеюсь на конструктивную позицию двух главных акционеров завода - Романова и Веремеенко. Шансы на компромисс есть.
-С какими предложениями вы выступали?
- Ввести в попечительский совет клуба гендиректора ВИЛСа Задерея. Поддерживать и развивать клуб усилиями завода и частных инвесторов. Тогда в переговорах произошел сбой, и дальше дело не пошло. Хотя мы и сейчас готовы сесть за стол переговоров.
-В ваши планы до сих пор входит покупка дворца?
- Без своей арены мы ни жить, ни развиваться не можем. "Крылья Советов" - единственный, кстати, московский клуб, у которого только одна ледовая площадка. Летом, например, мы обращались к гендиректору ВИЛСа, заявляли, что на месте разрушенных хоккейных площадок на территории дворца готовы сделать катки с искусственным льдом. Отправляли специалиста на переговоры в Китай. Китайцы были готовы за два месяца смонтировать и поставить две крытые площадки с искусственным льдом. Наши аналоги, к слову, в два-три раза дороже и только в очереди на их строительство надо ждать полгода. В ответ на свое предложение получили от ВИЛСа письмо. В нем говорилось о постановлении правительства Москвы - застроить территорию нашего спортивного объекта жилыми домами. Письмо у меня есть. Постановление тоже.
В ПЛАНАХ - ПИСЬМО В МОК
-Что за конфликт случился между вами и ВИЛСом в вопросе о суммах арендной платы?
- Мы оплатили аренду за август и сентябрь. Потом написали ВИЛСу письмо, что свои обязательства арендодателя завод не выполняет. Во дворце, например, не было тепла и горячей воды. Мы хотели пересчитать сумму арендной платы. В ответ завод разорвал договор в одностороннем порядке и деньги за октябрь вернул нам обратно. Тогда же начались судебные разбирательства по поводу разрыва договора. Они продолжаются до сих пор - суд пока не может принять определенного решения.
-В итоге ваш клуб и вовсе лишился дома.
- Нас просто выгнали на улицу. Огромное спасибо тем городам области, которые протянули нам руку помощи. Воскресенск, Клин, Можайск, Дмитров предложили проводить матчи в своих дворцах. Парадокс, но московский клуб для области оказался нужнее и важнее, чем для города. Саранск и вовсе предложил переехать в Мордовию на постоянной основе. Отказались потому, что не хотели покидать Москву. Все-таки наш дом - Сетунь. Однако фарм-клуб перед началом следующего сезона перевезем в столицу Мордовии. Это, кстати, будет соответствовать правилам игры в новой лиге.
Последняя инстанция, в которую "Крылья" могут обращаться со своей бедой, - МОК. Такое ощущение, что нам никто, кроме президента этой организации Рогге, уже не поможет.
-А Рогге поможет?
- А что нам остается делать? В России-то мы обращались во все инстанции.
-Летом вы говорили, что для "Крыльев" реальна перспектива проводить домашние матчи во дворце на Ходынском поле.
- Когда нас выгнали из Сетуни, в первую очередь рассматривали возможность выступать на аренах Москвы. МСА "Лужники" и ледовый дворец ЦСКА слишком перегружены. А цена аренды "Мегаспорта" на Ходынке, как и ранее "Динамо", не устроила. 50 тысяч долларов за матч - неподъемные условия.
-По некоторой информации, в ваших планах - попытка заявиться на будущий сезон в новую лигу. Это так?
- Все опять упирается в вопрос дворца. Если он будет, "Крылья" способны выступать в новой лиге. Деньги у клуба есть, стратегия развития - тоже. Правда, нас должны еще принять в эту лигу. За десять лет кризиса имидж клуба существенно ухудшился.
-Что произойдет, если "Крылья" в ближайшее время не отстоят право играть в Сетуни?
- Даже не рассматривал такую возможность. Надеюсь, все сложится не так плохо.
ВИЛС ХОЧЕТ ВЫГНАТЬ ТРЕТЬЯКА
Сбиться на антиВИЛСовскую риторику при подготовке этого материала было очень легко. О структуре под названием "Всероссийский институт легких сплавов" довелось услышать всякое. Связанные с хоккейным клубом люди говорят, например, что захват в собственность дворца спорта в Сетуни был классической рейдерской атакой. Достойной для занесения в учебники по истории молодого периода российской экономики.
Поведали нам и такой случай. Когда в ноябре началась "первая серия" конфликта между ВИЛСом и руководством клуба, ее сюжет заинтересовал одну популярную телепередачу. Молодой корреспондент, приехав в Сетунь, отснял кучу материалов, пообщался с Третьяком, выслушал позицию "Крыльев". А после контакта с ВИЛСом мгновенно начал эту позицию критиковать. Телесюжет в итоге оказался настолько предвзятым в пользу завода, что был снят с эфира.
...Генеральный директор ВИЛСа Александр Задерей оказался доброжелательным человеком, легко пошел на контакт. На все вопросы об отношениях собственника дворца в Сетуни и его арендатора отвечал подробно и охотно.
- Сразу хочу сказать, что запрет на проведение матчей во дворце "Крыльев" наложила пожарная охрана, - начал Задерей. - Не нужно быть специалистом, чтобы понять, насколько серьезна ситуация на арене. Все требования пожарных зафиксированы документально, они насчитывают около шестидесяти пунктов. Ни одного требования клуб не выполнил.
-По срокам инспекции пожнадзора почему-то совпали с проблемами в отношениях между вами и нынешним руководством "Крыльев".
- Но самое важное ведь то, что в здании мог в любой момент вспыхнуть пожар. Арена в Сетуни находится в списке семи наиболее пожароопасных зданий Москвы! Пострадать в случае трагедии могли сотни людей. А в результате уголовную ответственность понесет не Третьяк, а я (поскольку дворец - собственность ВИЛСа) и пожарные. Третьяк со своими помощниками - люди безответственные, им на все наплевать.
-То есть инспекции были инициированы вами как собственником?
- Нет, это была инициатива самого пожнадзора.
-Третьяк говорил, что был готов выставить посты и пожарные машины.
- Третьяк может говорить что угодно, чем он и занимается.
Единственное, что вызвало у Задерея болезненную реакцию, была просьба прокомментировать слова гендиректора "Крыльев". Все заявления Третьяка он характеризовал как "наговоры", "слухи", "бред", "слова психически ненормального человека". А еще постоянно ссылался на документы-заключения пожнадзора, с которыми у ВИЛСа, по словам Задерея, полный порядок.
-Почему "Крылья" отказались выплачивать вам деньги за аренду?
- Не знаю, они просто прекратили платить.
-В клубе объясняют, что ВИЛС не предоставил коммунальные услуги.
- Я могу подтвердить, что без тепла и горячей воды в Сетуни никто не сидел. Более того, когда Третьяк выкупал клуб у предыдущих владельцев, в соглашении было прописано, что он должен закрыть старые долги. В том числе и по коммунальным платежам. Новый гендиректор их не оплатил, а деньги внес ВИЛС.
-Ваша структура заинтересована в развитии клуба "Крылья Советов"?
- Мы готовы поддерживать команду и содержать хоккейный клуб. Но при условии, что будем иметь к нему отношение - например, выступая в роли совладельца. Вот выгоним из Сетуни Третьяка с его помощником Кондрахиным и будем заниматься хоккеем сами.
НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Последняя фраза Задерея окончательно подтвердила, что между ВИЛСом и нынешним руководством "Крыльев" идет война. Правда, при этом Третьяк и К° еще и содержат команду, а завод не вкладывает в хоккей ни копейки. Хозяев арены в Сетуни судьба старейшего клуба страны по большому счету не интересует. Когда один из нас разговаривал с Задереем, на все корреспондентские реплики вроде "команда-то на улице осталась, как же ей выступать" гендиректор ВИЛСа реагировал в стиле "так им и надо". Заинтересованные в развитии хоккея, уважающие болельщиков люди так не говорят. Даже на фоне безграничной неприязни к Третьяку.
Не стоит, однако, идеализировать и нынешнее руководство "Крылышек". Третьяк в личной беседе произвел приятное впечатление. Говорил порывисто, искренне, аргументированно. То, что он переживает за проблемы и судьбу команды, видно невооруженным глазом. Однако во всех бедах клуба из Сетуни он винит лишь одну организацию. Напряженную атмосферу внутри команды гендиректор либо не замечает, либо не озвучивает.
Между тем многие сотрудники клуба убеждены, что Третьяк - человек абсолютно нехоккейный. На этой почве у него возникали конфликты с игроками. По некоторой информации, руководство обвиняло хоккеистов в сдаче матчей. Вроде бы упоминался саратовский "Кристалл". Но денег у "Кристалла" на неспортивные фокусы вряд ли хватило бы. О ситуации с финансами в волжском клубе говорит тот факт, что там почти нет премиальных, а самые большие зарплаты составляют тридцать тысяч рублей в месяц. Первая команда "Крыльев" на такие разговоры обижается. Подопечные Бякина в один голос говорят, что играют честно, в каждом матче создают по полтора десятка голевых моментов. Указывают на "прелести" гостевого судейства в высшей лиге, советуют смотреть видеозаписи.
Конфликт вокруг обвинений в продаже матчей в итоге вылился в отчисление трех хоккеистов из числа самых высокооплачиваемых - Потайчука, Пчелякова и Савченкова. После неудачного выезда в Саратов и Пензу (три очка в четырех матчах) состоялся разговор Третьяка с капитаном Ерофеевым. Защитник с гендиректором обсуждали, как исправлять положение. Ерофеев настоял, чтобы в срочном порядке вернули отчисленных хоккеистов. Вернулись, правда, только двое - Савченков выступать за "Крылья" отказался.
Нынешнее руководство клуба ошиблось, пожалуй, и с выбором вратаря на сезон-2007/08. Зарплатная ведомость "Крыльев" позволяла купить опытного голкипера. Напомним, что летом свободны были такие мастера, как Соколов и Тортунов. В итоге потенциальный фаворит Западной зоны половину чемпионата провел с тройкой молодых голкиперов. Неудивительно, что команда из Сетуни пропустила 177 шайб в 42 матчах (больше четырех за игру) и идет на 8-м месте в турнирной таблице.
ЕСЛИ СНЕСТИ СПОРТКОМПЛЕКС...
Профессор, читавший одному из нас в институте курс всемирной истории, на одной из лекций объяснял материальные причины арабо-израильского конфликта: "В первую очередь эта война - за землю Палестины". То же самое можно сказать и о кризисе в "Крыльях". ВИЛС из года в год демонстрирует поразительное равнодушие к хоккею в Сетуни. Наверняка найдется немало людей, готовых вкладывать в клуб серьезные деньги. Правда, лишь в том случае, если у него будет собственный дворец. Выкупить же арену у завода или взять ее в долгосрочную аренду будет очень проблематично.
Руководство ВИЛСа, выжив в гиблые для оборонной промышленности девяностые, научилось мыслить рыночными категориями. И по остаточной стоимости, скажем, в 20 миллионов долларов, спорткомплекс в Сетуни не продаст. Потому что это - большой кусок земли на престижном Кутузовском проспекте. Ведь если спорткомплекс снести, продать эту землю можно уже за 20 миллиардов.
Вот этой-то рыночной психологии завода, как кажется, не понимает Третьяк. Который живет проблемами детского и большого хоккея, работает на благо клуба. И искренне возмущается, когда структура, имеющая отношение к "Крыльям", демонстрирует, что ей на эти проблемы наплевать. Итогом конфликта становятся многомесячные суды и домашние матчи в Клину.
"Как только Ефимыч умер, все пошло наперекосяк", - такую версию причин десятилетнего кризиса в Сетуни довелось услышать от старейших сотрудников клуба. Сегодняшние "Крылья" и вправду словно зависли между эпохой легендарного Игоря Дмитриева, когда от клубов, стоящих "на балансе" богатых структур, требовалось лишь играть в хоккей, и нынешней, когда создается приносящая прибыль лига. Не приспособившись к новым условиям, вряд ли можно сохранить крепкую команду в Сетуни.
Андрей КУЗНЕЦОВ, Александр ШАПИРО