ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА |
На прошлой неделе в гостях у "СЭ" побывал президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России.
Владимир СЛАВСКИЙ: "УВИДЕВ НАШУ ЛУЧШУЮ БАЗУ, ШТАЙЕРТ НЕ ЗНАЛ, КАК БЫСТРЕЕ ОТТУДА УЕХАТЬ"
О СОЧИ-2014 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
- Под началом нашей федерации находятся два уникальных олимпийских вида спорта, - начал Славский. - Достаточно сказать, что прыжки с трамплина являются самой доходной дисциплиной FIS - в Европе ежегодно проводится более 30 зимних и летних этапов Кубка мира, собирающих толпы болельщиков.
К сожалению, у нас ситуация обратная. На сегодняшний день в России нет вообще ничего для развития этих видов спорта: ни одного трамплина, пригодного для международных соревнований, ни одного большого летнего трамплина, при том что значительная часть подготовки проходит именно в это время года.
Естественно, в таких условиях подготовка молодежи крайне затруднена. Мы вынуждены вывозить ребят с 12 лет тренироваться за рубеж. К примеру, дебютант сборной 17-летний Павел Карелин - продукт именно такой системы подготовки. Проблема усугубляется тем, что прыжки с трамплина - крайне дорогой вид спорта и, как следствие, 90 процентов детей в спортшколах, за исключением, пожалуй, Москвы и Уфы, не имеют элементарного снаряжения для занятий.
-Ваш вид спорта по стоимости подготовки сравним с бобслеем, который еще несколько лет назад находился в таком же плачевном состоянии. Однако после появления топ-пилота Александра Зубкова в бобслей потянулись спонсоры. Вы не считаете, что сначала должен быть результат, а потом - деньги?
- При всем уважении к бобслеистам там можно собрать команду из готовых 25 - 30-летних спортсменов, дать им год для тренировок и при определенных условиях получить хорошие результаты. Бобы можно купить, трассу арендовать - вопрос лишь в деньгах. В прыжках с трамплина подобное просто невозможно. Техника прыжка настолько сложна, что, прежде чем выйти на настоящий трамплин, необходимо довести все движения до автоматизма - ведь малейшая неточность при отталкивании или приземлении может стоить спортсмену здоровья, а то и жизни. Поэтому мы готовим детей с 8 - 9 лет, чтобы в 12 они начинали прыгать по-настоящему. Получается, круг кандидатов в команду очень ограничен, мы не можем брать спортсменов, скажем, из легкой атлетики, как это практикуется в бобслее.
-Сочи-2014 нам поможет?
- Конечно, дело сдвинулось с мертвой точки. Надеюсь, что уже в 2011 году в России будет два комплекса трамплинов с современной инфраструктурой: гостиницами, подъемниками, паркингами. Один из них будет построен в Сочи, другой - в поселке Токсово под Санкт-Петербургом. Ведь сейчас мы - единственная великая зимняя держава, которая не имеет возможности провести у себя чемпионат мира по лыжным видам спорта. Это же нонсенс!
-По каким критериям выбирали место для строительства трамплинов?
- Есть масса требований для трамплинов: нужно чтобы солнце не било в глаза, необходимо обеспечить защиту от ветра, есть и еще множество обязательных мелочей. Когда дело доходит непосредственно до строительства, то предпочтительнее класть трамплин на готовый склон. Если такого нет, можно найти альтернативные решения. К примеру, я предложил сделать трамплин, который бы прилегал к зданию, даже присмотрел конкретные объекты возле столичного метро "Нагорная".
Что касается Сочи, то там нам откровенно повезло с местом. Все специалисты отмечают, что Красная Поляна идеально подходит для прыжков с трамплина. При грамотном подходе мы можем создать лучший прыжковый комплекс в мире. Преимущество Сочи еще и в том, что мы возводим все с нуля и можем предусмотреть любые мелочи. Весь остальной мир мучается именно из-за недостатка места. К примеру, в Инсбруке возле трамплина хотят построить спортивную арену, но все близлежащие земельные участки уже заняты.
-Будут ли прыгать с трамплина женщины?
- Уже прыгают. В следующем году состоится первый чемпионат мира. Наши девочки тоже примут в нем участие, но мы пока не можем рассчитывать на высокие места. В олимпийской программе женские прыжки, скорее всего, будут представлены лишь после 2014 года. Теоретически их можно было ввести уже в Сочи, но России присутствие женского трамплина на Олимпиаде невыгодно.
-В последнее время наблюдается закономерность: страна - хозяйка Олимпийских игр делает заметный скачок в спортивных результатах. Это произошло с Францией после Альбервилля-1992, в Норвегии после Лиллехаммера-1994, настоящий бум зимних видов спорта случился в Америке после Солт-Лейк-Сити-2002. Случится ли нечто подобное после Сочи-2014?
- Хочу заметить, что в странах, которые вы сейчас перечислили, была принята государственная программа подготовки к Играм. В настоящее время в России такой программы нет - виды спорта выживают в одиночку. Надеюсь, к Олимпиаде в Сочи что-то изменится. Но без поддержки государства мы рискуем стать неприятным исключением из правила.
О ШТАЙЕРТЕ И ПСИХОЛОГИИ
-Как пришла идея пригласить в сборную иностранного тренера?
- Основной недостаток российских специалистов - их оторванность от остального мира. У нас в штате 160 тренеров, но на международной арене ни один из них работать не готов. Они хорошие исполнители, могут трудиться по утвержденным методикам у себя в регионах. Однако на уровне сборной требуется творческий подход, необходимо общаться с зарубежными коллегами, анализировать их опыт, адаптировать его к нашим условиям. Поэтому в 2004 году я решил остановиться на зарубежном специалисте.
Им стал свободный на тот момент Вольфганг Штайерт, до этого некоторое время тренировавший сборную Германии. К слову, наша федерация стала первой, пригласившей в национальную российскую команду иностранного тренера! До этого только клубы решались на такой шаг. Кстати, после прихода в нашу сборную Штайерта, о российских прыжках с трамплина стали писать в Германии. Вот, например (показывает разворот газеты), большая статья о нашей сборной. Знаете, что пишут? Журналисты побывали на базе в Уфе и утверждают, что на тамошних трамплинах тренироваться опасно для жизни.
-В команде еще есть финский сервисмен Яри Мантила, олимпийский чемпион по двоеборью, немецкий врач-физиотерапевт. Прыгуны при таком обилии иностранцев чувствуют себя комфортно?
- Да, все ребята знают немецкий или английский язык, поэтому и с тренером, и с массажистом на бытовом уровне контакт хороший. В душу залезть, конечно, сложно, но для этого у Штайерта есть российские ассистенты.
-Сам Штайерт - хороший психолог?
- У него другие задачи. Он коммуникабелен, обладает большим опытом и связями за рубежом, что позволяет ему решать вопросы, которые без него мы бы никогда не решили. К примеру, он может обеспечить команду лучшей экипировкой, что для топ-спортсменов играет немалую роль.
-Правда ли, что Штайерт поначалу рвался побывать на сборе нашей команды, а приехав на место, просто ужаснулся?
- Абсолютно верно. Причем мы показывали ему лучшую базу, имевшуюся в нашем распоряжении. Хорошо, что он увидел этот позор уже после подписания контракта (смеется).
-На какой срок заключен с ним контракт?
- До 2010 года. После Ванкувера будем анализировать результаты работы и делать выводы. Впрочем, сам он уже изъявил желание остаться в сборной до Сочи-2014.
О РЕЖИМЕ И ФАНАТКАХ
-Как федерация строит работу со спортсменами?
- Команда у нас небольшая, поэтому подход к каждому человеку индивидуальный. Дисциплина очень важна, но других прыгунов у нас нет, значит, иногда приходится идти на компромиссы, взывать к совести ребят. К примеру, заходит ко мне после нарушения режима Илья Росляков и клятвенно заверяет, что, мол, это последний раз в жизни. Ну что я должен делать? Взять палку и побить его? У меня выхода другого нет, кроме как ему поверить.
С Васильевым другая история. Он талантливый и опытный спортсмен, но ему не хватает собранности, его надо постоянно подгонять, мотивировать. Я ему объяснял, что при должном отношении к делу он может выстрелить в Ванкувере, а при благоприятных обстоятельствах и до Сочи дотянуть. И в этом сезоне, надо отдать Васильеву должное, он держится молодцом: смог собрать волю в кулак и все старты проводит с максимальной отдачей.
-Участвуют ли наши ведущие спортсмены в чемпионате России?
- Да, иначе Росспорт не выплатит им зарплату. Вот и приходится ребятам прерывать выступления на международных соревнованиях, ехать в Нижний Тагил и, рискуя здоровьем, прыгать с устаревших трамплинов.
-Прыжки с трамплина - вид спорта, сопряженный с постоянным риском, но у молодых людей, как правило, проблем с этим не возникает - порог страха у них зачастую понижен. А могут ли возрастные спортсмены успешно бороться с этим чувством?
- Здесь все зависит от конкретной личности. Взять того же финна Янне Ахонена. Ему за 30 лет, а прыгает он все лучше и лучше. Для него прыжки давно стали профессией, в которой он постоянно совершенствуется. Впрочем, есть и обратные примеры, в основном среди двоеборцев. Бывает, что человек бежит на лыжах быстрее всех в мире, а на трамплине зажимается, боится, и в итоге карьера его не складывается.
-Но ведь стресс-то все равно присутствует. И его надо каким-то образом снимать...
- Если вы про традиционный русский вид досуга, то в нашей команде эта проблема остро не стоит. Мы всегда стараемся идти навстречу ребятам, если видим, что они нуждаются в отдыхе. Только вот от фанаток стараемся ограждать, они ведь за сборной десятками ездят. Ребята у нас молодые, горячие, я ведь вижу, как тот же Карелин на девчонок засматривается. Чуть недосмотришь - натворит глупостей. Если же мы замечаем, что кто-то нарушил режим, то стараемся разобраться без спешки и лишних эмоций. В итоге все заканчивается миром.
-Как часто случаются подобные инциденты?
- (Пауза.) Не регулярно, но... периодически (смех в зале).
О РИСКЕ И ДВОЕБОРЬЕ
-Не можем вас не спросить о двоеборье. Ситуация там, судя по результатам, хуже, чем в прыжках.
- Мы пытаемся создать новую команду, в которой сейчас тренируются 8 спортсменов. Пригласили на должность главного тренера известного специалиста по лыжным гонкам Александра Грушина, взяли ассистентов, которых он предложил, создали ему все условия для работы. Не исключено, что пригласим иностранного тренера по прыжковой подготовке.
-Что происходит с лидером сборной Масленниковым, который сдал свои позиции в прыжках и пока не может прибавить на лыжне?
- Двоеборье - технически очень сложный вид спорта. Перегрузив одни мышцы, можно потерять эффективность других. В этом сезоне тренеры сделали упор на лыжную подготовку, где мы сильно отстаем. Я видел Масленникова в работе на Кубке мира. Техника прыжков у него никуда не делась, нужно просто дать ему время восстановить кондиции, и он снова полетит. В апреле Грушин доложит нам об итогах работы, зачитает план подготовки на следующий сезон. Посмотрим.
-Почему так неожиданно исчез из виду бронзовый призер Олимпиады в Нагано Валерий Столяров?
- Я вам такую историю расскажу. За год до Игр-1998 на чемпионате мира я наблюдал за Столяровым и видел, что во время прыжков он все время чуть-чуть, как мы говорим, не долетает. "Валера, в чем дело?" - "Владимир Федорович, у меня семья, дети". Ну что я могу поделать? "А на Олимпиаде рискнешь?" - "Рискну". Не подвел, рискнул, спасибо ему. Потом попросил меня об индивидуальном графике подготовки, сказал, что год будет готовиться сам, а затем вернется в команду. Но не вернулся.
Илья ПОЛЯКОВ