ФУТБОЛ |
Сегодня в редакции "СЭ" пройдет награждение лучших судей чемпионата России-2007 - лауреатов нашего конкурса "Золотая мантия", который проводится уже три года. Второй раз подряд первый приз завоевал нижегородец Игорь Егоров, второе место занял москвич Александр Колобаев, третье - Станислав Сухина из подмосковной Малаховки. В предыдущие сезоны помимо Егорова уникальные геральдические знаки доставались Валентину Иванову, Игорю Захарову (дважды), Алексею Николаеву и Александру Гвардису. Накануне церемонии интервью корреспонденту "СЭ" дал один из лауреатов сезона-2007.
Станислав СУХИНА: "ПОМНЮ, МЕТНУЛИ В ПОМОЩНИКА КОНЬЯЧНУЮ БУТЫЛКУ. ПОЧЕМУ-ТО ПУСТУЮ"
- Так вы в Мытищах живете? - переспросил Сухина. - Считайте, мы уже встретились. В субботу сужу неподалеку от вас матч. Записывайте адрес: город Юбилейный, спорткомплекс "Чайка"...
Я, признаться, был удивлен: нечасто в наши края заглядывают судьи ФИФА работать на футболе. Что прежде футболисты пироговской "Фортуны" и ФК "Мытищи" с арбитрами такого уровня на поле не сталкивались, видно было по глазам - относились две команды к арбитру с величайшим почтением...
-Так зачем вы, Станислав, работаете на таких матчах? Лишняя практика?
- Во-первых, это официальный турнир памяти Владимира Гуляева. Обычное назначение. Во-вторых, вы правы, получаю практику как судья. Физподготовка опять же.
-Сколько платят за такие матчи?
- Арбитру в поле - 1800 рублей. Здесь не такие скверные команды. Например, сегодня на поле был Олег Соловьев, бывший игрок "Сатурна" и новороссийского "Черноморца". Эти любители борются за выход во вторую лигу.
-Если хорошего игрока отправить во вторую лигу - деградирует достаточно быстро. Арбитр после таких матчей не теряет вкус к другой игре, где настоящие скорости?
- Все зависит от тебя. Классные команды на сборах тоже играют с разными клубами, не только себе подобными. Не зря говорят, что любая товарищеская игра лучше самой напряженной тренировки. В официальных матчах команд высокого уровня ответственность, понятно, выше. Но в премьер-лиге, с другой стороны, проще: там можно "читать" игру. Здесь же уровень футболистов и условия не позволяют прочувствовать ситуацию...
-Чем прошедший сезон отличается для вас от всех остальных?
- Ничем особенным.
-Самому себе какую оценку выставили бы?
- "Три с плюсом". Мне кажется, могу судить лучше.
-Ваша версия трех главных качеств судьи?
- Объективность, квалификация... Насчет третьего - надо с лайнсменами посоветоваться. Но эти два качества - главные. А третье, пожалуй, характер.
-Футбол вам снится?
- Да. Но из прошедших матчей - только какие-то отрывки.
-За последние годы был хоть один матч, перед которым вас, арбитра, трясло от волнения?
- Чтобы трясло - нет, не было. Но на каждый матч я настраиваюсь очень серьезно.
-Почему из своей Малаховки не переберетесь в Москву?
- Потому что Малаховка - далеко не худшее место.
-Да и соседи у вас замечательные. Тот же Олег Долматов.
- Он живет на другом конце города. Мы ни разу не встречались.
-Тогда давайте о друге вашем поговорим, о судье Егорове. Поражаетесь его талантам, жизненной разносторонности?
- Я Игоря знаю давно и очень уважаю. Но ничему не поражаюсь. Нашему знакомству идет одиннадцатый год, мы вместе когда-то начинали.
-В судействе вы на равных. А что вам мешает проявить себя в бизнесе также ярко, как Егоров?
- У меня есть попытки проявить себя в бизнесе. Но проекты не глобальные.
-Какому качеству арбитра Егорова по-доброму завидуете?
- В какой-то степени - наглости. В разумных пределах. У меня характер чуть демократичнее.
-Если не заладится ваша судейская карьера - кто за вас будет искренне переживать кроме Егорова?
- Друзей хватает, но я им не доставлю такой возможности - переживать за меня по подобным причинам.
-Есть какая-то ошибка, которая не отпускает вас годами?
- Ошибка была, но и ею переболел. Хотя и вспоминаю ту игру, "Балтика" - "Кубань". Скажу вам так: за все годы карьеры мне ни перед кем не хочется извиниться, потому что все мои ошибки - только ошибки, не больше. Непорядочности не было.
-Много всякого наслушались после той игры?
- Меня не похвалили, это точно. Но самый серьезный разговор у меня был с самим собой. И что-то во мне по-человечески после того матча изменилось. Внутри я стал другим.
-Жестче?
- Может быть. Но не слишком ли много мы говорим об этом матче? О нем рассуждали, когда он только состоялся, потом вспомнили через год, теперь вы еще... Ничего нового и интересного не скажу.
-Хорошо, давайте о другом. Вы часто назначаете пенальти. Самый памятный?
- Совсем недавний, "Трабзонспор" играл с румынами. На 90-й минуте назначил одиннадцатиметровый в ворота хозяев. При счете 1:1. Не самое простое решение, но я был абсолютно уверен в этом пенальти. Занимал такую позицию, что весь эпизод как на ладони.
-Гул стадиона до сих пор стоит в ушах?
- Я вам так скажу: мне нравится судить на таких стадионах. Тяжело, но такой адреналин!
-Вы в Европе судили много. Есть город, особенно близкий по духу?
- Мне очень понравилось в Мадриде и Милане, но я там не судил. Был резервным на Лиге чемпионов. Как-то работал на игре "Аустрии" - поразился Вене, потрясающий город...
-Наверное, такой кайф - быть резервным арбитром на матче в Милане. Никакого напряжения, одни достопримечательности.
- У меня восприятие другое: настоящий кайф - быть на таких матчах главным арбитром.
-Самая несправедливая критика по вашему адресу?
- Критики достаточно, но я такие вещи не запоминаю.
-А я вот запомнил слова Курбана Бердыева после одного из матчей. Он заявил, что Сухина - арбитр второй лиги. Что подумали?
- Что Бердыев, мягко говоря, не прав.
-Вы даже ответили ему через газеты.
- Я не отвечал. Это ваш брат корреспондент немножко добавил от себя.
-Еще Погребняк прошелся по вам в знаменитых подтрибунных высказываниях.
- Об этих высказываниях узнал, кажется, из газет. Я по натуре не самый вспыльчивый человек, поэтому постарался все воспринять с долей иронии. И Погребняк в итоге доиграл сезон, стал чемпионом, и я доработал до конца, судил в том числе международные матчи. Значит, все закончилось благополучно.
-Самое неприятное в вашей работе?
- Огульная критика, которая переходит в истерику.
-Не адаптировались? Принимаете близко к сердцу?
- Нет, уже какой-то внутренний барьер появился. Вот семья за меня очень серьезно переживает. Кстати, супруга ходит на некоторые мои матчи.
-Какая команда вас чаще всего вычеркивает из списка судей перед сезоном?
- Не знаю. Прежде была такая практика: каждая команда имела право перед сезоном назвать двух арбитров, в способности которых не слишком верит. Не уверен, что такое делается сейчас. Когда-то я два года не судил ЦСКА. Хоть мне никто не сообщал, что Сухину "вычеркнули". Но в прошлом сезоне работал на их матче.
-Известный в прошлом арбитр Тарас Безубяк сказал недавно, что при новом руководителе КФА Сергее Зуеве отношения в коллегии стали человечнее. Да и понимания между судьями больше, чем при Левникове.
- Помягче стало. Но все упирается в работу: ты что сейчас, что раньше должен выйти и отработать. Хорошо провести матч. Никакой председатель за тебя это не сделает. Что касается меня - любой мужчина в сорокалетнем возрасте имеет и характер, и стержень. Кстати, мне хочется думать, что сорок лет - только начало...
-Переломный возраст. Многих тянет на жизненные перемены.
- Но не меня. Никаких серьезных перемен не хочется.
-Случалось, что кто-то из заграничных судей вас крепко удивлял?
- Что-то похожее было. Как-то за границей один коллега посмотрел на нас, нервничавших перед матчем, и говорит: "Что вы такие напряженные? Расслабьтесь! Игра - это праздник!"
-Что мешает следовать этому совету?
- Сложившаяся традиция. От менталитета никуда не деться.
-Чувствуете, что большинство наших игроков искренне думают: "Судьи не умеют ошибаться бесплатно"?
- Вот-вот, это сложившееся мнение: просто так, на ровном месте арбитр ошибиться не может. Но если об этом думать, не стоит сильно увлекаться судейством.
-Если бы все вернуть лет на десять назад, все равно пошли бы этой дорогой?
- Не сомневаюсь. Вот если бы пятнадцать лет назад мне кто-то сказал, что буду судьей, рассмеялся бы. Не было такого в планах. Раньше вообще все было иначе: даже судейские комнаты встречались такие, где троим не развернуться. С блеклым освещением, будто в подвале.
-Как-то в Питере было у вас ЧП - на поле выбежал какой-то ужасный голый человек...
- Полураздетый, если точнее. Я почувствовал опасность, потом его увидел краем глаза в районе углового флага. Дал полукруг передо мной, и на обратном пути его милиция скрутила.
-А в Махачкале к вам на поле пожаловал другой высокий гость - чиновник из местных в сопровождении вооруженного охранника.
- Было такое. Но прошло все спокойно - как вышел, так и ушел. Я даже не понял, чего он хотел. Настолько быстро прошло, как будто так и положено: появился, ушел...
-В одном интервью вы рассказывали о своем артрозе. Откуда у молодого человека такие беды?
- Нагрузки, смена покрытия, микротравмы. Артроз у меня был первой степени, начальная стадия. Уже четвертый год, как не беспокоит.
-Обошлись без операции?
- Резать не пришлось. Прошел через несколько видов физиотерапии, мази, таблетки, иглоукалывание. Довольно дорогой трехнедельный курс. В играх тяжело не было, а вот на сборах приходилось терпеть. Три недели провел фактически без движения, а завершив курс, улетел на сбор. Хорошо, сразу включаться в работу не пришлось. Мы с Егоровым всегда живем в одной комнате, а тут еще по совпадению оба травмы залечивали. Получилась какая-то "палата инвалидов". Первую неделю попросили игр нам не давать, только тренировались. Сдавать нормативы было непросто, но справились.
-Жили со страхом - вдруг судейская карьера оборвется по здоровью?
- Опасность была, но небольшая. По-настоящему жестко вопрос не стоял.
-Игорь Акинфеев мне рассказывал, как в Португалии в него с трибуны метнули бильярдный шар. Тот вошел в землю сантиметров на двадцать рядом со штангой. В вас тоже предметы кидали?
- Конечно. Особенно хорошо запомнил, как в помощника метнули коньячную бутылку. Но почему-то пустую.
-Одному известному арбитру любители футбола в лютые морозы стекла били в квартире. Такие моменты - судьба каждого судьи?
- Это, наверное, был несчастный случай. Мне окна не били. Да и предметы-то на поле бросают не в каждой игре, только изредка.
-На Новый год что загадывали?
- Просил здоровья для семья и спортивной удачи для себя.
-Чувствуете, что удача с вами?
- Если не со мной, то где-то близко.
-В церковь перед сезоном заходите?
- Не скажу, что это традиция, но время от времени заглядываю.
-Как считаете, почему вы никогда не будете судить финал чемпионата мира? Или все-таки будете?
- Пока вопрос открыт...
-На кого из зарубежных коллег смотрите с профессиональным восторгом?
- Я не слишком восторгающийся человек. На сегодняшний день лучший арбитр Европы, на мой взгляд, Михел. Очень спокойный и уверенный.
-Тот же Игорь Егоров рассказывал историю о том, как его продвижение по Европе остановил всем памятный Вацлав Крондл, дав не лучшую характеристику. Как продвигались в международном судействе вы?
- Моим ментором был голландец Питер Ганц. Обычно наставники по линии УЕФА занимаются с тобой два года, а этот отработал всего год. Ему исполнилось 70, и он отправился на отдых. Но отзыв на прощание дал обо мне не самый хороший, хотя до этого ставил довольно высокие оценки. Вроде нормально общались...
-Удивились?
- Конечно. К счастью, с такими поворотами сталкиваюсь довольно редко.
-Но в Европе вы как работали, так и работаете.
- Вопрос только об уровне соревнований. Например, в Лиге чемпионов я пока судил только отборочный раунд. Но надежды поработать в основном турнире не теряю.
Юрий ГОЛЫШАК