ФУТБОЛ |
До EURO-2008 - 108 дней |
ВТОРАЯ РОДИНА
Если защитник "Нюрнберга" Андреас Вольф действительно пополнит команду Гуса Хиддинка, в российском футболе это будет первый подобный случай. Но во многих странах, в том числе и входящих в мировую футбольную элиту, такое давно не редкость.
Арег ОГАНЕСЯН
Всеобщая глобализация не могла не сказаться на футболе. Сначала появилось "дело Босмана", и составы клубов запестрели игроками из разных стран и континентов. Прошло всего несколько лет, и ветер перемен достиг сборных: появились темнокожие поляки и немцы, шведы-мусульмане, не говоря уже о бесчисленных бразильцах, которых острейшая конкуренция на исторической родине вынуждает искать другую, футбольную.
Нигерийца Эммануэля Олисадебе футбольная судьба забросила в Польшу, а дома о нем благополучно забыли. Когда же в его игре случился качественный скачок, тренеры польской сборной, остро нуждавшиеся в форварде, подсуетились мигом. И вскоре Олисадебе уже защищал честь польского флага, много забивал, и никто против такого развития событий не возражал.
Случай с Олисадебе - далеко не первый в истории. Аргентинец Альфредо Ди Стефано и венгр Ференц Пушкаш тоже играли за Испанию, но у каждого были свои, особые причины. Позже испанцы завербовали еще не одного "чужака" - в 90-е годы особенно запомнился бразилец Донато, а из свежих примеров можно вспомнить включение в заявку на ЧМ-2006 аргентинца Мариано Пернии.
О французах и говорить нечего - чуть ли не половина игроков их сборной родилась за пределами Франции или вышла из семей иммигрантов. Даже Зинедин Зидан в принципе имел право в свое время сделать выбор в пользу сборной Алжира, и никто бы ему не помешал.
Довольно долго держались национальных принципов формирования сборной немцы, но и они в итоге сдались велениям времени: ганец Джеральд Асамоа - колоритная часть недавней истории немецкой сборной. Возможно, именно под воздействием его примера на днях отказался выступать за сборную Ганы 17-летний форвард миланского "Интера" Марио Балотелли, родившийся в Палермо сын иммигрантов из этой западноафриканской страны: юное дарование не скрывает надежды в один прекрасный день надеть форму "Скуадры адзурры". А вот хорошо нам знакомый Квинси Овусу-Абейе с надеждой выйти на поле в оранжевой футболке сборной Голландии расстался - и теперь играет за Гану.
Конечно, многие болельщики со стажем с ностальгией вспоминают времена, когда за каждую страну играли только ее родные сыновья. Более того, и в клубах почти все были свои. Это позволяло говорить о футбольных матчах как о противостоянии школ - югославской против советской, французской против английской... Но сейчас все смешалось.
Разве можно представить нынешнюю сборную Швеции без Златана Ибрагимовича? Он босниец и в юности стоял перед непростым решением, за какую сборную играть. Сегодня рядом с ним играет швед по имени Кеннеди и по фамилии Бакирчиоглу. Этот турок, правда, иммигрант во втором поколении - родился он в Швеции.
Интересно, взял бы Гус Хиддинк сейчас в сборную России Алексея Еременко? Наверняка попробовал бы. Но этому не бывать - выросший в Финляндии Алексей теперь одно из главных действующих лиц в сборной Суоми.
Список можно продолжить: Деку, например, наверняка играл бы за сборную Бразилии, если бы не сделал выбор в пользу Португалии, с которой выиграл медали чемпионата мира и Европы. Канадский англичанин Харгривз вряд ли мечтал попасть в сборную "трех львов", но своей игрой заслужил это право. Отец и мать Эммануэля Адебайора родом из Нигерии, но он решил играть за Того и в отличие от нигерийцев сыграл на ЧМ-2006...
Если говорить о странах бывшего СССР, то на память приходят игроки сборной Армении: ни разу в жизни не бывшие на исторической родине Эрик Ассадурьян и Мишель Тер-Закарьян в начале 90-х получили шанс сыграть в отборочных матчах чемпионатов мира и Европы. В сборную Франции они не попадали, а Армении помогли немало. У россиянина Альберта Саркисяна, кстати, та же история: реально оценив свои силы, он не стал дожидаться вызова из сборной России (которого мог и не дождаться), а получил второй паспорт - армянский. По тому же пути пошел и Роберт Зебелян. Белорус Артем Милевский также стоял перед выбором. Сделав его в пользу Украины, в карьерном плане он не прогадал и уже имеет за плечами опыт игры на чемпионате мира.
УЕФА и ФИФА позволяют заигрывать за сборные футболистов, обладающих видом на жительство в стране, женатых на ее гражданке или имеющих родителей, которые там жили или родились там. В прошлом году футбольные власти решили было немного ужесточить правила, но сделать это непросто: приходится учитывать законы о труде, миграции и натурализации, которые в разных странах свои. Так и возникла ситуация, которую мы имеем сейчас: клубы вербуют талантливых игроков в раннем возрасте, и по достижении совершеннолетия те уже становятся полноправными гражданами новой родины, получая выбор, за какую сборную играть. Это нормально, понятно и объяснимо, хотя и вступает в некоторое противоречие с традиционным и наиболее естественным пониманием "сборная страны". Так что не вижу причин, почему Хиддинку не попробовать пригласить Андреаса Вольфа. Если он в состоянии помочь нашей команде, зачем от такой возможности отказываться? В конце концов, Джон Роберт Холден принес нам европейское золото в баскетболе!