Газета Спорт-Экспресс № 40 (4620) от 22 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 18

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 февраля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ

СПОКОЙСТВИЕ ВМЕСТО ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Итак, первые летние Олимпийские юношеские игры 2010 года пройдут в Сингапуре. Об этом, как многие могли видеть в прямой телетрансляции из Олимпийского музея, объявил вчера президент МОК Жак Рогге.

53 члена МОК проголосовали за Сингапур, 44 высказались в пользу Москвы. Если учесть, что четверо членов МОК - трое из России и один из Сингапура - не могли принять участие в голосовании, а сам Жак Рогге, скорее всего, не стал это делать добровольно, то получается, что восемь членов МОК (всего на сегодняшний день в членах МОК состоят 110 человек) не высказались в пользу одного или другого кандидата. Но их голоса, как мы видим, все равно бы не повлияли на окончательный результат.

Почему так произошло? Причины могут быть самые разные. Но мне кажется, что главных все-таки две. Во-первых, сказался приоритет концепции, что маленькие игры, а именно к таковым следует отнести Олимпийские юношеские игры, - для маленьких стран, а большие - для больших. Именно эта мысль неоднократно звучала из уст Жака Рогге и других членов МОК еще со времени сессии в Гватемале, на которой и было принято решение об их учреждении. Хотя, конечно, если это и так, то МОК, наверное, в будущем надо заранее определить суть понятия "большие или маленькие страны". По какому параметру их классифицируют? По площади, населению, золотовалютным резервам, доходам на душу населения или по каким-то другим?

Мне известно, что те члены МОК, которые голосовали за Москву, все-таки считали, что в данном случае опыт должен преобладать над молодостью. Под "опытом" они понимали заслуги Москвы в развитии олимпийского движения и детско-юношеского спорта в частности. Пример первых Всемирных юношеских игр 1998 года служил иллюстрацией этой позиции. Известно и то, что они пытались убедить президента МОК в том, что он, хоть формально и может считаться отцом Олимпийских юношеских игр, все-таки не должен превращать их в свою игрушку. Что нельзя рисковать успехом первых Игр, ибо от этого успеха зависит их дальнейшая судьба, а потому надо доверить тем, кто уже доказал свою способность проведения мероприятий подобного ранга. Особый акцент делался на то, что мероприятие это для детей. Но, видимо, Жак Рогге все-таки счел иначе.

Как бы то ни было, мне кажется, что все те, кто был задействован в заявочной кампании Москвы, могут гордиться проделанной работой и тем предложением, которое было сделано международному олимпийскому движению. Москва уступила достойному сопернику, и все руководители московской заявки, с которыми мне удалось поговорить вчера, просили от своего имени передать поздравления Сингапуру и пожелать местным организаторам успешно подготовить и провести Олимпийские юношеские игры в 2010 году.

Вторая причина, как ни прискорбно, - это следствие выбора Сочи столицей Олимпийских зимних игр 2014 года. Мне довелось беседовать со многими членами МОК, и большинство высказывали мысль, подтверждающую народную мудрость: нельзя все яйца класть в одну корзину. Есть и дополнительные факторы. Некоторые члены МОК придерживаются той точки зрения, что далеко не все обещания по содействию развитию спорта и сотрудничеству, которые брали на себя инициаторы заявки Сочи, выполняются. Плюс к этому - постоянно появляющаяся информация в прессе о том, что в Сочи не все так гладко, как хотелось бы. Члены МОК тоже читают газеты и просматривают сайты в интернете и знают о тех трудностях, с которыми подчас неожиданно для себя столкнулись в России. Последней каплей в этой чаше стало известие о том, что бюджет Игр в Сочи, и так рекордный для олимпийского движения, уже сейчас имеет перспективу вырасти в два раза. Хотя львиная доля этих затрат, как известно, связана не с проведением Олимпиады, а с созданием необходимой инфраструктуры.

Наконец, должен высказать еще одну крамольную мысль. Если бы голосование проходило на неделю или две позже, результат для нас мог бы быть еще более печальным. И связано это было бы совсем не с плюсами или минусами московской заявки, а с той политической ситуацией, которая складывается сейчас в Европе. Мир фактически разделился на тех, кто признает независимость Косово, и тех, кто этого не делает, на тех, кто видит в этом прецедент, и тех, кто его не видит. В среднесрочной перспективе можно ожидать, что для олимпийского движения это создаст большую проблему. И если бы члены МОК проголосовали в пользу Москвы, нельзя было бы исключить повторения ситуации 30-летней давности. Наши Игры могли бы вновь стать заложниками политической конъюнктуры. Выбрав Сингапур, члены МОК, как всегда, отдали предпочтение наименее проблемному варианту. В этом, наверное, и заключается мудрость МОК, которому удается уже более 110 лет обходить все подводные камни.