СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ГЛОБУС |
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТРАНСФЕРА
Рейтингов самых сенсационных трансферов в истории мирового футбола лично мне видеть не доводилось. Но если таковой когда-нибудь увидит свет, эта история непременно найдет в нем свое отражение. На мой взгляд, она не померкнет даже на фоне перехода Луиша Фигу из "Барселоны" в "Реал" или Эдуарда Маркарова - из "Нефтчи" в "Арарат". Трансфер двух северокорейских футболистов в самарские "Крылья Советов" - а речь пойдет именно об этом нетривиальном событии - превратился в целую цепочку удивительных событий. И кто знает, какое еще продолжение будет у этой эпопеи...
"КРЫЛЬЯ" СДЕЛАЛИ ТО, ЧТО ОКАЗАЛОСЬ НЕ ПОД СИЛУ "РЕАЛУ"
Все началось летом 2005-го, когда юношеская сборная КНДР оставила яркий след на чемпионате мира в Перу. Команда, от которой никто не ожидал подвигов, уверенно вышла из группы, а затем чуть не загнала за можай самих бразильцев. Дерзкие азиаты имели преимущество на протяжении двух таймов, но в третьем будущие чемпионы мира все же склонили чашу весов на свою сторону. Тем не менее именно игрок сборной КНДР Цой Мин Хо был признан ФИФА лучшим 18-летним полузащитником планеты. Признан, как нетрудно догадаться, без всякой протекции своих агентов - нет пока такой профессии на родине победивших идей чучхэ.
Для футбольной Самары тот год был издевательски сложным. Смена собственника клуба, череда поражений, долги, скандалы, горячее дыхание Кубка УЕФА и первой лиги одновременно... Но сакраментальный вопрос: "А почему бы и нет?", тем не менее прозвучал.
В результате на свет появилось письмо следующего содержания:
"Председателю Комитета
Обороны КНДР,
Любимому Руководителю
товарищу Ким Чен Иру.
От имени всего футбольного сообщества России позвольте мне от всей души поздравить Вас с блестящим выступлением сборной Вашей страны на молодежном чемпионате мира по футболу. Результат, показанный сборной КНДР, игра юных мастеров и их боевой дух наглядно свидетельствуют о том, что футбол в Вашей стране находится на верном пути. Чувствуется, что игроки и тренеры проделали под Вашим мудрым руководством огромную работу, которая позволила им встать в один ряд с сильнейшими молодыми футболистами планеты, а в некоторых компонентах и опередить их.
Мы были бы горды и счастливы видеть футболистов из КНДР в нашей команде. Это поспособствовало бы дальнейшему укреплению авторитета КНДР в мире, победному распространению идеологии Вашего замечательного государства по планете и дальнейшему росту мастерства Ваших игроков, что позволило бы сборной КНДР сделать стремительный шаг к вершинам мирового футбола.
Команда, которой я руковожу, неспроста носит гордое имя "Крылья Советов" - мы по-прежнему верны давним традициям. Мы считаем, что присутствие в нашей команде футболистов из КНДР способствовало бы дальнейшему укреплению боевого духа нашей команды и стало бы логичным этапом в развитии клуба в целом.
К сказанному могу добавить, что наша команда расположена в Самаре - городе, имеющем обширную корейскую диаспору, что поспособствовало бы успешной адаптации футболистов из КНДР в России и укреплению дружбы между нашими странами. Ветераны "Крыльев Советов", побывавшие в КНДР в 1960 году в дружеском турне, до сих пор хранят в памяти чудесные воспоминания о днях, проведенных в Вашей стране. Мы надеемся, что футбольные контакты между нашими странами будут крепнуть и развиваться.
Александр Барановский,
президент ФК "Крылья
Советов", полковник"
Доставить депешу адресату оказалось делом несложным. Словно по заказу, вашему покорному слуге в тот момент подвернулась турпоездка в КНДР, и выяснилось, что письмо можно просто отдать обычному экскурсоводу, сопровождавшему группу. В гостиничный номер мне позвонили в тот же вечер, причем больше всего представителя спортивного министерства КНДР интересовало, полковником каких войск является президент самарского футбольного клуба, сколько солдат находится в его подчинении и где расквартированы части. Судя по всему, письмо было сформулировано идеологически верно - через какое-то время в офис "Крыльев" пришел факс (к слову, это средство связи так и останется главным в общении высоких сторон), в котором северные корейцы выразили готовность начать переговоры.
Как выяснилось, это уже было почти победой. Во всяком случае, "Реалу", скауты которого положили глаз на Цоя, из Пхеньяна даже не ответили. И совершенно правильно сделали. На северокорейских деньгах написано: "Мы никому не завидуем". Так будут ли, скажите на милость, истинные коммунисты якшаться с эмиссарами какого-то буржуазно-королевского клуба, которых не интересует ничего, кроме футбола?
А вот в "Крыльях" еще не забыли, на каком языке надо разговаривать с нынешними товарищами по бывшему соцблоку. Когда весной 2006-го делегация из Самары отправилась в Пхеньян просматривать местных игроков, поездка получила статус "Визита футбольной дружбы", о чем свидетельствовали специально выпущенные к этому мероприятию вымпелы. А в презентационном фильме, изготовленном по такому случаю, Самара, с ее многочисленными памятниками недавней поры, выглядела очень похожей на до сих пор революционный Пхеньян.
Корейцы встретили гостей на редкость радушно. В это очень трудно поверить, но вся местная высшая лига играла только для самарцев с утра и до вечера. При этом хозяева сразу сообщили, что в Россию сможет уехать любой игрок, в том числе и выступающий за армейский или динамовский клуб.
Футбол, в который играли на поле National Training Center - места, где живут на бесконечных сборах лучшие корейские игроки, заслуживает особого описания. Во время товарищеских матчей с поля летели такие искры - нашим профессионалам и не снилось. То и дело на поле случались стыки, которые в российских футбольных телепрограммах крутили бы неделями. Но у корейцев этот мужественный и отчаянный футбол никакого протеста не вызывал. Сколько было таких вот ситуаций - человек лежит на поле и искренне (по-другому они не умеют) кричит от боли, а его одноклубники несутся в очередную атаку...
В "Крыльях" надеялись подыскать работоспособного крайнего защитника. Но выяснилось, что у местных футболистов настолько развито чувство коллективизма, что они предпочитают играть в основном в центре, куда их тянет, словно на субботник. Так что оба игрока, которых присмотрели Омари Тетрадзе и Авалу Шамханов, оказались центральными хавбеками созидательного плана.
Точнее, мнение самарских скаутов совпало только по одной кандидатуре - 24-летнего полузащитника сборной КНДР и команды профсоюза работников железнодорожного транспорта Ли Кван Мена. А вот Цой Мин Хо особого впечатления не произвел. Судьбу хавбека из команды профсоюза работников легкой промышленности решила эпохальная фраза Авалу Шамханова: "Должен же я хоть раз в жизни увести игрока у "Реала"!"
ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОРЕЙЦЕВ В РОССИИ
Думаю, мы никогда не узнаем, на каком же уровне было дано окончательное добро на этот трансфер, но корейцы в Россию действительно приехали. Правда, хотя все вопросы были оговорены уже в мае 2006-го, произошло это историческое событие только в августе. Задержка была вызвана тем, что в Пхеньяне подыскивали (а может, и готовили) сопровождающего для двух футболистов. На том, чтобы с Ли и Цоем приехал кто-то третий, "Крылья" настаивали сами. Во-первых, в Самаре не нашлось ни одного человека, сносно говорящего на их языке, а во-вторых, в самарском клубе прекрасно понимали, что заботливые корейские власти все равно не оставят двух своих подданных без опеки.
С футболистами приехал Чен Дон Хен, которого в команде называли не иначе, как "товарищ Чен". Товарищ оказался настолько проверенным, что его имя даже фигурировало в каких-то разработках ФСБ, а прошлой весной, когда "Крылья" ездили на сборы в Турцию, у него возникли проблемы с получением визы в эту открытую почти для всех страну. Держался товарищ Чен очень доброжелательно, много улыбался, но по всему чувствовалось, что он из тех людей, про которых снимают фильмы и пишут детективы. Пусть и окончил всего лишь киевский институт физкультуры.
В прошлом году после матча дублеров "Ростова" и "Крыльев" произошла грандиозная драка, в которой принимали участие почти все находившиеся на поле футболисты. Выскочил на газон и Чен - но лишь для того, чтобы увести от греха подальше Цоя. "Товарищ Чен, да ты должен был от этого "Ростова" ни одного целого зуба не оставить", - подколол его потом кто-то из командных острословов. "Я имел право сделать это только в двух случаях, - невозмутимо ответил он. - Если бы была угроза или лично мне, или моей Родине".
А еще вспоминается случай, произошедший на следующий день после того, как Северная Корея запустила ракеты куда-то в Тихий океан. У команды была очередная тренировка, товарищ Чен, как всегда, стоял у кромки поля, и буквально каждый пробегавший мимо него футболист считал своим долгом задать ему один и тот же вопрос: "Ну, зачем вы это сделали?" Не буду скрывать, что у многих слово "зачем" звучало несколько иначе, но товарищ Чен все равно улыбался с видом именинника, принимающего поздравления...
Впрочем, вернемся к главным героям этой истории. Цой и Ли прилетели в Москву в день, когда "Крылья" готовились к выездному матчу со "Спартаком". Так что их знакомство с российским футболом началось в Лужниках. Приняв гимн "Спартака" за гимн России, они выслушали его стоя. А на следующий день два футболиста, одетые в одинаковые белые рубашечки со значками с изображением Ким Ир Сена на груди (это обязательный атрибут одежды любого северного корейца), Цой и Ли прибыли в Самару.
"Крылья Советов" - одна из самых интернациональных команд страны, так что никакой географической экзотикой Самару не удивишь. Кроме, как оказалось, северокорейской. К посланцам этой загадочной страны и сотрудники клуба, да и многие болельщики "Крыльев" относились с особой теплотой. Когда Цой и Ли впервые оказались на "Металлурге", весь стадион наслаждался корейскими песнями и клипами.
В тот вечер "Крылья" принимали "Локомотив", в составе которого был бразилец Селсинью, игравший против Цоя на том самом перуанском чемпионате мира. Корейцы приехали на стадион в штатском, но бразилец все равно узнал Цоя первым и сделал рывок метров на тридцать, чтобы поздороваться и невесть на каком языке обсудить последние футбольные события. Говорят, Селсинью обошелся "Локо" в четыре миллиона каких-то условных единиц. Цой не стоил "Крыльям" ни копейки - ну вот нет пока в северокорейском лексиконе таких слов, как "трансфер", "подъемные", "откат"...
Колоритные новички быстро стали любимцами той части болельщиков "Крыльев", которые посещали матчи дублеров. Уже в их второй игре состоялся первый северокорейский гол в России - Ли Кван Мен поразил ворота "Торпедо". А в прошлом году Цой, забивший пять мячей, с большим отрывом стал, по опросу болельщиков на клубном сайте, лучшим игроком дублирующего состава "Крыльев". Тренировался он уже с основой, ведь и Сергей Оборин, и Александр Тарханов, не советуясь друг с другом, говорили об одном и том же: скоро Цоя можно будет уже "подпускать". И в кубковом матче с "КАМАЗом" Цой дебютировал в главной команде "Крыльев".
Очень хотел увидеть футболиста, ставшего за время выступлений в Самаре еще и чемпионом Азии среди сверстников (в финале Цой Мин Хо забил решающий гол японцам), и Леонид Слуцкий. Но...
Год назад самарская корейская диаспора уменьшилась на треть - вместе с товарищем Ченом из отпуска вернулся только Цой. О том, куда делся Ли Кван Мен, мы едва ли когда-нибудь узнаем. Скупая бумага о том, что он не может прибыть в Россию "из-за травм", мало что объясняет: возможно, для выступления в чужом государстве футболисту не хватило политической зрелости. А в этом году из далекой и загадочной страны уже и вовсе не поступили не только люди, но и какие бы то ни было новости о них.
Почему? Есть несколько версий. В 2007-м сборной КНДР предстоят отборочные матчи ЧМ-2010 с соседями из Южной Кореи - не исключено, что перед лицом этой ужасной угрозы спортивные власти страны решили сплотиться еще прочнее и не разбрасываться кадрами - ведь северокорейские девушки, ставшие чемпионками мира, провели на карантине чуть ли не целый год.
А может быть, в Пхеньяне обиделись на "Крылья" за то, что они заключили контракт с южнокорейским футболистом? Сеульская пресса много пишет о том, что О Бом Сок станет одним из самых высокооплачиваемых игроков в истории страны, а ведь Цой Мин Хо играл в Самаре за весьма скромные деньги. Впрочем, вполне допускаю, что насладившийся ароматом свободы футболист просто рассказал кому-то из друзей или родственников, что в Самаре очень вкусный "спрайт".
Как бы то ни было, "Крылья", похоже, упустили шанс стать первой командой в истории футбола, в которой играли бы представители как Северной, так и Южной Кореи. Да, теоретически руководители клуба могут требовать возвращения Цоя через ФИФА, но сомнительно, что они возьмутся за это хлопотное дело. Лимит на легионеров, знаете ли, да и вообще - столько уж контрактов заключено в межсезонье...
Арнольд ЭПШТЕЙН |
Самара |