Газета Спорт-Экспресс № 71 (4651) от 1 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 апреля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 129 дней

ВОЗМОЖЕН ЛИ БОЙКОТ?

Александр PATHЕР

Практически все руководители мирового спорта соберутся на следующей неделе в Пекине. Сначала там пройдет XVI Генеральная ассамблея Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АНОК), а затем заседание исполкома МОК.

О проведении этих мероприятий в китайской столице было известно давно, и ничто не предполагало того, что их традиционно рутинный характер может быть нарушен. Однако сейчас к грядущим мероприятиям проявляется повышенный интерес, и, можно предположить, на их участников будет оказываться сильное политическое давление извне.

Не секрет, что после известных событий в Тибете активисты правозащитных организаций провели во многих странах мира манифестации, которые широко освещались средствами массовой информации и, как следствие, то тут, то там начали раздаваться призывы к бойкоту Олимпиады-2008.

В какой мере возможен этот бойкот? Мне лично он кажется маловероятным. И вот почему.

Во-первых, за годы президентства в МОК Хуана Антонио Самаранча олимпийское движение обрело экономическую независимость от диктата тех, кто стремится использовать глобальный интерес к Олимпийским играм в своих политических целях. Так, с начала 90-х годов прошлого столетия национальным олимпийским комитетам уже не надо просить денег у государства на то, чтобы оплатить проезд своих делегаций на Игры, проживание спортсменов и тренеров в Олимпийской деревне. Эти расходы уже давно оплачиваются МОК.

Другое дело, понятно, многолетний процесс олимпийской подготовки. Он, как правило, финансируется из централизованных источников. Но до открытия Игр в Пекине остается всего-то четыре месяца, и все бюджетные деньги на этот завершающий этап уже, скорее всего, выделены.

Во-вторых, после бойкотов Олимпийских игр в Москве и Лос-Анджелесе стало очевидным, что их единственные жертвы - это атлеты тех стран, которые в Играх не участвуют. Не думаю, что сегодня найдется хоть один здравомыслящий глава государства или правительства, который этого не понимает, а потому рискнет запретить своим спортсменам воплотить мечту жизни. К тому же просто запретить гражданам поехать в Китай, как мне представляется, уже не может никто.

Так что же могут подразумевать под словом "бойкот" те, кто к нему призывает или говорит о нем как о некой возможности? На мой взгляд, вариантов не много. Речь может идти главным образом об отказе государственных деятелей от поездки на церемонию открытия или на Игры в целом. Наверное, можно запретить спортивной делегации использовать во время официальных и протокольных церемоний символы государственности. Хотя и на этот случай в олимпийском движении уже накоплен определенный опыт. В 1980 году в Москве, например, некоторые делегации выступали под флагом своего НОК.

Понятно, что сторонники защиты демократических свобод в Тибете будут продолжать свои акции как можно дольше. Понятно и то, что политические лидеры отдельных стран будут поддерживать эти действия, оказывать давление на МОК и Китай. Но, думаю, вряд ли кто рискнет перегнуть палку применительно к факту проведения Олимпийских игр или совсем уж обострить отношения с Китаем. Трудно не согласиться с президентом МОК Жаком Рогге, который на церемонии зажжения олимпийского огня в Древней Олимпии сказал: "Олимпийские игры - катализатор перемен, но не панацея от всех болезней". К этому можно добавить то, что освещать Игры ХХIХ Олимпиады будут 25 тысяч журналистов из всех уголков мира. Это больше, чем суммарное количество представителей средств массовой информации, посетивших Китай за последние 50 лет.

С протестом против вовлечения спортсменов в какие-либо политические акции, связанные с положением в Тибете, выступил на днях Михаэль Веспер, генеральный директор НОК Германии. Он абсолютно правильно, на мой взгляд, отметил, что за последние семь лет в Китае произошли такие перемены, на осуществление которых в странах Центральной Европы ушло около трех столетий.

Ясно и то, что проблема Тибета - не единственная, с которой могут столкнуться руководители МОК. Известно, например, что перед ними уже поставлен вопрос о признании НОК Косова. Эта тема тоже используется определенными силами в своих политических целях и чревата непредсказуемыми последствиями.

Так что будем следить за развитием событий на XVI Генеральной ассамблее АНОК и заседании исполкома МОК в Пекине. Но в любом случае уже сейчас можно предположить, что мир и покой в олимпийском движении на ближайшие четыре с половиной месяца могут оказаться желанной, но несбыточной мечтой.