ХОККЕЙ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Слава МАЛАМУД
СИЗИФ КРУЧЕ ГЕРАКЛА
Тут мне недавно Александр Овечкин о мечтах рассказывал. Ну знаете, такое настроение бывает в жизни у каждого: ты молод, здоров, уверен в себе, любишь противоположный пол и покушать на обед хороший кусок мяса, только что забил 65 голов в регулярном сезоне НХЛ и отлично выспался. Отчего бы не помечтать?
Так вот, говорит Александр, моя мечта с детства - выиграть Кубок Стэнли. Да, с самого что ни на есть детства в московских Лавочках, что близ станции метро "Динамо", простой столичный парень Саша Овечкин мечтал о фруктовой вазе, купленной приказчиком лорда Стэнли Престонского в лондонском магазине. Так что идите-ка вы, дорогой читатель, отдохните с вашим собственным детским "касьманавтом или пажалником".
Вы сейчас будете пинать поколение 90-х, говорить, что оно выросло в атмосфере духовного вакуума (хм... а можно так вообще сказать, "атмосфера вакуума"?), без традиционных ценностей и увяло ко всем чертям на корню. Не то что мы, слушавшие политинформацию и терроризировавшие бабку Любу из третьего подъезда своей совершенно неуместной в спальном районе тимуровской помощью. Вот и мечтает младая поросль не об исконно русских ценностях (евро-хоккей-туре, Кубке Шпенглера, хоккей-евро-туре, призе "Гроза авторитетов" газеты "Спортивная Москва" и туро-хокки-евро), а о заморской посуде, будь она неладна.
Кстати сказать, североамериканским аналитикам поверить в искренность иностранной любви к Кубку Стэнли тоже порой бывает трудно. Именно отсутствием этой любви к данному призу, впитанной с молоком компании по производству синтетической пищи для новорожденных Carnation, часто связывают неяркую игру европейцев в плей-офф НХЛ. А ведь на самом деле - почему в это так трудно поверить?
Давайте подумаем: какой приз для спортсмена (если он, конечно, настоящий профессионал и любит свое дело больше, чем себя в нем) самый почетный? Тот, в котором больше призовой фонд? Тот, который кто-то определит как принесший особенный престиж державе? Тот, который называют почем зря "мировым", "вселенским" или "галактическим"? Да нет, уж верно, тот, выиграть который труднее всего. А уж что это за приз - каждый спортсмен в своем виде спорта сам прекрасно знает.
Мы вот, журналисты, часто используем штампы вроде "подвиг Геракла" или "сизифов труд", не всегда задумываясь над тем, что говорим. Казалось бы, дураку понятно, что Геракл (герой, любимец публики - льва душил, гидру рубил, достиг апофеоза на Олимпе) уж куда круче этого лоха Сизифа, которому боги цинично подсунули тухляк. Потому мускулистый сын Зевса у нас "подвиги" вершит, а камнекататель - "трудится". Оно ж ясно, что почетней.
Да только мнится мне, что в спорте вкатить на гору камень - все-таки достижение более монументальное, чем поиграть данной богами пекторальной силушкой и пройтись по соперникам гоголем: махнул - критский бык у ног, отмахнулся - конюшни чистые. Вон, был у нас такой Геракл в футбольном чемпионате 1990-х - двенадцать не двенадцать, но девять подвигов срубил, почти ни разу не оступившись. И что, велика тем подвигам цена? Восемь из них, вместе взятые, не идут в подметки одному, добытому потом и кровью.
А победа в Кубке Стэнли - это, друзья, самый сизифовый из всех хоккейных трудов. Как бы мы сейчас ни плевали слюной в плохую-преплохую Америку (а это надо, мода - штука серьезная), отрицать этого нельзя. Нет в хоккее турниров, выиграть которые было бы столь же трудно, как эту самую вазу английского лорда. Вазу, за которую надо отпахать 82-матчевый турнир, к середине которого начинают тихо плавиться мозги и рваться сухожилия, - только для того, чтобы потом пройти 20 с лишним матчей такой мясорубки, к которой тебя никогда не подготовит ни одна спортшкола.
Чтобы убедиться в том, какой приз почетнее, достаточно посмотреть на лица людей, которым его вручают. Чего в них больше - боли или счастья, это еще поглядеть надо. А еще - спросить тех, кто до него так и не дошел. Они вам живо выскажут всю сизифову психологию. По сравнению с этим ребята, получающие свое золото на чемпионатах мира (героически одолев Данию, Италию и Словению и выиграв лишь два-три действительно важных матча, причем один по буллитам), - лауреаты городского конкурса кларнетистов.
Так что не пинайте, друзья, Овечкина за его мечты. Лучше сделайте свои достойными "сбычи".
Вашингтон