ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Курт ФРЭЙЗЕР: "ВСЕМ КАНАДСКИМ ТРЕНЕРАМ ЕХАТЬ В БЕЛОРУССИЮ!"
Интервью специальным корреспондентам "СЭ" на ЧМ в Квебеке дал канадский тренер сборной Белоруссии, с которой почти наверняка наша команда сыграет 9 мая свой первый матч квалификационного раунда.
Слава МАЛАМУД, Павел СТРИЖЕВСКИЙ |
из Квебека |
Белоруссии надоело жить Владимиром Копатем. То есть сам Владимир нашим соседям ничуть не надоел (великая победа над сборной Швеции в олимпийском четвертьфинале для белорусов в первую очередь ассоциируется не с тренером Крикуновым, не с вратарем Мезиным и не с кем-либо еще, а именно с ним), но согласитесь, что невозможно прожить всю оставшуюся жизнь, вспоминая стук шайбы о голову Томми Сало и не желая ничего большего. А у белорусов желание есть: выбиться из числа хоккейных "малых стран" и, если не выйти совсем уж на уровень "большой семерки", то хоть стабильно трепать ее представителям нервы. И желательно не только одним лишь шведам.
Именно с этой целью и привлекаются в последнее время на работу со сборной Белоруссии североамериканские тренеры. Сначала, как известно, в Минске появился Глен Хэнлон и добился там весьма достойных результатов. Теперь эстафету у первого энхаэловского тренера Овечкина принял первый энхаэловский тренер Ковальчука - Курт Фрэйзер. Ему, однако, похвастать пока что особенно нечем.
Вот шведов в первом матче красно-зеленые здорово напугали, но "напугай шведа" - уже хорошо знакомая всем белорусская народная традиция. По-хорошему, по-американски, по-инстинктно-убийственному должны были наши братья и вовсе задавить этих "Тре Крунур", но посыпались под конец в обороне. А когда четыре игрока НХЛ (братья Костицыны, Грабовский и Салей) приехали бить Швейцарию, игра команды вовсе развалилась. Создалось впечатление, что незвездные белорусы сказали себе: "О, отлично! Сейчас НХЛ нас поведет к победе!", а звездные белорусы, не проведя с командой ни одной тренировки, не вполне понимали, с кем и как они играют. В итоге вся эта разрозненная бригада чудесным образом увязла в кошмарном швейцарском буреломе.
Для Фрэйзера все это должно быть особенно грустно. Его брали в сборную с дальним прицелом - чтобы вез команду в свой Ванкувер на Олимпиаду. Но сейчас его непосредственное будущее напрямую зависит от результата этого турнира. Если белорусы не выйдут в четвертьфинал, Курта могут попросить освободить место. Теперь же цели можно достичь лишь победой над Россией или Чехией во втором раунде. Перспектива не сказать чтобы многообещающая. Вот если бы шведы опять...
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ВАНКУВЕР
- Надо отдать должное швейцарцам, - похвалил Фрэйзер команду своего коллеги и земляка Ральфа Крюгера. - Мы добавили в состав четырех очень хороших игроков, и соперник сумел к ним подготовиться. Наши звезды не смогли сделать очень многого. С другой стороны, не будем забывать, что парни только что освободились от плей-офф НХЛ. Для них это - эмоциональная чехарда. Так что им потребуется время, чтобы разыграться. Я знал, что это могло произойти. Но в целом мы играли неплохо, и я ожидаю от ребят из НХЛ гораздо лучшей игры в будущем.
-Чем еще объяснить вялую игру команды?
- Вы обратили внимание, сколько длилась наша первая смена? Игроки не могли уйти со льда в течение минуты и сорока секунд. Где бы ты ни играл, включая НХЛ, если ты задержишься на льду так долго, это конец периода для тебя. Очень трудно снова восстановиться, когда тебя не выпускают так долго со льда.
-А не сказалось ли дополнительное давление на игроков НХЛ?
- Им было нелегко. Но они приехали из города - столицы мирового хоккея. Там на них оказывается моральное давление каждый день. А тут, как мне кажется, давление исходило от них самих. Что ж, когда сжимаешь клюшку чересчур сильно, когда теряешь хладнокровие на льду - все это оказывает огромное влияние на результат. Против шведов мы играли очень быстро. Швейцарцы же нас слегка притормозили, но главной проблемой, конечно же, стали удаления. В этом и заключалась наша единственная ошибка.
-Можно ли говорить, что сборная, которую вы сюда привезли - и есть белорусская Dream team? Что, не считая отсутствующего вратаря Мезина, в этой команде собраны абсолютно все лучшие игроки, которыми располагает страна?
- Должен вам сказать, что и сами ребята, и Белорусская хоккейная федерация проделали за последние два года огромный объем работы. За это время сборная сильно видоизменилась. Произошла смена поколений. Многие из тех, кого болельщики помнят по Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, со спортом закончили. И теперь наша цель - перестроить команду с прицелом на Олимпиаду в Ванкувере. Нам невероятно повезло заполучить ребят из НХЛ, поскольку они, можете не сомневаться, окажут огромное влияние на нашу игру. Уверяю вас, нас рано списывать со счетов. Да, этим ребятам потребуется пара матчей, чтобы как следует влиться в коллектив. Дайте нам сыграть еще один матч - и вы увидите совершенно другую команду.
ЭНХАЭЛОВЦЫ БЫЛИ В КОМАНДЕ ТОЛЬКО 10 ЧАСОВ
-Вам не показалось, что с приездом энхаэловцев остальные игроки подсознательно возложили ответственность за судьбу сборной на их плечи?
- Такое действительно могло случиться, и я их весь сегодняшний день об этом предупреждал. Что поделать, такова человеческая природа. К тебе приезжают четыре классных игрока - и все думают, что уж сейчас-то они возьмут и сами всех обыграют. Но так не бывает. Не мне приводить вам примеры команд, собиравших в свои ряды самых выдающихся, самых индивидуально одаренных хоккеистов - и тем не менее проигрывавших. На этом турнире все решит командная игра. И победит на нем именно лучшая команда. И нам, чтобы выступить достойно, потребуется вклад всех без исключения игроков. В каждом матче, в каждой смене. Очень надеюсь, что все это мы увидим уже в матче с Францией.
-Но раз уж на нынешний чемпионат приехали все сильнейшие, выходит, что дополнительная ответственность ложится и на вас. Если раньше можно было говорить, что сборная проиграла из-за недокомплекта исполнителей, из-за недостатка лидеров, то сейчас этих оправданий уже не будет.
- Все с нами будет в порядке. Поймите, эти ребята приехали сегодня в половине второго ночи. Сколько, выходит, времени они в команде? 10 часов. Дайте нам пару дней, чтобы расставить всех по своим местам. Но сейчас нам, конечно же, предстоит большая работа.
-С энхаэловцами все понятно: с них в этой ситуации спрос за поражение небольшой. Но что ощущаете сейчас как тренер вы сами?
- Я люблю находиться под стрессом игры, мне он нравится. Однако мне хватает ума понимать, что, когда ты добавляешь четырех игроков такого калибра к остальным нашим ребятам, это никоим образом не гарантирует мгновенной отдачи. Играть хорошо должна команда, а не только ее четыре звезды. Команда и без энхаэловцев очень здорово сыграла против Швеции. Сегодня же, возможно, именно из-за вливания новой крови оказалась разбалансированной вся система.
-Даже если вашей сборной удастся преодолеть французский барьер и выйти в следующий раунд, то попадете вы туда с нулем очков. И там для выполнения задачи попадания в восьмерку вам обязательно придется обыграть либо Россию, либо Чехию. Это реально? И не кажется ли вам, что против грандов сборная Белоруссии традиционно играет удачнее, чем с посредственными командами?
- О-о-о, ну вы скажете тоже... Ясно, что мы - не та сборная, у которой на чемпионате мира могут быть проходные соперники. О грандах и говорить нечего. Мы - растущая команда. И нам даже в следующем матче с Францией потребуется кое-какая удача, чтобы пройти дальше. И вот когда мы наконец забьем несколько голов, поведем в счете и выиграем матч, то расти начнем очень быстро. Дайте нам сначала разобраться с Францией, а уж тогда можно будет думать и о чехах с русскими.
НЕЛЬЗЯ ЛИ ВЗЯТЬ КОВАЛЬЧУКА?
Вопрос о том, является ли Фрэйзер тем, что нужно на данном этапе белорусскому хоккею, пока открыт. Но сам американо-канадский специалист предпринял все усилия, чтобы в Минске его сочли своим. Например, скромно отказался от пятизвездного отеля и жил в трехзвездном, пока руководство федерации не надумало перевезти его в квартиру. Одно время его, однако, долго критиковали в прессе за решение продолжать жить в Канаде, а в Минск наезжать эпизодами - в общей сложности чуть более чем на один месяц в году. Не всем нравились и североамериканские принципы ведения игры, которые Курт сейчас активно пытается привить своим подопечным. С тех пор, правда, срок пребывания Фрэйзера в Минске значительно увеличился. На чемпионат мира вместе с ним приехали 7 человек из его семьи, все - в форме сборной Белоруссии.
-Вы наверняка согласитесь, что более странной, необычной и экзотической работы в вашей тренерской карьере еще не было. Насколько серьезно вам пришлось менять собственный менталитет и привычки, чтобы прижиться в Белоруссии?
- Я сказал бы кому угодно, любому тренеру из Северной Америки, что, если им когда-нибудь представится возможность поработать в Белоруссии, потренировать этих замечательных парней, - их ждет потрясающий, удивительный опыт! Ребята просто превосходные, всегда друг друга поддерживают и, главное, каждый день пашут как проклятые, чтобы прогрессировать. И мы действительно прогрессируем. Вся система национальных команд улучшается на глазах. У этой сборной прекрасное будущее. Что касается меня, то вряд ли я мог бы получать от своей работы большее удовольствие, чем получаю сейчас. Любой, у кого появится шанс поработать в этой стране, должен обязательно им воспользоваться.
-К чему лично для вас было тяжелее всего приспособиться?
- Общение. Впрочем, игроки очень стараются меня понимать и предпочитают, чтобы я общался с ними по-английски. Эти парни вообще делают все, о чем я их прошу. Да, я успел немного выучить белорусский, но для нормального общения моего языка, конечно же, недостаточно. Если получу еще один шанс поработать со сборной, постараюсь подтянуть язык на более высокий уровень.
- Европейская хоккейная школа вообще и советская в частности сильно отличаются от североамериканской. Пытаетесь ли вы приспособиться к местному хоккейному менталитету или же прививаете белорусам свой?
- Последние два года ушли на то, чтобы посеять в Белоруссии североамериканский хоккейный стиль. Абсолютно уверен, что это принесет национальной программе намного больше пользы. Продолжать и дальше играть так, как они это делали четыре года назад, было нельзя. Из Северной Америки в Европу идет колоссальное количество информации, которую Белоруссия только сейчас начала получать. То, что на этот чемпионат к нам смогли приехать и Костицыны, и Грабовский, и Салей, - очень здорово, да и вратарь Коваль играет все увереннее.
-Что конкретно имели в виду, говоря о посеве в стране североамериканского хоккейного стиля? Оборону? "Вертикальное" нападение?
- Подразумеваю главным образом то, как мы готовимся к матчам. Как бьемся во время них. Нашу физическую готовность по сравнению с энхаэловской. В этих компонентах нам необходимо расти в первую очередь. Олимпиада для Белоруссии - все, и у нас в запасе всего полтора года, чтобы к ней подготовиться. Ванкувер - наша главная цель, и для попадания туда нам необходимо закончить турнир в Квебеке в топ-восьмерке.
-В свое время вы промучились в "Атланте" с Ильей Ковальчуком, пытаясь заставить его играть в обороне. Насколько трудно изменить менталитет ваших нынешних игроков, подстроить их под североамериканский стиль?
- Илья был и остается одним из лучших атакующих игроков мира. В 18 лет ему нужно было научиться кое-каким премудростям командной игры. И, по-моему, за прошедшее с тех пор время ему это удалось. Что ж, надо же было кому-то этим заниматься (усмехается)... Но теперь, черт возьми, мне приятно смотреть на его игру в любом матче. Кстати, его в сборную Белоруссии никак нельзя взять?