Газета Спорт-Экспресс № 105 (4685) от 16 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 мая 2008 | Футбол - Кубок УЕФА

ФУТБОЛ

КУБОК УЕФА-2007/08. Финал

"ЗЕНИТ" - "РЕЙНДЖЕРС" - 2:0

СЧАСТЛИВЫЙ ГОРОД НЕ СМОГ СПАТЬ СПОКОЙНО

Максим ШАРИФЬЯНОВ

из Санкт-Петербурга

Утром в среду в Северной столице довольно неожиданно пошел снег. Сначала засыпало южные районы, затем досталось центру города и северным окраинам. В принципе ничего удивительного для Петербурга тут нет: морозы в мае здесь - дело обычное. А в преддверии финала Кубка УЕФА снегопад, накрывший город после сухих и теплых дней, большинством болельщиков был принят как добрый знак.

Во время самого матча страсти у больших экранов в баре, где наблюдал за игрой корреспондент "СЭ", немногим уступали тем, что бушевали на поле в Манчестере. Песни и кричалки прерывались лишь на время зенитовских атак. В перерыве болельщики дружно проклинали арбитра и соперников. Шведа Фрейдфельдта - за не назначенный на исходе времени тайма пенальти, а шотландцев - за "антифутбол". Всем "провинившимся" грозили "отключить газ". Передать же, что творилось в зале после голов Денисова и Зырянова, словами не получится. А едва Тимощук поднял над головой заветный трофей, гулянье вылилось на улицы, где превратилось во всенародное.

Уже через полчаса после окончания матча Невский проспект превратился в неподвижное скопление людей и машин. Весь центр моментально наполнился толпами болельщиков, успевшими наводнить его до разведения мостов и закрытия метро. Десятки тысяч людей, не скрывая эмоций, распевали победные гимны, поджигали файеры и запускали фейерверки.

Главную магистраль города заполнило людское море, которое сначала поглотило тротуары, затем выплеснулось на проезжую часть, а в результате оккупировало все объекты высотой до трех метров: счастливые поклонники "Зенита" сидели и стояли на крышах автомобилей, высовывались из люков, висли на столбах. Нетронутыми остались только памятники архитектуры, молча взиравшие на всеобщее безумие.

"Мы сделали это! Кубок наш!" - неслось со всех сторон. Группа немолодых людей, судя по всему, не из Петербурга, стояла на перекрестке Невского и канала Грибоедова. "Вы видели это? - вопрошал один из них. - Теперь почувствуйте!" Другие туристы, иностранцы, посидев в автобусе, глухо застрявшем в толпе, после недолгих раздумий высыпали на улицу и разделили радость. В автомобиль корреспондентов "СЭ" через открытые окна то и дело пытались влезть люди с шарфами наперевес, которые кричали, обнимались и стремились расцеловать любого. Число "Аршавиных" и "Радимовых" в соответствующих майках не поддавалось счету.

Лишь на площади Восстания удалось заметить первых сотрудников милиции, которые явно оказались не готовы к подобному размаху торжеств. Если в первые 15 - 20 минут они еще пытались проверить водителей на степень опьянения, то затем предпочли тихо затеряться в толпе. Ни о каком регулировании движения и речи быть не могло. "Поздравляем с победой, но не выходите на проезжую часть!" - робко вещал вежливый сотрудник милиции из автомобиля. Тщетно.

Около половины второго все подъезды к Невскому наконец перекрыли. От Московского вокзала вид главной магистрали Северной столицы больше напоминал антураж бразильского карнавала. В клубах дыма танцевали, прыгали и пели тысячи людей. Разноцветное море не спешило выплескиваться на поперечные улицы, пользуясь моментом: обычно проспект становится пешеходным только в День победы, когда по нему шествуют ветераны Великой отечественной.

К слову, не только молодежь отдалась подаренному "Зенитом" празднику: в толпе хватало людей постарше. Слава богу, детей благоразумно оставили дома. Только в третьем часу, когда воодушевленная толпа была отрезана от остального города разведенными мостами, по последней оставшейся переправе - мосту Александра Невского - в центр помчались специализированные машины различных подразделений МВД. Впрочем, вмешательства последних не потребовалось. Всеобщее радушие и единение вызывали только восторг. Люди обменивались шарфами и флагами, фотографировали друг друга и дружно пели. Из признаков беспорядков был замечен лишь дорожный знак, невзначай "положенный" на проезжую часть в переулке за Гостиным двором. В остальном все проходило мирно и празднично.

Не меньший размах приняло торжество на окраинах. У большинства торговых центров и крупных магазинов группы фанатов по 100 - 200 человек распевали свое и кричали: "УЕФА! УЕФА!" Многие магистрали оказались хаотично перекрытыми. Люди с флагами и шарфами приобщали к атмосфере праздника всех автомобилистов, включая водителей грузового транспорта и спецтехники, заставляя их присоединяться к процессии. Каждый круглосуточно работающий ларек был окружен кольцом триумфаторов и сочувствующих, благо дефицита "горючего" в этот вечер не наблюдалось.

Уже в 3.30 в одном из спальных районов был замечен человек с гармонью, желавший следовать по самой середине проезжей части, но вследствие нетвердости шага описывавший круги большого диаметра. Разобрать, что гражданин играл и пел севшим голосом, было невозможно. Но все равно становилось очевидно: он счастлив!

...В четверг, несмотря на буднее утро, Петербург напоминал город выходного дня. Минимум машин, редкие пешеходы. И лишь метро по традиции поглощало в недра спешащих на работу. В центре города в большинство флагштоков, предназначенных для украшения во время праздников, вместо традиционного триколора были воткнуты стяги "Зенита" - большие и маленькие. Сотни флагов сине-бело-голубого цвета.