ФУТБОЛ |
До EURO-2008 - 7 дней |
НАЙДИТЕ СЕМЬ ОТЛИЧИЙ
Борис ЛЕВИН |
из Роттаха |
Euro-2008 - третий крупнейший футбольный форум XXI века для российской сборной. И в 2002-м на чемпионате мира и двумя годами спустя на европейском первенстве мы, увы, из группы не выходили. В нынешней сборной есть футболисты, которые помнят те турниры. В 2002-м в заявке сборной были Семак, Семшов и Сычев, в 2004-м - те же Семшов и Сычев, а также Акинфеев, Анюков, Быстров, Малафеев. В беседах с бывалыми игроками корреспонденты "СЭ" попытались выяснить - в чем главные отличия нынешней подготовки от той, что была четыре и шесть лет назад. И поняли, что можно выделить семь главных аспектов.
МЕСТО СБОРОВ
В 2002 и 2004 годах воспитанники советской тренерской школы Олег Романцев и Георгий Ярцев готовили команду за закрытыми дверями пансионата в Бору, в сорока с лишним километрах от Москвы. Европейски мыслящий Гус Хиддинк от такого варианта отказался еще на первом этапе своей российской деятельности - нынче команда живет в отелях в центре города и занимается на стадионах. При этом тренировки, как правило, открыты для всех желающих, а большие гостиницы тоже на ключ не запрешь.
Здесь в Роттахе Хиддинк попросил журналистов не сидеть часами в лобби отеля и не отвлекать без излишней надобности футболистов. Но тотальной закрытости нет, и в любой момент можно договориться с тем или иным игроком об общении. В Бору это самое общение происходило в строго определенные дни и строго определенные часы, да и то поймать всех интересующих тебя персон при этом было невозможно.
Еще один важный аспект в отношении места - раньше сборные прямиком из Бора улетали к месту игр. В Японию почти впритык, в Португалию - заранее. Сейчас же Хиддинк разбил подготовительный этап на три периода - Москва, немецкий Роттах и собственно австрийский Леоганг. Продуманность такого подхода подметил в беседе с корреспондентом "СЭ" Сергей Семак:
- Когда готовишься несколько дней, место, в котором это происходит, не играет никакой роли. Но если сбор длительный, сидеть в одних и тех же четырех стенах, особенно отделенных от внешнего мира, как Бор, психологически очень сложно. Поэтому тот факт, что мы за нынешний трехнедельный сбор трижды меняем место дислокации, делает жизнь футболистов гораздо комфортнее.
-Если бы это были три разных Бора - эффект был бы тем же?
- Бор ведь тоже базой в прямом смысле слова не назовешь. Это дом отдыха с огромной территорией, на которой мы тоже не были одни. Другое дело, что выйти в город прогуляться или немного пообщаться с кем-то из родных или друзей там было невозможно.
А Вячеслав Малафеев охарактеризовал нынешний подход так:
- Московский этап подготовки нужен был для того, чтобы втянуться в работу, восстановить взаимоотношения друг с другом, постепенно отвлечься от повседневных дел, от клубных проблем и переключиться на тяжелый, но очень важный труд. Здесь в Роттахе все уже подчинено именно этому труду. Никто и ничто нас не отвлекает, и все работают с полнейшей самоотдачей. Поэтому я считаю, что все продумано.
В общем, и для футболистов и для журналистов новые веяния Хиддинка сделали ситуацию с местом и организацией подготовительных сборов куда более комфортной. Теперь весь вопрос в том - готовы ли люди с российским менталитетом работать в таких "расслабляющих" условиях на пределе сил. Пока ситуация располагает к положительному ответу. Но окончательный приговор вынесет только сам турнир.
ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ
Оно у Хиддинка почти в полтора раза продолжительнее, чем у предшественников. Учитывая фундаментальный характер задуманной им функциональной подготовки, это более чем понятно. Нельзя, естественно, сказать, что предыдущие тренеры относились к предтурнирным задачам более легкомысленно, но факт остается фактом - если в 2002-м и 2004-м завершающий этап подготовки начинался за две-две с небольшим недели до старта, то сейчас Хиддинк собрал команду 18 мая, чемпионат Европы начнется 7 июня, а сборная России стартует в нем 10 июня.
Впрочем, этот аспект нельзя рассматривать вне связи со следующим. Поэтому перейдем сразу к нему.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОК
Разница здесь разительная. Я бы сформулировал ее так: если Романцев и Ярцев готовили команду прежде всего в игровом, тактическом плане, параллельно занимаясь функциональной подготовкой, то у Хиддинка акценты расставлены ровно наоборот. Целенаправленно подтягивая именно "физику", он только параллельно занимается тактикой и сыгрыванием звеньев. Во всяком случае, пока.
Когда я спросил у Вячеслава Малафеева, как подобные нагрузки переносят отвыкшие от них зенитовцы, тот ответил так:
- Все стараются. Естественно, переносить подобные нагрузки непросто. Но все знают, во имя чего это делается. Кубок УЕФА - это хорошо, но сборная - совсем другая ответственность и совсем другой уровень. А значит, и нагрузки тоже.
А вот повидавший многое Сергей Семак не считает нынешнюю работу чем-то из ряда вон выходящим:
- Нагрузки сейчас - не запредельные. Тем более что сезон в разгаре, так что начали мы подготовку не с чистого листа. В разы сейчас состояние не подтянешь, но в скоростной работе прибавить, конечно, можно и нужно. Тренировки разных тренеров, естественно, отличаются. Тем более когда они представляют столь разные школы - один российскую, другой - европейскую. Но смысл преследуется один и тот же - подвести команду к турниру сыгранной и в оптимальном функциональном состоянии.
Что ж, ставка на технику и тактику в предыдущие годы успеха не приносила - в этих компонентах игры в мире и Европе хватает умельцев, превосходящих нас. А вот опора на "физику" - это что-то новое. Вернее - давно забытое (еще с советских времен) старое. Плюс хорошо самому Хиддинку по Корее и Австралии знакомое и понятное.
АТМОСФЕРА В КОМАНДЕ
В этом аспекте все мною опрошенные единодушны - атмосфера на подготовительных сборах российской национальной команды всегда была здоровой и приподнятой.
Сергей Семак: - Атмосфера в команде сейчас и в 2002 году практически не отличается.
Время, конечно, идет и кое-что меняется само собой. Но в целом атмосфера очень похожа.
Дмитрий Сычев: - В сборную все едут работать, отношения между футболистами всегда доброжелательные, я бы даже сказал - дружные. Поэтому особых отличий от предыдущих лет нет.
Так-то оно так. Да только мы помним, что в предыдущих турнирах при первых неудачах от комфортной атмосферы в команде и следа не оставалось. Начинались поиски крайних - одно "дело Мостового" в Португалии чего стоило. Очень хочется надеяться, что от этого наследия родимого прошлого мы с голландским тренером, которому игроки доверяют, как отцу родному, избавились. А еще больше хочется, чтобы в Австрии не возникло даже предпосылок к скандалам - тех самых, которые дают обычно безнадежные поражения.
В нынешней команде на данном этапе есть, пожалуй, только один не до конца выясненный момент, который может вроде бы привести к каким-то трениям - пока не зафиксированы суммы премиальных. И первоначальный вариант, предложенный РФС, по данным "СЭ", игроков не слишком вдохновил. Но очень хорошо сказал мне по этому поводу Андрей Аршавин, которого некоторые считают главным "вымогателем" материальных благ в этой команде:
- Мы можем быть не совсем довольны суммой премиальных, но это ни на чем не скажется. Все прекрасно понимают, что в сборной никогда не заработаешь таких денег, как в клубе, и едут сюда совсем не за этим. Гарантирую, что на игре команды данный вопрос не скажется ни в малейшей степени. Да и потом, я уверен, что все проблемы, не касающиеся собственно игры, будут сняты еще до старта.
Значит, скандалов в этой сборной "доброжелатели" дождаться не должны.
КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЧИ
В 2002-м для сборной был устроен "Кубок LG", в котором российская сборная выступила невнятно. Проиграв в полуфинале в серии пенальти белорусам (1:1, пенальти - 4:5, гол на счету Соломатина), она и в матче за третье место против югославов довела дело до одиннадцатиметровых с тем же успехом (1:1, пенальти - 5:6, гол - Сычев).
В 2004-м все ограничилось матчем сборной России против наспех сколоченной сборной легионеров премьер-лиги, в состав которых были внедрены и несколько кандидатов в нашу национальную команду. Сборная победила - 3:1 (Мостовой, Алдонин, Кержаков - Быстров).
Нынче мы разгромили Казахстан - 6:0, после чего не без успеха поборолись с куда более серьезными сербами - 2:1 (а на очереди еще и литовцы). В общем, разница видна невооруженным глазом. А если еще вспомнить, что и четыре, и шесть лет назад главной целью контрольных встреч была задача определения "лишних", то сегодня такой проблемы у тренерского штаба не было.
Что же эффективнее? Сергей Семак так оценивает победу над Казахстаном:
- Выигрывать всегда приятно. Но гораздо важнее в таких играх полученная пища для размышлений - какова функциональная готовность различных футболистов, что кому надо подтягивать. Сейчас не было задачи отобрать игроков, как в предыдущие годы, поэтому мы преследовали несколько иные цели, связанные с тактикой, командными взаимодействиями, "физикой".
И Дмитрий Сычев рассматривает каждую контрольную игру как рабочий момент:
- Любой контрольный матч дает некую оценку проведенным до него тренировкам. Но отличия между ними, естественно, есть, и большие. В предыдущие годы главной целью матчей была последняя проверка кандидатов в сборную, товарищеские игры играли тогда большую роль в окончательном решении тренеров. Сейчас же решались совсем другие задачи.
И все же приятно, что нынче сборная перед Euro побеждает.
"ЛИШНИЕ" ЛЮДИ В СПИСКЕ
Этот аспект всегда был болезненным. Достаточно процитировать строки из недавнего интервью "СЭ" с Андреем Аршавиным, попадавшим под "обрезание" дважды:
- В 2002-м агент увез меня на несколько дней в Краснодар, что было мудрым шагом с его стороны. Мы просто отдохнули в гостинице, и я пришел в себя. А вот первые дни после решения Ярцева в 2004-м сейчас даже не вспомню. Ощущение было одно - опустошение. Дня на два-три фактически выпал из жизни - ходил и где-то "плавал".
В 2002-м Олег Романцев вызвал на сбор 27 человек и до последнего решал, кого из них оставить дома. В итоге на подножку уходящего в Японию поезда вскочил Семшов, а из состава выбыл казавшийся твердым кандидатом Тетрадзе. А вместе с ним - совсем молодой Аршавин, лишь чуть более опытный Каряка и загадочный "кореец" Лактионов.
В 2004-м все было куда более "размазано". Игроки из начального списка выбывали по одному. Вообще не попал в него Аршавин, что было весьма удивительно, потом травмировались Игнашевич и Онопко (что в итоге вызвало большие проблемы в линии обороны), незаметно выпал Панов, а последней перед объявлением списка 23-й "жертвой" стал Бояринцев.
У Хиддинка ситуация ближе к романцевской, разве что вместо 27 игроков он изначально вызвал 25. И выбирать до последнего момента ему не было нужды - "отцепление" Иванова с Павленко неожиданностью ни для кого не стало.
Влияет ли все это на команду. Сергей Семак считает так:
- Конечно, влияет. Никто не хочет оказаться лишним. Готовиться, прилагать все усилия и быть отцепленным - это огромное разочарование. Но все знали, на что шли. Когда в 2002-м отцепляли четверых, это было еще хуже, чем сейчас, когда под сокращение попадали двое. Но тренерский штаб можно понять - возможные травмы, необходимость выбора на отдельных позициях заставляет их смотреть большее количество игроков.
В общем, данный аспект является необходимым злом и ни один тренер его избежать не может. А как он нивелирует последствия - это зависит уже от его умений, как психолога. В любом случае на турнир-то едут те, кого не отцепили, и для некоторых из них попадание в окончательный список - уже огромный аванс.
ОЖИДАНИЯ
О, они всегда были большими. В 2002-м, глядя на состав группы, в которой мы должны были конкурировать с Японией, Бельгией и Тунисом, большинство болельщиков и специалистов были уверены, что из нее-то Россия выйдет с гарантией.
Не самой сложной казалась группа и двумя годами спустя. Да, в ней была грозная Испания и игравшая дома Португалия, но была ведь и казавшаяся совершенно проходимой Греция. То есть побороться представлялось вполне возможным. Кто ж тогда знал, что "проходимая" Греция станет чемпионом, а в финале она победит другую команду из нашей четверки - португальцев...
Сейчас общее мнение о группе, в которую попала Россия, - средняя. Но, обжегшись на молоке, многие дуют на воду. Хотя есть и другая сторона вопроса - сейчас у России открылся такой "сезон побед" во всем и вся, что многие уверены: Euro нам тоже удастся по полной программе.
Сами футболисты отвечают на вопрос о перспективах аккуратно - надо для начала выйти из группы. Но при этом выражают уверенность, что уж это нам по плечу. Что неплохо - понимавший толк в психологии спорта чемпион мира по шахматам Михаил Таль не зря отмечал в свое время, что "спортсмену лучше переоценивать свои силы, чем недооценивать их".
Дадут ли результат изменения, привнесенные в подготовку нашей национальной команды Хиддинком? Ответа на этот вопрос осталось ждать недолго - до старта турнира осталось 7 дней.