ФУТБОЛ |
До EURO-2008 - 4 дня |
НА ЧЕМОДАНАХ |
ФУТБОЛ, А НЕ СКЛОКИ
Игорь РАБИНЕР
Симидзу, Виламоура, Леоганг. Этим крохотным населенным пунктам Японии, Португалии и Австрии, о которых при иных обстоятельствах мы никогда бы и не узнали, в XXI веке на многие недели суждено было обрести огромную популярность в самой большой стране мира. В первых двух городках сборная России располагалась на ЧМ-2002 и Euro-2004, в третий прибудет завтра. В те же дни там окажемся мы, репортеры "СЭ". И так хочется верить, что наши репортажи из Леоганга продлятся дольше, чем из Симидзу и Виламоуры...
Вопрос о вере и неверии - вообще основной и для тех десятков, кто едет освещать чемпионаты мира и Европы, и для тех миллионов, кто в нетерпении садится перед телевизорами, чтобы их смотреть. "Глупо, пакуя чемоданы на чемпионат, заранее посыпать голову пеплом", - сказал мне недавно поэт Александр Шаганов, чье детище, группа "Любэ", никогда не было замечено в депрессивно-страдальческих настроениях. Нашей бы сборной в Австрии и Швейцарии-2008 - хоть часть той хулиганистой задиристости и уверенности в себе, что сквозит из каждой песни в исполнении Николая Расторгуева и К°!
Вот только слишком давно сборная России не добивалась на мировых и европейских первенствах вообще ничего, чтобы мы ехали в Леоганг, сверкая беззаботной улыбкой. Или щелкая зубами от охотничьего нетерпения, как Илья Ковальчук перед овертаймом финала чемпионата мира по хоккею-2008.
На футбольных ЧМ и Euro мы уже двадцать лет не можем выйти из группы. Двадцать! Настроение болельщиков из раза в раз проходило по одному и тому же кругу, который иронично описал в 2002 году еще один поэт - Тимур Шаов:
"Пролетят года проворно,
Словно с белых сакур дым.
Мы, конечно,
нашей сборной
Все забудем, все простим.
Снова наш болельщик
охнет,
Снова чуда будет ждать.
Вдруг в лесу чего-то
сдохнет,
Море Черное усохнет,
Реки повернутся вспять?"
Так все же - можно ли рассчитывать на то, что сейчас "в лесу чего-то сдохнет"? Верить или нет? И как настраивать публику и самих себя?
На мой взгляд, порой мы, журналисты, не совсем правильно понимаем свою миссию накануне таких турниров. В результате чего невольно обманываем и себя, и, как следствие, читателей, делая их последующие чувства вдвойне болезненными.
В том же 2002-м, перед Японией, мы руководствовались ложным посылом, что демонстрация хорошей мины при плохой игре, отсутствие жесткой заслуженной критики поможет команде и тренерскому штабу чувствовать себя на чемпионате мира спокойно и не затравленно. Вокруг национальной команды была создана аура какого-то искусственного, казенного патриотизма. Считалось, что публичный скепсис по отношению к ее перспективам - признак дурного тона. Не то чтобы мы называли черное белым, но и черным - тоже не называли. Возможно, потому, что на два предыдущих супертурнира, ЧМ-98 и Euro-2000, наша сборная вовсе не выходила, и теперь с нее вроде как полагалось сдувать пылинки...
В результате команда Олега Романцева не вышла из самой легкой группы ЧМ-2002, показав футбол бесхребетный и бессмысленный. А когда журналисты на нее за это набросились, разгневанные читатели обратили часть своего возмущения в их сторону, вполне справедливо замечая: "А почему вы раньше молчали?"
Тот чемпионат убедил всех: не бывает несвоевременной правды. Не бывает лжи во спасение. Есть правда - и есть ложь. И журналистская обязанность - писать то, что мы видим, а не пытаться закрыть глаза на реально существующие беды. В противном случае болезнь будет лишь прогрессировать - что и произошло в 2002 году. А забей пресса во все колокола, когда, к примеру, по демонстративно субъективным причинам были проигнорированы ведущие игроки того чемпионата страны Овчинников и Гусев, - кто знает, как бы все повернулось?
Euro-2004 был в этом смысле не настолько показательным: в команду Георгия Ярцева, попавшую в группу к Португалии и Испании, никто по большому счету не верил - и она сыграла так, как от нее ждали. Не позорно, но рутинно. А поскольку не было светлых ожиданий, то не обнаружилось и гневных послесловий.
Чемпионат тот запомнился разве что досрочным изгнанием из команды Александра Мостового. Причем тяжесть проступка - пары фраз испанским журналистам с констатацией функциональной неготовности команды и сомнениями в том, что она выйдет из группы, - совершенно не соответствовала суровости наказания. Не имея опыта работы на таких турнирах и чувствуя, что теряет контроль над ситуацией, Ярцев нашел козла отпущения. После чего у Мостового сорвался уже готовый было контракт с "Динамо", и спустя полгода он вынужден был закончить карьеру игрока. Футболисты увидели, к чему может привести визит в сборную, - и по странному совпадению косяками стали находить благовидные предлоги для отказа приехать на тот или иной матч...
Вот мы и подошли к моменту, когда можно раскрыть перед читателем карты и признаться: невзирая на все предыдущие неудачи, в эту сборную я верю. Нет, не в то, что она выиграет чемпионат или выйдет в финал (будем все же реалистами) - но в то, что она сыграет лучше предыдущих. И будет намного сплоченнее их.
Андрей Аршавин - подчеркну, уже после отстранения от обязанностей капитана сборной - в разговоре со мной подметил очень важную деталь, отличающую Хиддинка от большинства его предшественников: "У него, как и у Дика Адвоката, в команде все вместе. Каждый резервист может обратиться к тренеру с житейской просьбой, и к нему отнесутся так же, как к ведущему игроку. Поэтому ехать в сборную сейчас хотят все".
Атмосфера, сложившаяся в команде Хиддинка, сломала извечный российский стереотип - о необходимости знания тренером сборной местного языка. Да не в языке и национальности дело, а в нормальном, справедливом подходе к игрокам! Видят они такое отношение - и платят тренеру сторицей. Зато если ощущают, что для него одни "равнее" других, - тут же начинаются обиды и скандалы.
На таких соревнованиях, как чемпионаты мира и Европы, нервы у каждого участника натянуты подобно струне - любая мелочь, на которую в другой ситуации никто не обратил бы внимания, способна привести к взрыву. Жизнь показала, что Хиддинк как никто из отечественных специалистов умеет владеть собой и не срываться на окружающих. Это вообще, признаем, положительное отличие западной культуры от нашей. Уровень самоконтроля голландец доказывал на трех чемпионатах мира подряд, когда каждая из его команд - Голландия, Корея, Австралия - выходила в плей-офф и увлеченно играла в футбол, а не занималась междоусобицами. Почему, спрашивается, Россия должна стать исключением? Что мы, совсем неизлечимы?
Так выходило, что каждое появление российской сборной на ЧМ и Euro оборачивалось скандалами и обнажало не лучшие, а худшие качества многих футболистов и тренеров. Залог того, что теперь этого не произойдет, - огромный опыт тренера и ощущение единства между игроками и штабом, понимание, что все они плывут в одной лодке. Твердое обещание Хиддинка продолжить работу с командой до ЧМ-2010 тоже дает надежду на отсутствие скандалов: никому не захочется в Австрии и Швейцарии явить свое эго и оказаться отсеченным от сборной на следующие два года.
С уверенностью, что наша сборная будет лучше своих предшественниц, еду на Euro-2008 еще и из-за признанного всем миром мастерства Хиддинка в области физподготовки к подобным турнирам. Конечно, и у мэтров по этой части случаются проколы - как у Валерия Лобановского в 90-м. Но в любом случае гарантий, что после бежавших, как антилопы, корейцев и австралийцев у Хиддинка побегут и россияне, куда больше, чем было бы при любом российском специалисте. Не в обиду им будет сказано.
Все написанное не отменяет того факта, что сборной России даже с Хиддинком до совершенства очень далеко. "Уэмбли", Израиль, Андорра, Румыния - все это не в палеозойскую эру было, а в последние девять месяцев. И нет у нас, к сожалению, искусников мирового масштаба - и даже такого же уровня работяг-стахановцев вроде Тимощука. Или вы можете представить, чтобы кто-то из наших игроков занял первое место на чемпионате мира по количеству отборов, как капитан "Зенита" в Германии-2006?
Но не было игроков мирового уровня четыре года назад и у ныне действующего чемпиона Европы, который в последний раз перед тем выступал на Euro в 1980 году. А потому соглашусь с Андреем Канчельскисом, сказавшим мне: "Невозможных целей на чемпионате Европы нет. Это четыре года назад доказала Греция".
Греки поехали в Португалию-2004 с большим тренером Отто Рехагелем. Мы едем в Австрию и Швейцарию с большим тренером Гусом Хиддинком. Конечно, это ничего не гарантирует. Кроме одного. Того, что на Euro-2008 мы впервые за много лет будем писать только о футболе сборной России, а не с отвращением препарировать внутрикомандные склоки и интриги. В этом, пакуя чемоданы, я уверен на сто процентов.