ФУТБОЛ |
EURO-2008. ЗАВТРА - СТАРТ |
НЕ НА ПОХОРОНЫ, А НА ПРАЗДНИК
Игорь РАБИНЕР |
из Леоганга |
"Они помешаны на футболе. Футбол для них - это трагическая, горькая и великая страсть. Она никак не соотносится с качеством игры сборной, вот уже десятки лет занимающей мазохистскую позицию по отношению к успеху".
Нет, эта цитата не о нас. Она взята из замечательной книги "Инструкция по применению: Китай" Кая Штритмахера. Пассаж о безответной страсти жителей Поднебесной к футболу он завершает так: "Футбол в Китае разделяет с буддизмом высшую истину, гласящую, что жизнь есть страдание".
Спроси еще несколько недель назад российских болельщиков, испытывают ли в отношении своей футбольной сборной схожие с китайцами страдальческие чувства, подавляющее большинство, даже не имея понятия о буддизме, ответило бы безоговорочным "да". Победа в Лужниках над Англией казалась тогда единичным и во многом случайным моментом просвета во тьме уныния и "мазохистской позиции по отношению к успеху". Факт выхода в финальную часть Euro-2008 публику, конечно, порадовал, но поводом для эйфории не стал. А тут еще 0:3 от Румынии. Тогда, меньше чем за два с половиной месяца до старта чемпионата Европы, на душе у многих стало совсем муторно. Выхода из тупика не видел почти никто.
Кроме Гуса Хиддинка. Человека, который на мой вопрос о своей репутации счастливчика отреагировал: "Я по натуре - позитивный человек, который ищет удачу. Ее надо искать! Есть пессимисты, которые воспринимают жизнь в черных тонах, постоянно на нее жалуются. Я же, будучи оптимистом, стараюсь вложить всю свою энергию в поиск путей, способных привести к победе".
...До начала Euro-2008 остается день. В Леоганге, как и в Бургхаузене, где команда Хиддинка проводила контрольные игры, льет дождь - а настроение не имеет ничего общего с прежним. Три проверочных матча на заключительном этапе подготовки выиграны с общим счетом 12:1. И пока греки завершают нулевой ничьей поединок с Арменией, а шведы проигрывают второму составу Украины, мы морщимся из-за грубых ляпов в обороне во встрече с Литвой, завершившейся 4:1. А хмурый Хиддинк ворчит: "Мне не понравилось, что допускали много ошибок. Более классные команды нас бы за них наказали".
Насколько же за последние три недели незаметно для нас самих поднялся уровень ожиданий, если даже крупная победа заставляет больше тревожиться о недостатках, чем аплодировать достоинствам! И вот уже, критикуя команду, российские журналисты всерьез обсуждают, кто из соперников в четвертьфинале был бы наиболее удобным! Делают это те же люди, которые всего месяц назад не смели рассуждать даже о минимальных шансах на выход из группы!
Наверное, коллеги торопятся. Российскому человеку свойственна резкая смена настроения - от беспросветного пессимизма к безудержному оптимизму и обратно. Но очевидно одно: за последние недели сменился вектор общественного настроения по части перспектив сборной на Euro. Россия провожает ее не на похороны, а на праздник.
После матча с Литвой я подошел к Федору Черенкову и спросил:
-Как теперь думаете: из группы выйдем?
Ответ, не скрою, поразил:
- А почему мы должны ограничиваться локальной задачей? У нас вполне серьезные основания бороться за золото. Удавалось же этого добиться Дании и Греции! Да и во всех командных видах спорта Россия в последнее время побеждает. Так что надо брать быка за рога. После контрольных матчей я настроен оптимистически!
Если такое говорит великий мастер, которого на мякине не проведешь, значит, сборная России-2008 дает повод для надежды. Даже такой в свое время жесткий критик Хиддинка, как Борис Игнатьев, после игры с Сербией удостоил команду порции комплиментов, отметив: "Видно, что штаб сборной проделал очень серьезную работу".
ПО ЗАВЕТАМ ЛОБАНОВСКОГО?
Два аспекта этой работы - физический и психологический - проверены Хиддинком в прежних сборных - Кореи и Австралии. Экс-капитан нашей национальной команды, а ныне руководитель российской делегации на Euro Виктор Онопко, по два раза участвовавший в чемпионатах мира и континента, утверждает:
- Таких нагрузок, такого акцента на "физику" не припоминаю со времен Лобановского.
Нелишне заметить, что именно при Валерии Васильевиче наша - тогда еще союзная - сборная достигла последнего весомого успеха - серебра Euro-88. С тех пор "физика" перед большими турнирами шла прицепом к другим компонентам - и сборная ни разу не вышла из группы. Случайность или закономерность?
После матча с Литвой Роман Павлюченко в интервью "СЭ" признался: "Еще неделю назад буквально ползал на тренировках, сейчас - бегаю". Это было заметно и по игре спартаковца, да и не только по его. Выходит, программа Хиддинка и Раймонда Верхейена пока срабатывает. А от последнего мы еще узнаем крайне любопытные веши: оказывается, базовая физподготовка у россиян очень хороша, а вот взрывную, обеспечивающую способность быстро восстанавливаться после рывков, надо изрядно подтягивать.
Вопрос по этой части остается один. Мощная программа по выведению команды на пик физической формы - работа сверхтонкая. Малейшая ошибка в расчетах - и все может пойти прахом. У того же Лобановского был ведь и провал на ЧМ-90. "Насколько знаю, тогда ошиблись на день-два", - сказал мне Сергей Юран, и в это веришь, вспоминая, какими свинцовыми были ноги игроков в матчах с Румынией и Аргентиной и как команда "полетела" в игре с Камеруном. Когда было уже поздно. Вот и теперь мы до последнего будем опасаться: а не оставят ли силы команду в самый важный момент? Ответ начнем узнавать 10 июня.
РУССКИЙ ХАРАКТЕР ПО ХИДДИНКУ
Не менее важна для Хиддинка и психология. Еще в Москве, в ходе занятий на стадионе имени Стрельцова, невозможно было не заметить раскрепощенную атмосферу, обилие шуток и смеха, вполне сочетавшихся с очень напряженной работой. Хиддинк сам очень непосредствен в поведении. Он может и игрока под зад легонько пнуть, и во время пресс-конференции взять корреспондентский мобильник, исполняющий роль диктофона, но некстати зазвонивший, и начать по нему говорить. Футболистов он призывает тоже быть свободными и незажатыми! Потому что незакомплексованность эта обязательно перетечет в игры.
Голландец не раз говорил, что больше всего не переносит у футболистов страха. А у россиян, таковой, мол, еще и противоречит натуре. Вот его слова: "На мой взгляд, характер русского человека - не оборонительный. Он - сильный, инициативный, нацеленный идти вперед и брать все своими руками".
Эта цитата - ключ к пониманию того, почему Хиддинк, вопреки ожиданиям, принялся ставить сборной России атакующий, агрессивный футбол. Он пока далек от совершенства, но само желание заслуживает безусловной похвалы. Легче, наверное, было рассудить: с посредственным по европейским меркам составом можно добиться большого успеха только греческим путем - от глухой обороны. Хиддинк же пошел по пути наибольшего сопротивления, который люб болельщикам. И оттого вдвойне хочется, чтобы он привел к успеху.
Главный тренер "Химок" Сергей Юран на днях сказал мне:
- Бразильцам на ЧМ-94 наша сборная проиграла еще до матча. На поле вышли зажатыми, не могли представить, как можем таких монстров обыграть. А обязательно должны быть спортивная наглость и понимание: у соперников - те же две ноги и две руки. Этому должны помочь и опыт Хиддинка, и присутствие в команде 11 обладателей Кубка УЕФА. Думаю, испанцам мы не проиграем. Почему-то мне кажется, с греками и шведами придется даже посложнее. Если ребята будут думать: "А чем мы хуже кого-то?" - как минимум из группы мы должны выйти.
МАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Юрана при всем при том нельзя назвать безоговорочным сторонником всех кадровых решений Хиддинка. О которых теперь и настало время поговорить. Ведь если с "физикой" и психологией голландцу вполне может хватить прежних наработок, дававших результат всегда и везде, то построение собственно игры команды - процесс уникальный.
После Румынии стало окончательно ясно: чтобы не оказаться на Euro всеобщим посмешищем, нужно что-то делать, поскольку на багаже отборочного турнира вряд ли чего-то можно добиться в финальном. И вскоре мы дождались: за считаные недели до чемпионата Хиддинк устроил форменную революцию, видимо, рассудив, что терять все равно нечего. Раз нас считают аутсайдерами, почему бы не рискнуть?
Первый гром прогремел 14 мая. В списке кандидатов в сборную отсутствовал Александр Кержаков. Мотивов этого решения я, признаюсь, тогда не понял. Не могу сказать, что до конца примирился с ними и сейчас. Когда лучшего бомбардира отборочного цикла, который во многом ради Euro предпочел "Динамо" скамейке "Севильи", лишают шанса, ощущаешь элемент несправедливости. А впечатления от игры в контрольных матчах Романа Адамова это чувство только усиливают.
Но тренерская профессия заставляет мыслить другими категориями. В частности, соответствием футболиста манере игры, исповедуемой командой. Не взяв Кержакова, Хиддинк показал, что в извечной дилемме - модель для игроков или игроки для модели - сделал выбор в пользу второго. Возможно, в "Оранжевой" сборной Голландии с ее обилием талантов он поступил бы по-другому. Но в сборной России, набором гениев не обладающей, Хиддинк сделал ставку на оптимальный, по его сформировавшемуся за два года мнению, принцип игры. И Кержаков со всеми его заслугами в него не вписался.
Контрольные матчи показали почему. Недаром голландец однажды обмолвился, что Кержаков не может играть на фланге. Схема 4-5-1, на которой остановился Хиддинк, предполагает на острие атаки габаритного нападающего, которому выигрывать единоборства не менее важно, чем забивать голы. А это - не кержаковская стихия.
Его друг и коллега Сычев переместился на позицию правого полузащитника, потому и остался в команде. Что же до Адамова, травма Погребняка объяснила, зачем нужен сборной этот игрок. Не дай бог, что-то случится с Павлюченко - и тогда без "горожанина" весь футбол, который Хиддинк ставит сборной, окажется разрушенным! Адамов играет роль "страховочного" форварда, который сам вряд ли покажет что-то выдающееся, но по крайней мере позволит сохранить наигрываемую все эти недели тактику.
- 4-5-1 - моя любимая схема, - говорит Юран. - Подвижная пятерка полузащитников, где даже крайние хавбеки могут меняться местами, гораздо более непредсказуема для соперника, чем 4-4-2. Там всегда более или менее ясно, откуда будет исходить угроза. Здесь же на ударной позиции способен оказаться, помимо форварда, любой из пятерки полузащитников. Поэтому я двумя руками за эту схему.
Казалось, травма Погребняка, набравшего великолепную форму, может разрушить все замыслы Хиддинка. И тут вдруг проснулся Павлюченко, еще в начале мая игравший так плохо, что под угрозой оказалась его поездка на Euro. Каким образом голландцу удалось привести бомбардира в норму, да и удалось ли до конца - еще предстоит узнать. Но огонь, который в матче с Литвой пылал из Павлюченко, словно из пасти дракона, произвел впечатление. Как и его классный, "куражный" гол с лета, какой можно забить, только испытывая на поле вдохновение.
- Мне кажется, гол Сербии может помочь Роману почувствовать прежнюю уверенность, - еще до поединка с Литвой сказал мне Юран. И, кажется, был прав.
Есть, правда, один нюанс. Все свои лучшие матчи за сборную Павлюченко провел, выходя на замену. Именно появившись вместо Кержакова на 58-й минуте игры с Англией, "спящий гигант" забил два исторических гола. Встречу с Сербией, где стал автором победного мяча, тоже начал на скамейке запасных - как и поединок с Литвой. Значит, неизбежен вопрос: способен ли спартаковец так же результативно играть за сборную, выйдя на поле с первых минут?
ЛЕВЫЙ ФЛАНГ: ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ
Еще одним революционным шагом Хиддинка стало привлечение в сборную Сергея Семака, который тут же занял две ниши, по большому счету свободные до того, - основного опорного полузащитника и капитана.
- На мой взгляд, очень сильный ход, разумный и правильный - считает Юран. - Да, Хиддинк не привлекал Семака к матчам отборочного цикла, но, увидев, как тот играет за "Рубин", пригласил и не побоялся вручить капитанскую повязку. Тренер-догматик решил бы: раз не брал, а мы вышли в финальную часть, значит, и дальше не буду брать. Но Хиддинк показал всем умение быстро реагировать на новые реалии.
Любое другое решение капитанского вопроса было бы в той или иной степени искусственным: если уж в Бухаресте дело дошло до Алексея Березуцкого, было видно, что в процессе бесплодного поиска лидера коллектива и Хиддинк зашел в тупик. Но выход был-таки найден, при этом непререкаемый авторитет Семака в российском футболе исключил несогласие с вручением ему повязки со стороны как игроков, так и общественности.
Ну и, наконец, самой важной частью революции стала перестройка обороны.
- Не помню ни одной другой сборной более или менее высокого уровня, да и топ-клуба тоже, которые играли бы сейчас в три защитника, - говорит Юран. - Хиддинк прекрасно понимал, что против испанцев эта схема, пусть работавшая в отборочном цикле, обречена.
Четыре защитника вышли в составе уже в Румынии. Анюков тогда действовал справа, Игнашевич и Василий Березуцкий - в центре, Алексей Березуцкий - слева. Ни к чему хорошему все это не привело. Тогда, видимо, голландец и решил, будучи уверенным в правильности самой модели, что нужно менять исполнителей. В результате в матчах с Казахстаном и Сербией мы наблюдали за небезупречной, но и небезуспешной игрой четверки Анюков - Широков - Колодин - Жирков.
Перевод в оборону армейца, едва ли самого острого хавбека в стране, бурно обсуждается и по сей день. Юран, к примеру, противник этого решения:
- Мне этот перевод непонятен. Всегда смотрю на то, где футболист будет наиболее эффективен для команды. Очевидно, что в случае с Жирковым такая позиция - левый полузащитник. Он слишком нестандартен в атаке, чтобы отодвигать его назад. Правда, то, что Жирков сменил позицию без малейших признаков недовольства, говорит и о хорошей атмосфере в команде, и о том, что она управляема тренерами. Значит, Хиддинк, Бородюк и Корнеев находят понимание у футболистов, штаб может объяснить им, что, меняя позиции, ими не затыкают дыры, а делают это в интересах команды. Тем не менее мне не кажется это наилучшим выходом из положения, как и перевод Сычева на место правого полузащитника.
-А кого ставить-то в защиту? Янбаева?
- Нет, ему пришлось бы сложновато: без опыта в таком пекле, как Euro, можно "поплыть". Я бы сделал левым защитником одного из Березуцких, причем без подключения к атакам, с полной концентрацией на прямых обязанностях. Отобрал - отдал. А так получается, что Жирков, который мог бы принести огромную пользу в нападении, будет работать сзади, тогда как Билялетдинов, играющий слева в полузащите, сейчас не в лучшей форме. В результате может пострадать качество и оборонительных, и атакующих действий на этом краю.
Ситуация с левым флангом и впрямь пока остается патовой. Что есть упорное доверие Хиддинка Билялетдинову, которое влияет и на Жиркова, - тренерская интуиция или ошибка? В том, что армеец и на этом месте не провалится, сомнений нет. Вот только негативные последствия в атаке от его перевода в защиту могут оказаться сильнее, чем позитивные.
В матче с Литвой обратила на себя внимание одна даже не замена, а перестановка. Если до перерыва Янбаев играл слева в защите, а Василий Березуцкий - справа, то на второй тайм они поменялись местами. И мне кажется, не случайно. Из трех оплотов обороны ЦСКА, разом выпавших из стартового состава сборной, Василий Березуцкий кажется мне готовым к чемпионату лучше всех. Он и в Румынии-то выглядел намного увереннее брата с Игнашевичем, и с Литвой - то же самое. Справа в обороне сборной давно царит Анюков, а оттого перевод В. Березуцкого налево (Янбаев, как показалось, очевидно тушевался) выглядел симптоматичным. И на сегодня левое крыло в лице Березуцкого и Жиркова кажется мне более готовым к первому матчу Euro, чем Жирков - Билялетдинов.
Остаются вопросы и по центру обороны. Пара Игнашевич - Колодин в игре с Литвой допустила столько оплошностей, что против Испании не выйдет в таком сочетании ни при каких обстоятельствах. Кто из них составит компанию Широкову? Я голосую за Колодина. Игры с Казахстаном и особенно Сербией позволили им с зенитовцем худо или бедно сыграться, и, если не считать гола-недоразумения, "пожара" в центре нашей штрафной не было. В самом показательном матче накануне Euro - против Сербии - Игнашевича, заметим, Хиддинк не выпустил даже на замену. Как и Алексея Березуцкого, который не провел ни минуты в первых двух матчах, а в третьем на 14-й минуте, получив локтем в глаз, покинул поле.
Проблем в защите, словом, по-прежнему хватает. И перед Испанией это тревожит. Пока никто не создавал и подобия того давления на нашу оборону, что обещает сделать команда с Пиренеев. И как мы с ним справимся, не под силу предсказать никому.
КТО ВЫЙДЕТ ПРОТИВ ИСПАНИИ?
В завершение - о возможном составе на игру с Испанией. Мне кажется, на сегодня в сборной три группы игроков. Одни, по сути, забронировали себе место в числе первых 11, другие точно в нем не окажутся, а шансы третьих - 50 на 50. Любопытно, что группы эти примерно равны: 7, 8 и 8 человек соответственно.
С семью футболистами, которые выйдут с первых минут на стартовый матч Euro-2008, на мой взгляд, все ясно: Акинфеев, Анюков, Широков, Жирков, Семак, Зырянов, Павлюченко.
Почти нулевые шансы начать игру с испанцами, в моем понимании, у Малафеева, Габулова, А. Березуцкого, Янбаева, Саенко, Адамова. Нулевые, по понятным причинам, у Погребняка с Аршавиным.
И, наконец, список тех, для кого, видимо, все будет решаться в ближайшие дни, на тренировках: Колодин, Игнашевич, Березуцкий, Семшов, Торбинский, Билялетдинов, Быстров и Сычев. Фаворитами выглядят два динамовца. Семшов ввиду того, что Торбинский очень удачно входит в игру со скамейки, и Хиддинк это качество ценит. Шансы Быстрова и Сычева, а также Билялетдинова и Березуцкого представляются пока примерно равными.
Впрочем, в пользу кого именно будет сделан выбор 10 июня в Инсбруке, по большому счету не так уж важно. Куда важнее, чтобы та надежда, которая по-настоящему родилась у нас, пожалуй, во время матча с сербами, не оказалась бесплодной. И чтобы слоган, начертанный на автобусе сборной: "Российский футбол, победа за нами. Россия гордится ее игроками!" стал реальностью. Россия очень хочет гордиться футболистами своей сборной. Вот только получается пока очень редко.
Дай бог, чтобы время пришло. Уже в этом июне.