Газета Спорт-Экспресс № 136 (4716) от 23 июня 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 июня 2008 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2008

1/4 финала. Матч №27. ГОЛЛАНДИЯ - РОССИЯ - 1:3

ЕВРОПА БОЛЕЛА ЗА НАС

Корреспондент "СЭ" наблюдал за субботней игрой в фан-зоне Euro в австрийской столице.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Вены

Через 10 минут после финального свистка Любоша Михела в Базеле я сфотографировал голландскую пару. Они отказывались, мялись поначалу, говорили, что это не выпендреж, а насущная необходимость... В конце концов уломал. Он и она натянули улыбки, взметнули руки, встали в фальшивую позу. "Нет, - гнул я свою линию, - самое главное - бумажку к камере разверните". Развернули. На бумажке, которую вот уже десять минут держал над головой тоскливый голландский муж, было накарябано: "Продаю билеты на полуфинал 26 июня". Большего счастья, наверное, придумать нельзя: обыкновенный листочек в клеточку показался в тот момент голландским штандартом, брошенным к моим ногам.

Второй раз в жизни смотрел я футбол не на стадионе и не у телевизора, а у большого экрана, в окружении многих тысяч людей. В субботу - в Вене, в фан-зоне чемпионата Европы. А шесть лет назад - на Манежной площади Москвы, когда транслировали матч чемпионата мира Япония - Россия. Впечатления оба раза получились сильнейшими. Причины в обоих случаях ясны.

Более контрастных вещей, более противоположных эмоций в жизни не найти. В сущности, тогда и сейчас транслировали совершенно разные виды спорта. Один назывался "восхождение на эшафот", другой - "Футбол". А еще в Москве не устраивали специальных пивных продаж (разве можно, ведь рядом святая святых - Государственная дума!), но бутылки свистели в воздухе, как ядра, которым только по счастливой случайности не мешала пролетать "гора кровавых тел" (М.Ю. Лермонтов). В Вене же пиво било фонтаном, народа в фан-зоне у нескольких гигантских экранов собралось неизмеримо больше, чем в Москве, одна команда проиграла другой, но машин не сожгли, полицию не возбудили и вообще устроили под занавес русско-голландское братание с быстрым уходом в тень вторых и выдвижением на ночную венскую сцену первых.

Все это лишь антураж. Он не заменит, сколько его ни расписывай, главного: победы, о которой боялись мечтать, в которую не верил почти никто в России, не говоря уж про Голландию. А победа пришла. Какие мы там по рейтингу? Вот и я забыл, глядя на венский экран. Отшибает память такое зрелище.

Потому и от футбольного анализа с радостью отойду. Ну как это все анализировать? Как возвращаться мыслью к тому, что требовало только рева, ора, хрипа, а не сухого разбора чьих-то действий? Как классифицировать пророчество австрийского ведущего, назвавшего Аршавина за несколько минут до начала игры русским Марадоной? Что противопоставить трем российским голам, отправившим душу к звездам?

Всего голландского в центре Вены в субботу было намного меньше всего русского. И не потому, что "оранжевых" меньше приехало. Нет, у нас в кои-то веки было очень много сочувствующих!

Студентка университета из Гейдельберга, дочь русских эмигрантов в Германии. Она мало что понимала в футболе, но переживала со своим немецким парнем звонко, слезно, искренне. Чистопородный австриец в майке Аршавина, укутанный российским флагом. "Ты чего, герр, соригинальничать решил?" - "Нет, я всегда обожал вашу страну!" Группа испанцев, которым очень нравится нынешняя игра сборной. Немцы, которым было бы все равно, не плюнь когда-то Франк Райкард в Руди Феллера. И, наконец, сербы, безумные сербы, внедрившиеся в экранную толпу в огромных количествах, радующиеся до сих пор вылету хорватов, обнимающие все, что покажется им российским, пьющие пиво по четыре с половиной евро стакан за стаканом и голосящие пуще нашего: "Рус-си-я!"

"Смеркалось" - так начинают иногда эллегические описательные заметки. К середине первого тайма в Вене действительно потемнело. Но никаких других сумерек, кроме голландских, не виделось и видеть не хотелось. Они надвинулись, потом отступили. А мы не торопили эти сумерки, не летали над полем, как со шведами, - мы терпели. Воистину великое начинает проявляться в нас: умение выложить свой талант не тогда, когда взбрыкнется, а когда он нужнее.

Окончательно же все стало ясно после того, как Михел реабилитировал Колодина. Два раза не вешают по законам любых континентов. Не имеющая аналогов принципиальность судьи не только сохранила нам защитника - она ударила по голландскому носу воображаемым ногтем: даже тут, дескать, русским и Хиддинку повезло. Повезло, конечно! С одной только поправкой: не даже тут, а только тут. Все остальное русские и Хиддинк сделали сами.

А когда горло не смогло больше хрипеть от перегрузки, прояснилась, спасибо телефонной связи, ситуация в России. Никогда прежде, исключая Новый год, в микрорайоне, где живу, не играла в три ночи гармоника меж высоток, не перекрикивались из дома в дом неспящие дети, не вызывал кто-то снизу соседа-гаишника с десятого этажа: "Эдик, выходи, попляшем!" И не сидели в слезах на кухне две "счастливые бабы", как они о себе заявили, - жена с подругой. Никогда - даже после недавней победы хоккеистов.

Чуть позже пробился афинский друг "СЭ" Алексей Захариадис, большой любитель всяческих закономерностей и обобщений. Сказал: "В 2003 году Греция выиграла чемпионат Европы по баскетболу. А на следующий год стала сенсационным победителем футбольного Euro. В 2007 году сборная России тоже победила на баскетбольном первенстве континента. Выводы делай сам".

Публикую без комментариев.