ФУТБОЛ |
EURO-2008 |
ТЕМА Александра ПРОСВЕТОВА |
СЪЕЗДИТЬ НА EURO - ЭТО МОДНО
Для Европы откровением нынешнего чемпионата стала не только игра сборной России, но и невиданное прежде нашествие российских болельщиков.
ГОЛЛАНДЦЫ ХОТЕЛИ ШОУ. МЫ - ПОБЕДЫ
Зачем куда-то мчаться, толкаться в толпе, смотреть футбол с высоты птичьего полета и за все эти мучения платить деньги, хотя можно спокойно сесть у телевизора на диване и под пиво увидеть все то же самое, да еще с повторами и словесным пережевыванием каждого мало-мальски примечательного момента? Не нравится комментатор - выруби звук, не в дугу игра - переключи канал. И жене с прицелом на перспективу объясни, что жертва принесена исключительно из любви и уважения к ней.
Телеальтернатива во время такого значительного турнира, как чемпионат Европы, несомненно, имеется. Однако почему-то все большее число россиян предпочитает проводить отпуск, сопереживая большому футболу непосредственно там, где он устраивает праздник. Туда они отправляются даже с чадами и домочадцами, включая таких традиционно негативных персонажей русской семейной сказки, как тещи.
Нет, определенно нас на большом футболе стало больше! В ходе группового турнира на Euro-2008 россияне не только исправно использовали свою стадионную квоту в 6,5 тысячи, но и скупали билеты у спекулянтов. Спрос ведь еще зимой заметно превышал предложение, так что счастливчиков определяла лотерея. Разыгрывались по 2 тысячи билетов на четыре матча с участием россиян, включая виртуальный в то время четвертьфинал, а заявителей насчитывалось около 17 с половиной тысяч. При этом каждый имел право на приобретение комплекта из четырех билетов на любой из матчей, а потому число претендентов, можно сказать, было выше в 16 раз.
По численности и эмоциональности боления наши превзошли и страстных испанцев, и горячих греков, и активных шведов. Правда, в четвертьфинале против Голландии часть российской квоты досталась соперникам или вовсе не была раскуплена. Но то особый случай, связанный с нежданным для многих выходом из группы, окончанием действия турпутевок и виз, а также массовым наплывом в Базель соотечественников Гуса Хиддинка, для которых посещение крупнейших футбольных турниров превратилось в национальное культурное мероприятие, эдакий карнавал на выезде с участием детей и старушек. Получается у них ярко, привлекательно, весьма мирно, и в этом направлении желательно развиваться, по-моему, фанатским движениям всего мира. Что в какой-то мере и происходит. Нам, надо признать, до голландцев по части изобретательности и костюмированного оформления пока далеко.
Вместе с тем перекричать на стадионе подданных королевы Беатрикс россияне сумели. Потому что, наверное, больше желали собственно победы, а не шоу. Потому что мы выросли с советским (и часто очень, кстати, полезным) постулатом: Россия всегда и во всем должна быть первой. Молодежь - сама того, может, не осознавая - этот посыл о величии страны тоже усвоила. Если спорт реально стал национальной идеей, то футбол быть изгоем, за провалы которого стыдно, просто не имеет права. И вот благодаря голландскому чародею (все-таки он волшебник, хотя его чудеса и основаны на земных рецептах) игра номер один, наконец, вышла из состояния унижения.
НАЧАЛО НАЧАЛ - ЭКОНОМИКА
Тенденция в пользу присутственного боления за рубежом, между тем, наметилась раньше. Так почему же нас, россиян, на футбольных чемпионатах мира и Европы становится все больше, почему в наших секторах кричится все громче? Почему болеть теперь модно? И не только среди толстосумов, которые превращают иной раз посещение футбольных матчей в светские рауты, или тусовщиков, которым лишь бы где-нибудь показаться на людях - можно и со скандалом.
Казалось бы, какие могут быть сомнения? Как поется в песне, первая причина - это ты (сборная), а вторая - все твои мечты (точнее, достижения и цели). Но не все так просто.
Для популярности футбола в стране, его последующего развития, спору нет, на переднем плане находятся как раз результаты национальной команды. И Гус Хиддинк тысячу раз прав, когда повторяет, что спортивным руководителям России надо сейчас ловить момент. Если команда успешно выступает на финальном турнире Euro, играет красиво, дарит надежды - значит, она зарабатывает на родине новых почитателей футбола, и это - вклад в будущее.
Чем больше побед, прежде всего на международной арене, тем больше внимания. Уверен, что недавний успех в Кубке УЕФА "Зенита" в огромной степени способствовал росту интереса у нас к Euro-2008. He случайно в Австрии было так много любителей футбола из Петербурга. Логика проста: если клуб громит "Баварию" и расправляется еще с целой группой крепких соперников, то почему бы не преподнести хороший сюрприз и национальной команде, в которую приглашены сразу несколько зенитовцев.
С другой стороны, участие сборной в турнире - скорее изначальное условие болельщицкого интереса, чем полное обоснование зрительского притока непосредственно на турнир. Экономика - вот он, базис. Команда из слаборазвитого государства может добиваться результатов, если обладает россыпью талантов, отчасти ограненных в серьезных западных клубах. В Африке или Южной Америке, где у фанатов в жизни вообще нет ничего, кроме футбола, сборная способна не только вызывать эйфорию, но и доводить до религиозного безумия. Но большинству там дальний зарубежный выезд только снится. Если страна нищая, то заграничный туризм - удел единиц. Скажем, высокопоставленных чиновников. Мы это проходили.
Мне доводилось бывать на трех Кубках Африки. Приличный десант мог нагрянуть только из соседней страны. Например, в Тунис наведывался караван машин из Алжира. А в ЮАР, которой предстоит принимать ближайший чемпионат мира, в 1996 году на матчи, если не играла местная сборная, ходило смехотворное количество людей: сотня специалистов и полсотни каких-то случайных фанатов.
ЕСЛИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ КАПАТЬ НА МОЗГИ
Есть еще такой важный фактор, как раскрутка. Футбол вроде бы не особо в ней нуждался, потому что, невзирая на скромные достижения, все равно был в стране спортом номер один, но если сравнить нынешнюю ситуацию в России с тем, что было лет 10 - 15 назад, то это небо и земля. На футбольные пресс-конференции, бывало, считаные журналисты приходили, теперь же иной раз не протолкнуться. Телекамеры встают "плечом к плечу".
Вообще чем меньше на телевидении и в газетах политики, тем лучше спорту, потому что тогда он выходит на первый план, в прайм-тайм, на ведущие полосы. У нас же еще недавно было святотатством даже заикнуться о смещении по сетке программы "Время".
Теперь футбол потребовался если не всем средствам массовой информации, то очень многим. Но и они ему нужны. Сумел же Остап Бендер убедить Эллочку, что без ситечка жить неприлично. Правда, процесс "подсадки на иглу" требует терпения, но как деньги постепенно делают новые деньги, так и популярность обеспечивает еще большую популярность. Цепная реакция.
В том же ключе следует рассматривать популяризацию такой личности, как Хиддинк. Можно ворчать, что его бывает слишком много, но нельзя отрицать, что звезды притягивают и, раскручиваясь, помогают раскручивать свою сферу деятельности. В их когорту можно и выбиться, но далеко не сразу. А Хиддинк приехал к нам уже звездой. Теперь же, когда мир поистине обалдел от того, что он сотворил со сборной России, а чуть ранее - от того, как Дик Адвокат блестяще выиграл с "Зенитом" Кубок УЕФА, про пророка в своем отечестве в отношении футбола некоторым придется надолго забыть.
ПУТЕШЕСТВУЕТ СРЕДНИЙ КЛАСС
Перед базельским четвертьфиналом с Голландией швейцарская немецкоязычная Basler Zeitung выступила с предупреждением в духе "Ахтунг, ахтунг, русские идут", в котором чувствовались, однако, как налет желтизны, так и сладкое предвкушение для местного бизнеса, а не какой-либо страх. Едут, мол, люди, которые икру едят килограммами, водку пьют литрами, а селятся как минимум в четырехзвездных отелях. Да вот беда: такие отели в Базеле рассчитаны лишь на 5 тысяч человек и все давно забронированы. И еще из той же оперы: русские вывезли в Австрию из Москвы за громадные деньги престижный ночной клуб и выпили одного шампанского на 500 тысяч евро.
Может, и правда. Но олигархи и разные "крутые" в глаза не бросаются. Они живут своей VIP-жизнью, однако на трибунах становится громче не благодаря им.
Конечно, майки, шорты и всякая символика людей подравнивают и сплачивают, будто военная форма, но и на глазок видно, и из кратких бесед следует: среди наших болельщиков на Euro-2008 преобладает средний класс. Граждане, которые не будут экономить буквально на всем, выносить в карманах с гостиничного завтрака хлеб, масло и колбасу, чтобы заодно и поужинать, но и сорить по-купечески деньгами не настроены. И это говорит о том, что жить в стране стало лучше. Болельщик из среднего класса держит себя в рамках приличия. Многие приезжают на Euro-2008 с семьями, чем напоминают тех же голландцев. А вот пригласить жену и детей на матчи чемпионата России кое-кто поостережется. Зачем им слушать непристойности, звучащие открыто, во весь голос, со стороны болельщицкого подвида-мутанта, который постоянно норовит испортить общую среду обитания по имени футбол?
Встретил знакомого голландского коллегу Эдвина Страйса из газеты Sportweek. "Ты знаешь, какой ужас со мной произошел после финала Лиги чемпионов в Москве? На Новом Арбате на нашу компанию налетели юнцы и ни с того, ни с сего принялись колошматить бейсбольными битами. Кричали, что они фанаты "Спартака". Бесполезно было объяснять, что мы даже не англичане".
Что я мог сказать в ответ голландцу? Что наши дуралеи берут, к сожалению, пример с худших британских образцов? Что хотят доказать: мы еще круче англичан? Печально, однако. Нагадили ни за что, ни про что в душу человеку, по инициативе которого прошлой осенью в Лужниках был организован матч ветеранов "Спартака" и "Харлема" в память о трагедии 1982 года. Невольно приходишь к грустному выводу, что материальный и недемократичный по своей сути ценз, который реально действует при зарубежных выездах и встает барьером для некоторых желающих покуражиться, в нашем случае благо, и если бы его не было, его стоило бы придумать.
РЕШЕНИЯ ПЛЕНУМА ТЕПЕРЬ МОЖНО НЕ ЗУБРИТЬ
Безусловно, посещение европейского или мирового чемпионата требует от болельщика-туриста серьезных финансовых расходов. Цены в период проведения чемпионата неминуемо взлетают вверх, как напуганные птицы, и ловить их готовы не все. С другой стороны, россиянам, в отличие от западноевропейцев, нельзя сесть в поезд без какой-либо визы в паспорте и через два-три-пять часов оказаться в нужном месте.
Социальное и материальное неравенство никто не отменял. Но раньше-то для большинства выехать куда-либо было сложнее. В СССР в загранпоездку парткомы-райкомы оформляли. Надо было и характеристики собрать, и комиссию пройти, на которой надутые дядьки могли задать вопрос как по истории партии, так и о решениях очередного пленума. Моему коллеге-тассовцу комсомольские боссы долго нервы трепали, потому что тот не знал имена передовиков Краснопресненского района и прямо заявил, что в Африке, куда он ехал, они никому не нужны. "Как не нужны? Вас же там могут о них спросить!"
А прежде чем страну победившего капитализма посетить или даже Югославию, надо было показать свою надежность где-нибудь в Болгарии.
Туристами советские граждане были, если называть вещи своими именами, нищими и потому убогими. Уважаемые люди унижали себя подсчетом грошей, чтобы хватило на заграничное тряпье и сувениры, которые надо было привезти широкому кругу людей. Загранпоездка воспринималась как премия - значит, надо было делиться. А на чемпионаты по футболу или хоккею выезжали настолько заорганизованные группы болельщиков (в одиночку не гулять, с иностранцами не общаться), что каждый должен был понять: он не отдыхать приехал, а работать - вести пропаганду, убеждать в правоте нашего строя своим обликом и поведением в быту.
Набирали в эти делегации в первую очередь партийно-комсомольских активистов и тех самых передовиков производства. Тем не менее в местных магазинах и у барыг почему-то после такого десанта прибавлялось банок с икрой, матрешек и прочей советской экзотики.
ЛЕТИМ В ЮАР?
На чемпионатах Европы и мира я работаю с 1996 года. Двенадцать лет назад страну еще не бабахнуло дефолтом, но по поднявшим голову гражданам, желавшим поддержать сборную, било уже не наше, а британское государство, опасавшееся нелегальной иммиграции. Ехал, помню, из Лидса в Манчестер вместе с семейной парой из Самары - и наслушался страстей о "допросах" в посольстве. Мол, не только выясняли, остаются ли в России дети и прочие родственники, но и экзамен устраивали, в том числе женщинам, на предмет знания футбольных фактов - кто с каким счетом сыграл в энном году. Не знаете? Значит, футболом не интересуетесь и делать вам на чемпионате нечего. Сегодня же, когда встал вопрос о массовом выезде российских болельщиков в Манчестер на финал Кубка УЕФА, выдача виз британцами была организована предельно оперативно. И ни про какого Лугового не вспоминали. Политика в отношении российских болельщиков стала с годами намного либеральнее, и это тоже фактор в пользу того, чтобы их на крупных турнирах было больше.
Во Франции-98 наша пресса предлагала поболеть за нигерийского торпедовца Эгуавона - больше ничего не оставалось. Еще спустя два года сборная пролетела уже мимо Бельгии с Голландией. Россияне на матчи тех турниров, конечно, ходили, но только одиночки. На таком фоне казалось, что в Японии-2002 соотечественников было уже довольно много. Страна экзотическая, а наш Дальний Восток для нее - ближний Запад. Но для российского центра Япония далековата, да и дороговата.
Португалия-2004 знаменовала собой существенный шаг вперед. Сборная базировалась на юге страны, и любители футбола, прилетевшие туда чартерами, охотно совместили боление с обычным курортным отдыхом. Правда, если в Фару 6-тысячную билетную квоту мы выбрали легко, то на лиссабонском "Да Луш", где она была вдвое больше, зияли пустоты, и УЕФА это не понравилось. В Германии стоило ожидать болельщицкого всплеска, да сборная подвела. А если нет сборной, нет и квоты. Побаливали за Украину.
Что будет в ЮАР-2010? Длительный перелет, заведомо дорогостоящий билет, небеспочвенная боязнь криминала, намечающиеся проблемы с гостиницами, да и предрассудки всякие. Коктейль, надо сказать, получается жгучий. "За" говорит любопытство, как и в случае с Японией. Хоть разок настоящую Африку увидать, а не только египетский пляж, - разве не заманчиво?
А потом ожидается Euro в Украине с Польшей. Туристический фактор, напротив, меркнет. Зато, если политики ничего не выдумают, в случае с Украиной не будет никаких визовых проблем. Туда фанаты могут поехать на автомобилях и перекладных. Наверняка найдутся знакомые и родственники, у которых можно остановиться. Вот там россияне могут оказаться в роли голландцев, заполонивших в последние дни Швейцарию. Вели бы еще себя по-человечески.
А пока мы благодаря участию в австрийско-швейцарском чемпионате незаметно вписываемся в европейское и мировое сообщество. Во всяких фан-зонах болельщики знакомятся, перекидываются несколькими ничего не значащими по большому счету фразами, фотографируются, просто хлопают друг друга по плечу - и понимают: результат матча будет разделять, но футбол - это только игра, пусть и приносящая невероятные радости и страдания. А мы, все такие разные, прежде всего человеки. Европа узнает, что русские совсем не такие угрюмые, какими их сотворили наши тотальная секретность и подозрительность, какими их рисовала западная пропаганда. Кто-то считал, что нам нечего делать на Euro? Напрасно. Есть что. Даже безотносительно к прекрасному выступлению сборной.
Базель