БАСКЕТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Слава МАЛАМУД
БЛОНДИНКА ЗА РУБЛЕМ
Вопросы патриотизма в большом спорте поднимаются гораздо чаще, чем этого хотелось бы, например, покойному барону Пьеру де Кубертену. Он, насколько я помню, вообще старался держать политику (в том числе и геополитику) от спорта как можно дальше.
Однако впоследствии многое из того, что не давало барону спокойно жить, все-таки нашло себе место в олимпийском движении. Например, почему-то не любимые им профессионалы. А еще реклама и бизнес. И великий древний принцип человечества "Главное - не участие, а победа", который барон де Кубертен без зазрения совести полностью извратил, тоже постепенно в олимпийское движение вернулся.
А вот политика... Политика никогда никуда и не девалась. Давайте не обманывать себя: не будь в годы холодной войны олимпийского противостояния США - СССР, кто его знает, где бы сейчас было кубертеново детище. Вы только подумайте: миллионы человек свято верили в то, что от того, кто метнет железку дальше - человек в красном или человек в белом, - могло решиться, пойдет ли человечество по пути, предсказанному Оруэллом, или не пойдет. Что еще может дать спорту такую рекламу?! Уж, верно, не пропаганда здорового образа жизни.
И вот, в наше с вами просвещенное время, через много лет после окончания Великого Противостояния, одна симпатичная девушка, зарабатывающая на жизнь игрой в мяч, становится эпицентром политических волнений. Речь - о нашей с вами кровинушке, о прекрасной российской баскетболистке Бэкки Хэммон.
Предки Бэкки не нашивали кокошников на своих золотых волосах. Никогда не звучал русский язык в семье Хэммонов. Вряд ли кто-либо из них когда-то даже пил водку. Зато девушка подписала двухмиллионный контракт с ЦСКА, быстро получила гражданство РФ и будет выступать в Пекине именно за нашу страну.
Надо очень постараться, чтобы заставить Америку психовать из-за "нерейтинговых" видов спорта, но на этот раз Америка действительно распсиховалась. "Предательница ли Бэкки Хэммон?" - спрашивают заголовки американских газет и сюжеты на американском ТВ. Америка хочет знать. С Америкой такого раньше не случалось.
То есть, конечно, случалось, но Америка без труда простила то же самое преступление, например, Джону Роберту Холдену. Просто потому, что не знает о его, Джона Роберта, существовании. А вот про Хэммон, лучшую баскетболистку женской НБА (где она играет летом, в армейское межсезонье), кое-что знает. Не шибко заботили Америку глобализационные тенденции в современном спорте: все эти болгарские штангисты в сборных Катара и австрийские лыжники в форме Испании. Америка усмехалась, но всерьез не могла поверить в то, что такое когда-то случится с нею самой. А уж когда Хакиму Оладжьювону, "заигранному" за Нигерию, дали специальное разрешение играть за США в 1996-м, так это и вовсе приняли как должное. А то ж...
И тут - такое! "Если ты играешь в этой стране, живешь в этой стране, рождаешься в самом ее сердце - и играешь в русской форме, то ты - не патриот!" Эти слова сказала про Бэкки главный тренер сборной Энн Донован. И не преминула добавить, что неблагодарная Бэкки якобы отказалась от места в составе сборной США, чтобы не рисковать своим огромным контрактом с ЦСКА. Можете себе представить, какого масла это подлило в огонь политических страстей? Родину, стерва, продала! В буквальном смысле!
На самом деле все было чуток по-другому. Для Хэммон, действительно одной из лучших разыгрывающих в мире, приглашение в команду Донован пришло уже после того, как убитая невниманием Бэкки согласилась играть за Россию. Донован, проще говоря, подставила баскетболистку в угоду собственному патриотическому негодованию.
Страна недоумевает, журналисты спрашивают Бэкки, что будет, если в финальном матче США - Россия ей выпадет сделать решающий бросок (на какой ответ они надеются?), поднимаются вопросы о государственной измене. Не всеми, конечно же: кое-кто из болельщиков "Сан-Антонио" (ее клуба женской НБА) уже ищет в интернете свитер сборной России. Но обвинителей хватает с лихвой. Америка не в состоянии понять, что кто-то может сделать такое с ней, а не наоборот.
- Вы бы так не бесились, если бы я играла за Швейцарию, - упрекает земляков Бэкки. И добавляет нечто уже совершенно невообразимое: - Бог любит русских не меньше, чем американцев!
Да? Бог с тобой, баскетбольная ты наша! Такой комплимент можно было сделать разве что одному старому, наивному барону.
Вашингтон