Газета Спорт-Экспресс № 158 (4738) от 18 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 июля 2008 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

По иронии судьбы лучший разыгрывающий СССР, а возможно, и мира 80-х годов прошлого столетия латыш Валдис Валтерс ни разу не принимал участия в Олимпийских играх. Не было его и в Сеуле - хотя право быть частью той золотой сборной он, безусловно, заслужил.

Валдис ВАЛТЕРС

МОЦАРТ ИЗ РИГИ

Валтерс - человек удивительный. Скромность совершенно органично сочетается в нем с осознанием собственного игрового величия. И это вовсе не выглядит какой-то бравадой или брюзжанием на извечную тему о высоте деревьев и степени зелености травы в стародавние времена. Просто Валтерс всегда отличался прямотой и искренностью суждений и поступков. Во многом именно поэтому всю свою карьеру он провел в скромном рижском ВЭФ. Притом, что болельщики всей страны его боготворили, называли баскетбольным Моцартом. А тренеры любой из ведущих советских команд счастливы были бы видеть у себя в составе.

Наш разговор с Валтерсом состоялся в Литве, во время трехдневных торжеств, посвященных 20-летию сеульского триумфа сборной СССР.

МОЛОТКОМ ПО ГОЛОВЕ

- Очень давно не видел ребят, - признался Валтерс. - Так получалось, что на предыдущие подобные праздники я приехать не мог. Ткаченко, по-моему, вообще за все 20 лет ни разу не видел. Конечно, нам было что вспомнить.

-Самый логичный и, наверное, болезненный вопрос: почему вы не попали в сеульскую заявку?

- Знаете, мне всю жизнь жутко не везло с Олимпиадами. В 1980 году тоже в заявку не попал. Причем по игровым характеристикам уровню первой сборной вполне соответствовал. Просто наши тогдашние чиновники настолько были уверены в победе, что состав формировался по принципу "заслуженности". Ну а когда сборная стала в Москве только третьей, ее очень серьезно обновили. В результате уже на чемпионате Европы 1981 года я дебютировал в команде - и сразу был признан лучшим игроком турнира. Представляете, какой переход? Из скромного ВЭФ - в первого в Европе. Как молотком по голове...

С тех пор семь лет играл в сборной, что называется, от звонка до звонка. К Олимпиаде-84 набрал отличную форму. И вдруг - бойкот. Ну а что касается Сеула, то там я, что называется, просчитался. Был уверен, что шансов на победу у сборной нет и на меня в итоге свалят все шишки за поражение. Если б было заранее известно, что поедет Сабонис...

-А впервые в сборную когда вас позвали?

- В 1979-м. Был турнир в Сухуми, который во многом предопределил мою баскетбольную судьбу. Я ведь всю жизнь, с самой спортшколы, играл атакующего защитника. И Гомельский меня в сборной особо не видел - мол, на этой позиции у нас мастеров и так. Тогда Анатолий Иванович Блик, который тогда работал в штабе сборной, посоветовал: попробуй вообще не бросать по кольцу, а только пасуй. Попробовал. Гомельский посмотрел и говорит: "А у тебя неплохо получается на первом "номере". Вот так я и стал разыгрывающим сборной. Причем в команду вписался довольно легко. Наверное, сказалось, что уже два года входил в число кандидатов.

Для баскетболиста очень важно уметь адаптировать свой стиль в зависимости от интересов команды. Советская система подготовки делала из нас универсалов. Югославская школа, на мой взгляд, наоборот, "убивает" игроков. Людей схемами загоняют в железный ящик. Американские тренеры, наоборот, дают слишком много свободы. А наша система - золотая середина.

И, конечно, самое главное это доверие тренеров. Сейчас баскетболисты в погоне за большими деньгами порой подписывают контракты с такими клубами, в которых они в принципе не способны раскрыться, потому что не вписываются в тренерскую концепцию. Гораздо выгоднее пойти на меньшие деньги, но к тренеру, который будет делать на тебя ставку. Тогда после одного-двух удачных сезонов твоя стоимость повысится, и потом можно будет заработать гораздо больше. Увы, современные игроки о таких вещах, как правило, не думают. Не видят дальше сегодняшнего дня.

-Как к вам относились ветераны? Ведь разыгрывающий должен руководить партнерами на площадке, причем иногда - довольно жестко...

- Конечно, адаптация в таком сложном и ярком коллективе, как сборная СССР, - сложный. В этой команде собраны все лучшие из 300 миллионов. Каждый человек - личность, каждый - характер. Попасть в число кандидатов уже было очень трудной задачей. Потом надо вписаться в команду понять ее изнутри. И доказывать, доказывать, что ты действительно важная часть сборной. Если бы новичок бросал в каждой атаке, его никто не понял бы.

81 ОЧКО В 37 ЛЕТ

-Но забивать-то все равно хотелось?

- А я все равно забивал. Всегда и помногу. Вот мы с Хосе Бюрюковым вспоминали тут матч, в котором мой ВЭФ обыграл его московское "Динамо" в трех овертаймах со счетом 155:153. Я тогда набрал 69 очков. Мог и больше, но в начале первой пятиминутки получил пятый фол. К тому же тогда еще не было трехочковых... Еще в одной из игр чемпионата Латвии у меня было 81 очко. 19 "трешек" забросил. В 37 лет. Это при том, что защитники обычно заканчивают карьеру гораздо раньше, чем "большие". Ведь главное наше оружие - скорость. А она-то и уходит первой. Думаю, в то время пределом для большинства игроков моего амплуа был возраст 31 - 32 года. Потом надо было вешать кеды на гвоздь.

-Решение о завершении карьеры далось вам нелегко?

- Наоборот, очень легко. Я уже говорил: для баскетболиста очень важно уметь адаптироваться. Поэтому я, еще будучи игроком, подсознательно готовил себя к переходу на тренерскую работу.

-Что можете сказать о сильных и слабых сторонах баскетболиста Валтерса?

- (Смеется.) Знаете, Станислав Еремин говорит, что когда берет себе в команду разыгрывающего, то всегда сравнивает его со мною. То есть игрок должен быть примерно такого же роста, с таким же броском, видением площадки, скоростью. Я очень хорошо чувствовал партнеров. Со мною они играли лучше, чем без меня, - это признавали все. Конечно, в силу тактических особенностей того времени в полной мере мои сильнейшие качества не использовались. Возьмите, например, Папалукаса. Лучший игрок Европы последних лет. А между тем у него нет ни особой скорости, ни броска. Но тренеры правильно используют его сильные стороны, и поэтому именно он - лучший. Ну а что до моих слабостей... Поскольку я играл почти без замен, сложно было все время защищаться "на все сто".

АЛКОГОЛЬ ВМЕСТО ДОПИНГА

-Вас не расстраивает, что сейчас игроки за месяц зарабатывают больше, чем вы - за всю карьеру?

- А на что тут обижаться? Был другой государственный строй, другая система. Конечно, было бы интересно родиться в нынешнее время. Но что теперь об этом рассуждать? В любом случае, мне кажется, что я и мои партнеры по сборной 80-х дали бы солидную фору современным баскетболистам по части характера и силы воли. Для нас баскетбол был всем. А сейчас... Ребята очень рано получают хорошие деньги, доступ к шикарным машинам и легким удовольствиям - и баскетбол отходит на второй план. С другой стороны, у нас таких соблазнов просто не было. Выходит рассуждать можно только гипотетически... (Задумывается) Знaете, с другой стороны, по сравнению с обычными советскими людьми мы тоже выглядели чуть ли не миллионерами. Костюм "Адидас" тогда стоил несколько стандартных месячных зарплат. А нам их выдавали штук по пять на каждого. Так что, наверное, деньги нас все-таки не испортили бы. Даже если бы их было очень много.

-Сейчас и статус спортсмена совершенно другой по сравнению с вашими временами...

- Точно подмечено. В наше время игрок вообще не имел никаких прав - только обязанности. Сейчас, если спортсмена не устраивает тренер, он может спокойно перейти в другой клуб. А попробовал бы кто-нибудь тогда заявить: "Тренер плохой, не буду у него играть!" Тут же убрали бы не то, что из сборной или из клуба - из баскетбола вообще. Даже в заводском чемпионате не позволили бы играть. Права на ошибку у нас просто не было.

-Трудно было выдерживать?

- Трудно, конечно. У нас ведь и отпусков не было в принципе. С сентября по март - чемпионат СССР, с апреля по август - работа в сборной. Без перерывов, год за годом... Стресс снимали общеизвестным способом (характерным жестом щелкает по горлу. - В.М.). И знаете - помогало. Конечно, кое-кто в этом вообще меры не знал. Но для большинства алкоголь был неким заменителем допинга. И уснуть после переживаний с ним проще. Тренеры, конечно, все видели. Но понимали - и закрывали на это глаза. Альтернативы ведь не было.

БАСКЕТБОЛ ПОПОЛАМ С ФУТБОЛОМ

-Когда вы начали заниматься баскетболом?

- В семь лет. Мама была баскетболисткой, папа - футболистом, и я довольно долго совмещал занятия этими видами спорта. Причем успешно. Зимой играл в баскетбол, летом в футбол. Кстати, у этих двух игр немало общего - в плане динамики, быстроты принятия решений. Баскетболисты, которые во время отпуска играют в пляжный волейбол, только зря теряют время. Футбол - гораздо полезнее. Для развития специальных навыков... Пусть это может показаться нескромным, но я довольно рано понял, что стану классным спортсменом. Уже лет в 15 написал в дневнике: обязательно буду играть в сборной. И как видите, обещание сдержал. Еще тогда стали входить в моду гороскопы, я составил свой - и звезды предсказали, что в 20 лет я сам стану звездой. Такой вот каламбур... Знаете, кстати, что я считаю своим главным достижением в сборной? То, что ни разу не проиграл югославам. Теперь, когда встречаюсь со своими бывшими соперниками из этой команды, то в шутку говорю: "Югославия? Не знаю, не знаю... Не слышал о такой". Ну и, конечно, мне здорово повезло, что на протяжении всей карьеры удавалось обходиться без травм. Недавно был у врача - так у него глаза на лоб полезли. Сказал, что впервые видит баскетболиста, у которого нет никаких проблем с коленями.

-А в чем секрет?

- Да нет никакого секрета. Наоборот, к огромному сожалению, в детстве у меня не было квалифицированных наставников. В спортшколе тренеры частенько выпивали... Это сейчас спортсмен может позволить себе индивидуального тренера - а тогда о подобном даже мечтать было нельзя. Поэтому работал над собой сам. На ощущениях, на интуиции. Наверное, серьезную роль сыграло то, что часто играл в футбол на пляже. За счет этого укрепил голеностопы, связки...

-Напоследок: что вы думаете о перспективах сборной России на пекинской Олимпиаде?

- Американцы, конечно, фавориты. Но в любом случае Блатт проделал со сборной России колоссальную работу. Ведь если быть объективным, то игроков экстра-класса у него в команде всего два - Кириленко и Холден. Кстати, это ведь я в свое время привез Холдена из Америки в Европу. Он играл у меня в Латвии. Выходит, РФБ должна выписать мне премию. (Смеется.) Ну а если серьезно, то в Пекине для россиян любая медаль будет несомненным успехом. И я искренне желаю им этого добиться.

Владимир МОЖАЙЦЕВ

Вильнюс - Москва