Газета Спорт-Экспресс № 158 (4738) от 18 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 июля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 21 день

ОТ ОЛИМПИИ ДО ПЕКИНА: ХРОНИКА НЕВЕРОЯТНЫХ СОБЫТИЙ

СЧАСТЛИВЫЕ ИГРЫ

Еще в тридцатых годах столица Японии была избрана местом проведения Игр 1940 года. Но время было беспокойное, в воздухе пахло войной. Японские власти решили не отвлекаться на организацию Игр и отказались от них. А вскоре разразилась Вторая мировая война, и Игры ХII Олимпиады не состоялись вовсе. Прошло еще двадцать лет, и Токио вновь выставил свою кандидатуру - на Игры-1960. Но МОК отдал предпочтение Риму. И только в 1964 году Олимпиада впервые была проведена на Азиатском континенте.

Муниципалитет японской столицы и Оргкомитет Игр XVIII Олимпиады сделали очень много для того, чтобы подготовить город к огромному спортивному празднику. В преддверии Игр была проведена серьезная реконструкция города: снесли много ветхих домишек, построили новые автострады, путепроводы, мосты... В начале 60-х годов в Токио было мало хорошо оборудованных спортивных сооружений. Поэтому почти все спортивные объекты предстояло построить, а уже существовавшие коренным образом реконструировать.

Организаторы приложили много сил, чтобы создать всем участникам и гостям максимум удобств. Но Игры чуть не сорвались: вмешалась политика. В 1962 году Индонезия, будучи хозяйкой IV Азиатских игр, не допустила к участию в них спортсменов из Израиля и Тайваня. Это возмутило мировую спортивную общественность. В феврале 1963 года исполком МОК принял заявление, в котором осудил "скандальное происшествие на Азиатских играх" и пообещал исключить Индонезию из олимпийского движения, если подобные случаи дискриминации повторятся. А чтоб заниматься дискриминацией какой-либо из стран, состоящих в МОК, впредь было неповадно, отстранил Индонезию от участия в токийских Играх.

Тогда Индонезия решила провести свои собственные Игры - в Джакарте в 1963 году. Назвали их ГАНЕФО (Игры развивающихся стран). Причем индонезийцам удалось убедить приехать в Джакарту Китай, который тогда уже вышел из олимпийского движения. Эти Игры, которые планировалось сделать альтернативой Олимпийским, прошли в ноябре 1963 года, и участие в них приняли 3 тысячи спортсменов из 48 стран.

Еще до начала этих Игр МОК предупредил, что все спортсмены, которые примут участие в ГАНЕФО, будут на Олимпиаде в Токио нежелательными гостями! Большинство спортсменов, выступавших на Играх в Джакарте, были заявлены для участия в Олимпиаде и, таким образом, попали под санкции МОК. Однако индонезийцы и спортсмены КНДР не приняли во внимание это предупреждение и отправились в Токио, полагаясь на то, что японцам удастся уговорить МОК изменить свое решение.

Но японцы этого не сделали. Конечно, им хотелось, чтобы в Играх приняло участие как можно больше стран, но они осознавали ужасные последствия от столкновения с МОК по этому вопросу - ведь Игры могли быть сорваны уже на последней стадии подготовки к ним. В итоге спортсменам из Индонезии и КНДР, которые не состязались в ГАНЕФО, было дано разрешение на участие в Олимпиаде, но руководители обеих команд приняли решение вернуться домой.

Возник и еще один щекотливый вопрос - об участии в Играх команды Южно-Африканской Республики. Дело в том, что в 1964 году МОК лишил ЮАР права участия в Олимпиаде - в ответ на приговор, вынесенный лидеру Африканского национального конгресса Нельсону Манделе: знаменитого борца с апартеидом приговорили к пожизненному заключению.

Режим апартеида вызывал возмущение в спортивном сообществе и раньше: в 1956 году Международная федерация настольного тенниса исключила федерацию ЮАР из своих рядов, а в 1961 году так же поступила ФИФА. И вот наконец-то решился на это и МОК. Официально это звучало так: "За проведение расовой дискриминации в спорте отстранить от участия в Олимпийских играх".

В 1968 году ЮАР попыталась вернуться в олимпийское движение, однако страны Африки пригрозили бойкотом Олимпиады, в чем были поддержаны странами социалистического блока. ЮАР вновь не была допущена на Игры. А в мае 1970 года на сессии МОК в Амстердаме было принято решение об исключении ЮАР из МОК в связи с несовместимостью апартеида и принципов Олимпийской хартии, которая отвергает любые виды дискриминации.

Перед Играми в Токио противостояние двух спортивных гигантов - СССР и США - вышло далеко за рамки спорта, оно стало вопросом политическим. Причем по обе стороны океана. На протяжении десятилетий американская печать восторженно превозносила победы спортсменов США в международных соревнованиях. В особенно торжественных тонах подавались победы американцев на Олимпийских играх - на большинстве Олимпиад превосходство США в неофициальном командном зачете было бесспорным. Но после поражений США на Играх 1956 и 1960 годов главной целью американского спорта стала подготовка к реваншу в Токио.

Американский ежемесячный журнал "Sport" в статье "Угроза нашей олимпийской команде" писал:

"До 1960 года мы завоевали столько наград, что нам казалось, будто МОК уже собирается выбивать на олимпийских медалях американский герб. Но в 1960 году золотые планы США были нарушены, в Риме мы выступили плохо как никогда".

Примерно за год до токийской Олимпиады член Олимпийского комитета США, бывший помощник министра обороны Ф. Орт выступил с проектом программы "восстановления всестороннего превосходства США в олимпийском спорте". Проект был одобрен президентом Линдоном Джонсоном и поддержан шестью ведущими промышленными компаниями страны.

НОК США по соглашению с коммерческими банками провел сбор средств для финансирования участия Соединенных Штатов в Олимпийских играх 1964 года. Уже через довольно короткое время комитет располагал суммой 1,4 миллиона долларов и надеялся собрать еще 1 - 2 миллиона благодаря кампании, проходившей под лозунгом "Не дайте русским нас опередить!".

По этому поводу бельгийская газета Le Sport заметила: "Такой лозунг, наверное, поверг бы в ужас Пьера де Кубертена".

Но из песни слова не выкинешь: что было, то было. Победы на спортивных ристалищах в то время приравнивались к военным триумфам. Только вот, несмотря на разработанную по последнему слову науки программу подготовки, несмотря на огромные по тем временам финансовые вливания, полной победы американцы на Играх-1964 так и не добились. Да, они завоевали 36 первых мест (у советской команды было лишь 30), зато уступили по общему числу медалей (90 - у США, 96 - у СССР), а также в неофициальном командном зачете.

Олимпийский ринг Токио стал свидетелем редчайшего случая: во время боя румына Константина Круду и кубинца Роберто Каминеро соперники синхронно нанесли друг другу сильные удары, и... оба оказались в нокдауне. Каминеро сразу же вскочил, а вот его соперник не мог принять боевую стойку до счета "восемь". Но победителем все же оказался Круду: именно ему четыре арбитра из пяти отдали предпочтение после третьего раунда.

Олимпийские финалы по плаванию собрали много звезд. У одного из самых знаменитых из них - француза Алена Готтваллеса - оказался не совсем обычный болельщик. В тот день, когда мировой рекордсмен стартовал в финале стометровки вольным стилем, к начальнику городской тюрьмы Токио обратился французский вор Поль Моро, хорошо известный в уголовном мире по прозвищу Поль Длинная Рука, с просьбой разрешить ему в сопровождении полицейских посмотреть на выступление знаменитого пловца, большим почитателем которого он являлся.

Незадолго до этого Моро был арестован и препровожден в тюрьму. Агенты Интерпола схватили его на олимпийском стадионе в тот момент, когда он вытаскивал бумажник у английского спортсмена. Задержанный на месте преступления вор с гордостью заявил, что был на Олимпийских играх в Лондоне, Хельсинки, Мельбурне и Риме, и подчеркнул, что всегда старался совместить "деловые" поездки, обусловленные профессией, с любовью к спорту.

В течение двух недель в Токио царила радостная атмосфера праздника. Один репортер, побывавший до того на многих Олимпиадах, написал тогда: на самом деле об успехе Олимпиады нельзя судить по финансовой прибыли или по уровню результатов. Успех Игр зависит от настроя всех - организаторов, спортивных функционеров, участников и, конечно, публики. Так вот Игры-1964 были Счастливыми Играми. И очень жаль, что они закончились.

Валерий ШТЕЙНБАХ