ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 14-й тур |
"ЛОКОМОТИВ" - "CПAPTAK" - 2:2 |
ОТ ДРАМЫ ДО ФАРСА
Юрий ГОЛЫШАК |
из Черкизова |
Никогда прежде не видел спартаковских фанатов настолько грустными до матча. Разговоры тихие, беззлобные. Вагоны Сокольнической линии никто не раскачивал, песен не орал - напрасно потела милиция в бронежилетах. Самое большое ЧП - перебрал кто-то из "Фратрии", не доехав до Черкизова. Отказывался выходить возле стадиона, желал ехать дальше. Обхватив голову руками.
Что готовится на матче акция протеста, известно было задолго до субботы. Акция вышла что надо - и не зря Черчесов после матча готов был отвечать на вопросы лишь по игре. Говорить о фанатах разумно отказывался.
Лампы у эскалатора украшены были наклейками - перечеркнутая нефтяная капелька в центре спартаковского ромба. И подпись: "На "Лукойле" не заправляюсь". Персональный фанатский привет Леониду Арнольдовичу. Ладно бы с одних лишь крох этикеток поносили нефтяную компанию болельщики "Спартака" - так еще и здоровенные баннеры развернули. Того же содержания.
Чем ближе к выходу в город, тем больше наклеек на лампах. Вот целая прокламация: "Наша команда умирает..." Дальше, виноват, в толчее не дочитал. А срывать - не решился. Могли надавать тумаков.
Впрочем, настоящих буйных было мало - вокруг царила меланхолия. Кто-то стоял, оперевшись на выцветшее знамя. Полотнище помнило пору и получше, а нынче даже Владимир Ильич на ордене Ленина был какой-то тусклый.
Спартаковская трибуна и рада была бы освистать каждого своего футболиста поименно - но кому устраивать обструкцию? Паршивлюку? Шишкину? Запасному Советкину?
Со свистком Захарова, которого в отсутствие Титова и Калиниченко некому было назвать "мужичком-боровичком", спартаковские фанаты перешли к решающей фазе той самой акции. Развернули в сторону ложи VIP плакаты. Начали с незамысловатых: "Руководство вон!", "Нам нужен хороший тренер" и "Спартак" бьется в такт сердцам, а не моторам".
Дальше - больше и хитрее. Очередной персональный привет Леониду Арнольдовичу Федуну от собственной торсиды: "Л.А.Ф.Ы не должно быть!" сменился посланием для всей команды: "Хватит нас позорить".
Акция получалась хоть куда - каждую минуту трибуна за воротами Плетикосы выуживала из карманов что-то новое и прелестное, словно покойный Кио - голубей. Даже в потешные времена президента Червиченко и футболиста Огунсаньи ничего настолько же шумного не было.
Ложа прессы рассматривала трибуны, изредка отвлекаясь на саму игру. Негромко рассуждали, что кто-то по итогам сегодняшнего матча запросто может оказаться в отставниках - билет в хорошую страну Австрию закажет либо Черчесов, либо Рахимов. Благо этими же днями проводится акция "Аэрофлота" - до Вены можно добраться за 4 тысячи рублей. Кто-то, усмехаясь, предлагал махнуться тренерами - насколько Черчесов в прошлом железнодорожник, настолько же Рахимов и спартаковец.
А спартаковский сектор, не дожидаясь первого гола в ворота Плетикосы, порадовал очередным шедевром. "Чтобы купить что-то ненужное (32, 10), нужно продать что-то ненужное (4, 5, 27, 13). А у нас денег нет (Дядя Федун)". Впрочем, этот плакат свернули почти моментально - возможно, при живом участии спартаковской службы безопасности. Ваш корреспондент едва успел переписать текст в блокнот. Секунду спустя весь сектор заволокло таким дымом, будто фанаты дружно собрались на выход. И на дорожку ухнули весь боекомплект разом.
Самое интересное, что версия получила моментальное подтверждение - едва дым развеялся, как треть сидений оказалась пустой. А на месте ушедших возник, как Венера из пены, очередной баннер: "Стадион такой ценой нам не нужен". Вот этот плакат оказался долгожителем - провисел до самого конца матча.
Болельщики уходили и уходили, хотя, справедливости ради, поддержали акцию в красно-белых секторах далеко не все. Нейтральные до поры фанаты "Локомотива" поддержку уходящим выказали своеобразную - голосили вслед: "Идите на ...!" А когда войну баннеров и кричалок вести было уж не с кем, нашли свою мишень - Сергея Липатова. Поносили железнодорожного босса последними словами на тысячи голосов. Таких речей в этот день и Леонид Федун не получал. Диктор робко призвал не поддаваться на провокации. Интересно, кого призвал? Федуна? Липатова?
Рахимов на бровке жестко выговаривал Питеру Одемвингие. Отчего-то указывая на пустые сектора спартаковских трибун. Хотел бы я слышать эти слова. Питер кивал смущенно. От таких событий оживился на скамейке запасных доктор Савелий Мышалов. А другой ветеран, спартаковский начальник команды Валерий Жиляев, не по годам резво рванул куда-то наверх, в район VIP-ложи. На табло светилось 0:2, и выражение лица у спартаковского начальника было словно у участника похоронной процессии...
"Поплыл" в экстремальных условиях даже диктор - объявлял замены, которые еще не состоялись. Впрочем, и ласке место находилось - Черчесов нежно теребил за плечо замененного Дзюбу, Гуренко по-ленински гладил по голове мальчика, не спешившего подавать мячи. Куда торопиться, когда "Локомотив" выигрывает?
Спартаковцы досматривали матч по телевизору или вслушивались в шум стадиона, стоя у Черкизовского рынка. Железнодорожники все пели старую песню о главном - бранили Липатова.
Драма, ненадолго обернувшись скукой, к финалу ближе превратилась в фарс. Черчесов с первым спартаковским голом сбросил пиджак и метнул в скамейку запасных. На поле выбежал полоумный фанат - успев показать средний палец то ли персонально Плетикосе, то ли целой трибуне железнодорожников за его спиной. Завалил несчастного на газон тот, от кого подвоха любитель футбола и пива не ждал, - Ковач. Причем настолько жестким приемом, что суровый рефери Захаров едва самого чеха не вытолкал с поля...
Ничья, которой так радовался Черчесов, спартаковских фанатов обрадовала не слишком. Вроде и акцию продолжать смысла никакого, и ликовать - нет настроения. Они брели к метро, переговариваясь еще тише, чем перед началом этого странного поединка.
Их знамена висели, их плакаты ждали следующего матча.