ОЛИМПИЗМ |
До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 4 дня |
ОТ ОЛИМПИИ ДО ПЕКИНА: ХРОНИКА НЕВЕРОЯТНЫХ СОБЫТИЙ |
ОТВЕТНЫЙ БОЙКОТ
Игры-1984 были отданы Лос-Анджелесу. Это произошло на 80-й сессии МОК в Афинах 19 мая 1978 года. Выборы были безальтернативными: остальные кандидаты в последний момент снялись с предвыборной гонки. Правда, вопреки традиции решение было неокончательным. Объявили, что статус олимпийской столицы Лос-Анджелес получил условно, до выполнения некоторых требований, которые выдвинул МОК.
Многих тогда удивило, что Лос-Анджелес отказался устроить для членов МОК традиционную выставку. Плюс к этому руководители 17 международных спортивных федераций из 21 заявили, что условия, предложенные кандидатом, совершенно неприемлемы. Речь шла и о проживании спортсменов, и о местах соревнований.
Еще накануне выборов президент МОК лорд Килланин заявил:
- Хочу чтобы все поняли: единственный кандидат совсем необязательно непременно станет организатором Олимпиады.
А чуть позже тот же Килланин уже открыто пригрозил американцам.
- Если наши требования не будут выполнены, - подчеркнул он, - мы вынуждены будем рассмотреть новые предложения городов-кандидатов.
И все же глава делегации, мэр Лос-Анджелеса, темнокожий улыбчивый гигант Том Брэдли сумел убедить членов МОК в том, что по возвращении домой он получит необходимые гарантии, заручится поддержкой страховых компаний и что в итоге все будет в порядке.
Через восемь месяцев, в конце января 1979 года, исполком МОК вынужден был вернуться к вопросу о судьбе Олимпиады-84. Необходимо было подписать тройственное соглашение между МОК, национальным олимпийским комитетом США и Оргкомитетом Лос-Анджелеса. Но вспыхнул скандал между НОК и оргкомитетом из-за дележки будущих расходов и, самое главное, доходов. Разозленные члены исполкома приняли решение: контракт не подписывать и предложить конфликтующим сторонам прийти к соглашению в течение месяца. В противном случае, как говорилось в решении, Лос-Анджелес лишится олимпийской лицензии и будет объявлен новый конкурс городов-кандидатов.
На встрече с прессой лорд Килланин вынужден был констатировать, что потерян целый год подготовки к Играм.
Прошло еще полтора года. В Лос-Анджелесе набрал силу Оргкомитет, который, практически не получая финансовой помощи от правительства, сумел привлечь частный капитал и на эти деньги делал все, что мог, чтобы хорошо подготовить Олимпиаду Килланин сдал свои полномочия Хуану-Антонио Самаранчу и теперь уже проблемы, связанные с Играми в Лос-Анджелесе, стали головной болью нового президента МОК.
В конце декабря 1982 года Самаранч приехал в Москву, где был принят в Кремле членом политбюро Гейдаром Алиевым - именно он на самом высоком уровне курировал тогда вопросы, связанные с развитием спорта в стране. На встрече присутствовали председатель НОК СССР и Комитета по физической культуре и спорту Сергей Павлов и бывший председатель Оргкомитета московской Олимпиады Игнатий Новиков. Среди других вопросов не осталась в стороне и тема предстоящих Игр в Лос-Анджелесе.
- В Лос-Анджелесе много сложностей, - сказал Самаранч. - Там специфическая организация, существующая на частной основе. Они не получают никакой помощи от государства. Мы должны приложить все усилия для успешного проведения Игр. И как президент я буду рад поскорее увидеть день закрытия.
Алиев ответил:
- МОК и уважаемый президент могут всегда рассчитывать на нас, на нашу помощь... Мы надеемся и хотим верить в то, что все пойдет на честной основе без искажений и извращений. Мы хорошо помним яркий праздник московской Олимпиады, но мы будем помнить и о том, как США нарушили Олимпийскую хартию и помешали другим. Вот наше отношение. Я думаю, что здесь мы с вами единодушны.
Самаранч ответил сразу:
- В полной мере. И здесь два свидетеля: Новиков и Павлов. Они знают, какую позицию занимаю я и МОК.
Закрывая встречу, Алиев заявил:
- Мы готовимся к этим Играм, хотя до нас и доходят разговоры о возможном бойкоте с нашей стороны. Мы никогда не опустимся до уровня Картера.
Если поверить Алиеву, а не верить ему оснований никаких нет, получается, что ни о каком бойкоте за полтора года до начала Игр речи не шло. Тема бойкота появилась гораздо позже. Официальное оформление она получила за три месяца до того, как взвился флаг Игр XXIII Олимпиады. 29 апреля 1984 года председатель спорткомитета Марат Грамов направил секретное письмо в ЦК КПСС, в котором изложил причины, по которым СССР стоило бы бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Перед вами фрагменты этого удивительного документа, свидетельствующего не только о маразме некоторых руководителей того времени, но и о полном пренебрежении с их стороны интересами самих спортсменов, тех самых людей, для которых и проводятся Олимпийские игры: "Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР докладывает, что... обструкционистская позиция администрации Рейгана создали серьезные трудности для принятия решения по участию в Олимпийских играх. Продолжается психологическая обработка общественного мнения в США против приезда советской спортивной команды... Выступающая в роли активного зачинщика антисоветской кампании коалиция "Запретить Советы" получает всестороннюю поддержку и одобрение со стороны официальных властей. Об этом свидетельствуют следующие факты: только за последнее время главари различных националистических и террористических организаций встречались с официальными лицами администрации США Спиксом и Хьюзом. Представители 14 антисоветских организаций на встрече 18 апреля в Лос-Анджелесе приняли программу действий на период Олимпийских игр, суть которой сводится к тому чтобы сделать "участие советских атлетов настолько неприятным, насколько это возможно". В адрес НОК СССР из США регулярно поступают петиции террористических организаций с угрозами расправы, склонения советских спортсменов к невозвращению на Родину.
В этой обстановке НОК СССР сделал заявление, в котором аргументированно показал грубые нарушения организаторами Игр Олимпийской хартии, потребовал созыва исполкома МОК для обсуждения сложившейся ситуации... Предпринятые нами меры сыграли положительную роль. Телекомпании, органы печати США наряду с продолжением враждебной кампании вынуждены были в определенной мере проинформировать население своей страны об истинной позиции СССР.
24 апреля с.г. заявление НОК СССР рассматривалось президиумом исполкома МОК, который вынужден был признать юридическую правомерность наших требований. При этом советская сторона информировала, что спортсмены Советского Союза "намерены участвовать в ХХШ Олимпийских играх в Лос-Анджелесе при условии соблюдения Олимпийской хартии"... Если же в США не будет прекращена враждебная деятельность националистических и террористических групп, не будут даны письменные гарантии президента Рейгана по безопасности, то принятие решения об участии в Играх затруднено...
Президент ЛАООК П. Юберрот на заседании президиума МОК сделал заявление о том, что письменная гарантия Рейгана о безопасности советских спортсменов будет представлена им лично. По нашему мнению, сложившаяся вокруг Олимпийских игр обстановка ставит в сложное положение их организаторов. Неучастие СССР, социалистических и ряда развивающихся стран приведет к экономическому краху впервые проводимых и широко разрекламированных т.н. "коммерческих игр". По данным американской печати, ЛАООК потеряет свыше 100 млн. долларов...
В данной ситуации Спорткомитет СССР полагает целесообразным активно продолжать подготовку спортсменов к Играм, усиливая пропагандистское давление на администрацию США. Главными требованиями, на наш взгляд, должны быть: письменная гарантия безопасности на государственном уровне, недопущение шантажа и враждебных психологических акций националистических организаций, создание доброжелательной обстановки вокруг советской делегации, соответствующей целям и идеалам олимпийского движения...
Если эти условия не будут соблюдены и администрация США не пойдет на создание обстановки доброжелательности, то от участия в Играх <стоит> отказаться, но продумать такие меры, которые позволили бы ответственность за это возложить на США, создать благоприятное для нас мировое общественное мнение. В этих целях еще раз скоординировать наши действия с социалистическими и некоторыми развивающимися странами для активизации работы по разоблачению антиолимпийской политики организаторов Игр и администрации США..."
Комментировать текст этого письма нет необходимости. Он полностью соответствует реалиям того времени. Что же случилось потом? Ну это предугадать было совсем не сложно. Прошло всего несколько дней, и вопрос о неучастии советских спортсменов в Олимпиаде-84 был решен на заседании самой высокой инстанции страны.
10 мая политбюро ЦК КПСС задним числом утвердило принятые в период с 4 мая постановления по различным вопросам. В том числе и то постановление от 5 мая, где речь шла об Играх-84. Приведем полностью текст этого документа, сохранив орфографию и пунктуацию:
"1. Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе ввиду грубого нарушения Американской Стороной Олимпийской хартии, отсутствия должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развернутой в США антисоветской кампании.
2. Отделам пропаганды, внешнеполитической пропаганды, Международному отделу, Отделу ЦК КПСС совместно со Спорткомитетом СССР, МИД СССР и КГБ СССР подготовить соответствующие документы Национального олимпийского комитета СССР, имея в виду опубликовать их в конце мая 1984 г. Разработать пропагандистские меры, которые позволили бы создать благоприятное для нас общественное мнение в мире и убедительно показать ответственность США за неучастие советских спортсменов в Олимпийских играх.
3. В доверительном порядке проинформировать ЦК братских партий социалистических стран о нашей позиции и высказать просьбу о ее поддержке.
Провести в мае 1984 г. в г. Москве рабочую встречу представителей ЦК братских партий социалистических стран.
4. Положительно отнестись к предложению Спорткомитета СССР о проведении в 1984 году в социалистических странах спортивных соревнований по олимпийской программе. Внести указанный вопрос на обсуждение рабочей встречи представителей ЦК братских партий.
Секретарь ЦК КПСС К. Черненко"
Вот так получилось, что советские спортсмены, многие из которых реально претендовали на олимпийские медали, из-за политических игр руководителей страны вынуждены были остаться дома.
Валерий ШТЕЙНБАХ