Газета Спорт-Экспресс № 177 (4757) от 9 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ТЕННИС

СЕСТРЫ УИЛЬЯМС, НЕ ЗЕВАЙТЕ!

Игорь РАБИНЕР

из Пекина

Казалось бы, что может вызвать больший ажиотаж среди журналистов, чем пресс-конференция сборной США по теннису? Судите сами: Винус Уильямс - олимпийская героиня Сиднея-2000 (причем двукратная - лично и в паре с сестренкой Сереной), пятикратная чемпионка Уимблдона и двукратная - US Open. Серена Уильямс - победительница всех четырех турниров "Большого шлема" в личном разряде и Уимблдона - в парном. Линдсэй Дэвенпорт - триумфатор Атланты-96, чемпионка Открытых первенств Австралии и США, Уимблдона, да еще и героическая мама годовалого сына Джаггера. Все три - экс-первые ракетки мира, на счету которых в общей сложности четыре олимпийские победы, 12 "шлемов" и много других выдающихся побед. Да и о братьях Бобе и Майке Брайанах - первой на сегодня паре мира, на счету которых пять побед в турнирах "Большого шлема", - забывать тоже не следует.

Короче, вчера утром я направлялся в один из залов для пресс-конференций главного пресс-центра в ожидании аншлага, десятков перебивающих друг друга вопросов и типичной для Китая околозвездной истерии. Каково же было мое удивление, когда и без того не гигантский зал оказался заполненным не более чем на треть. Никакого ажиотажа не было и в помине, если не считать одного репортера из Поднебесной, который сразу после окончания пресс-конференции подлетел к сестрам Уильямс, с энтузиазмом схватил обеих за руки и настойчиво предложил сфотографироваться с ним. Легче, казалось, было сделать это. Однако на черных жемчужин этот нахрап не произвел ни малейшего впечатления - и, ответив нахальному китайцу такой же ослепительной улыбкой, какой блистал он сам, сестры от фотографирования отказались. А суровая Зина Гаррисон, тренер женской сборной, грудью встала на защиту своих подопечных, после чего журналисту стало ясно: хвастать перед друзьями фотографией со знаменитыми теннисистками ему не суждено.

Описываю этот эпизод столь подробно только по одной причине: в остальном все было тихо и благопристойно. Ведущий пресс-конференции сразу положил конец надеждам репортеров взять у игроков эксклюзивные интервью, заявив: пресс-конференция - и баста. Так что мне остается только позавидовать коллегам Дзичковскому и Стрижевскому, которые на встрече с Dream Team получили возможность общаться с любым баскетболистом в течение часа. Теннисные американские порядки оказались строже и суше.

Почему же встреча с такими звездами не стала настоящей приманкой для прессы? Причины, на мой взгляд, две. Первая - время начала пресс-конференции: ровно 9.00. Вторая же заключается вот в чем: сколько бы ни было достижений у сестер Уильямс и Дэвенпорт, их популярность в Азии не идет ни в какое сравнение с Марией Шараповой. В Поднебесной, как и в других азиатских странах, вообще падки не просто на звезд, а на раскрученные мировые бренды - такие, как наша Маша или, допустим, Дэвид Бекхэм.

Трибуны на самых важных теннисных поединках Пекина-2008, конечно, в любом случае будут полны - но удар, который нанесен по имиджу турнира травмой Шараповой, очевиден уже сейчас. На нее китайцев понабежал бы полный зал, даже проводись пресс-конференция в три часа ночи, - об этом мне местные коллеги заявили с полной ответственностью.

И, мне кажется, американские теннисистки нечто такое почувствовали. Нет, в каждом ответе они были идеально политкорректны, сверкая белозубыми улыбками или розовыми наманикюренными ноготками, как Серена. Но определенная ревность к чужой славе у них все же имела место быть.

Я задал сестрам вопрос, с какими чувствами они восприняли травму Шараповой - как со спортивной точки зрения, так и по части внимания к турниру. И еще спросил, кто из российских теннисисток способен ее здесь в полной мере заменить.

В ответе сестер слово "Шарапова" не прозвучало ни разу. Обе довольно сухо говорили о том, что полностью сконцентрированы на выступлении своей команды, а все остальные, которым они, конечно же, желают удачи, их совершенно не трогают. Для сравнения: 28-летний Джеймс Блэйк (для него эти Игры станут первыми), когда его спросили о возможном финале Надаль - Федерер, заявил: мол, он постарается сделать все возможное, чтобы такого финала не было, но вообще-то подобный матч стал бы украшением турнира и поспособствовал рекламе тенниса по всему миру. Обоим гениям современного мужского тенниса Блэйк посвятил массу комплиментов, хотя и сказал, что в последние месяцы Федерер "напоминает обычного человека. А на Олимпиаде, как и на Кубке Дэвиса, может произойти все что угодно".

Так что - верьте в себя, Дмитрий Турсунов!

Задал ваш корреспондент сестрам Уильямс еще два вопроса: что для них важнее - победа в турнире "Большого шлема" или на Олимпиаде и живут ли они в Олимпийской деревне либо в отеле. Оказалось, в отеле. Позже из разговора с американскими журналистами выяснилось, что пресса этим не слишком довольна. Можно бы, дескать, быть и подемократичнее, на Играх все равны. Впрочем, если кто-то из них победит, об этом, разумеется, никто не вспомнит. По мне же, это вообще не имеет значения: в конце концов, Евгений Кафельников в Сиднее тоже ночевал в отеле, зато каждый день целиком проводил в деревне, с другими спортсменами. Таким образом он убил двух зайцев - и спокойные ночевки себе обеспечил, и дух Олимпиады в полной мере ощутил. Результат - победа.

На вопрос же о важности турниров Серена, так и не снявшая - равно как и ее сестра - с головы бейсболку, ответила: "Я обожаю играть за свою страну. Трудно представить себе что-то важнее Олимпиады, и на сегодня золотая медаль Игр является для меня приоритетом. Они для меня так же важны, как тот же US Open".

Интересовала журналистов, естественно, и тема здоровья трех ведущих теннисисток. Возникла она отнюдь не из воздуха: скажем, в конце июля все три (!) - и обе Уильямс, и Дэвенпорт - дружно снялись с турнира в Лос-Анджелесе из-за травм коленей. Серена при этом не смогла доиграть до конца полуфинал предыдущего соревнования в Стэнфорде, а Дэвенпорт, снявшаяся с Уимблдона после первого круга, и вовсе страдала от повреждений с весны. Впрочем, вчера все дружно заверили, что их колени, находившиеся в отвратительном состоянии после Уимблдона, сейчас им практически не досаждают. И они готовы биться за свою звездно-полосатую родину без скидок на какие-либо травмы. Что ж, дай им бог в труднейших погодных условиях не стать товарищами Шараповой по несчастью.

Впрочем, для одной из спортсменок, Лизель Хубер (она будет выступать в паре), Америка родиной в полном смысле слова не является. На свет она появилась в Южной Африке, в Новый Свет перебралась в 15 лет, а право выступать за сборную получила и вовсе только в прошлом году. В результате она станет одной из очень редких представительниц тенниса, кому удалось сыграть на двух Олимпиадах за две разные сборные.

- Для меня это очень эмоциональный момент, - сказала Хубер. - Я прожила в Америке полжизни, хотя и не могу избавиться от своего акцента - английский является для меня вторым языком. Но чувствую себя очень благодарной стране, которая меня приняла.

Молодую маму Дэвенпорт спросили:

-Кто из членов вашей семьи приехал вас поддержать?

- Сюда - никто. Но здесь моя семья (указывая на других американских теннисистов) вот эти ребята и девушки.

Отвечая на вопрос о своих ожиданиях от теннисного турнира, Дэвенпорт заявила коротко и ясно:

- Мы надеемся "вычистить" все золотые медали на турнире.

Типично по-американски, без рефлексии и колебаний. Может, такая уверенность в себе и позволяет им столько выигрывать?

Удивительно еще, что никто не пообещал впервые в истории Олимпиад выиграть оба парных турнира родственными дуэтами. У такого развития событий был бы явный голливудский налет, согласны?

...Направляясь к выходу из пресс-центра, сестры Уильямс вдохновенно зевали. На пресс-конференции они еще держались, но, едва все закончилось, выдержать не смогли. Серена жаловалась кому-то на недосып. И нежно клала усталую голову на плечо сестры.

А та довольно улыбалась. Постылая формальность завершилась. Можно вновь стать самими собой.