Газета Спорт-Экспресс № 182 (4762) от 15 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Днем олимпийский спецкор "СЭ" живет исключительно на спортивных аренах и в автобусах-шаттлах. Поэтому исследовать Китай во всех его проявлениях ему приходится исключительно ночью.

ПОГРУЖЕНИЕ В КИТАЙ-4

Владимир МОЖАЙЦЕВ

из Пекина

О КИТАЙСКОМ МАССАЖЕ

Китайский массаж - штука необычная. Попробовать ее, побывав в Китае, безусловно, стоит. Но впечатления - неоднозначные. Поэтому никому не буду навязывать свое мнение, а просто максимально подробно постараюсь изложить динамику собственных ощущений.

Первым делом вас одевают в немного легкомысленную пижамку. Затем - укладывают пузом вверх (что важно) на раскладушку и подкладывают под голову свернутое в трубочку полотенце с иероглифами...

Чуть отвлекусь - один из коллег по "СЭ", прошедший через горнило подобной процедуры несколькими днями ранее, рассказал, что ему при массаже еще и вставили в ухо горящую палочку. Мне такого подарка судьбы, увы, не досталось - более того, весь процесс проходил не при романтическом свете ароматизированных свечек, а под мигание подвешенного под потолком телевизора. Что, безусловно, расстроило, но было списано автором на позднее ночное (или даже правильнее сказать - раннее утреннее) время начала сеанса.

Львиная доля массажного времени посвящалась нажиманию различных точек на голове - и это была самая приятная и полезная его часть. Во всем, что касается регулирования и правильного протекания биоэнергетических потоков, китайцы как были впереди планеты всей несколько тысяч лет назад, так во главе пелотона и остались. А вот по части того, чтобы "пробить" мышцы, превратившиеся за 16-часовое компьютерное бдение в комочки средоточия тупой боли, массажисты нашей мужской баскетбольной сборной Дед и Василич дадут местным умельцам (точнее, умелицам) солидную фору.

О КИТАЙСКИХ УЛЫБКАХ

За время пребывания в Китае я уже привык воспринимать как должное, что все встречные китайцы в синих волонтерских футболках обязательно при встрече с тобой улыбаются. Знающие, как по-английски сказать "здравствуйте" - обязательно свое знание демонстрируют. Не знающие - ласково выдают "ни хао". Поначалу от этого немного шалеешь - а потом втягиваешься и даже при встрече с незнакомцами уже сам первый улыбаешься и произносишь что-то банальное, но искренне хорошее.

Этот вирус приветливости распространяется необычайно быстро. Например, в шанхайской гостинице, где за несколько дней до начала Игр жили российская, американская и австралийская мужские баскетбольные делегации, со мной как-то раз первым поздоровался главный тренер сборной США Майк Кржижевски, с которым я столкнулся, выходя из лифта. И это здорово. Потому, что, как ни банально это звучит, улыбки не только продлевают жизнь, но и делают ее более яркой и интересной.

Правда, несколько раз я встретил волонтеров, которые приветствовали меня вместо улыбки сурово-подозрительным взглядом исподлобья. Если в любой другой ситуации я просто даже не отметил бы подобный факт в своем сознании, то в данных случаях - по-настоящему пугаюсь. Воображение рисует жуткие картины: а вдруг в свое время чужестранные варвары-европейцы вырезали всю его семью, а самого в младенчестве увезли в рабство, откуда он чудом бежал? И вдруг он теперь, как Эдмон Дантес, вынашивает планы вычурной и кровавой мести?

Вспоминая о трагедии, произошедшей в первый день Игр с тестем главного тренера американской волейбольной сборной, понимаешь, что твои собственные страхи имеют право на существование. Тем более когда сталкиваешься с подобной неулыбчивостью ночной порой на узкой дорожке...

О КИТАЙСКОЙ ВЫДЕРЖКЕ

О часовых, которые по полдня, не шелохнувшись, стоят на своих постах, непонятно что и от кого охраняющих, я уже писал. Но солдаты - они на то и солдаты. А вот что заставляет всех прочих китайцев, работающих на Играх, демонстрировать образцы феноменальной выдержки а-ля юный спартанец (тот самый, что с улыбкой позволял голодному лисенку пожирать собственные внутренности), мне непонятно. К счастью, подобных свидетельств героизма от китайцев не требуется - но очевидно, что морально к славному подвигу готов каждый.

Поэтому для меня большим психологическим подспорьем стала сценка, когда я застал китаянку - портье в нашей гостинице - на "месте преступления": в 4 часа утра она позволила себе присесть (!) на рабочем месте. И, по-моему, (пусть никаких доказательств у меня нет) перед моим появлением даже на несколько минут вздремнула (!!!) - вместо того, чтобы всю ночь стоять навытяжку за стойкой и ловить редкие возможности раз в час сказать припозднившимся жителям журналистской деревни свое единственное выученное английское приветствие. Разумеется, девчушка при моем появлении тут же вскочила, залила краской стыда свое солнечного цвета лицо и, опустив глаза, что-то испуганно-расстроенно залопотала. Может, просила извинения?..

Спать я пошел счастливым. Потому что понял: они - тоже люди. Да, не такие, как мы, да, по многим параметрам убежавшие от нас далеко вперед. Но какая-то толика обычных человеческих слабостей, пусть и в микроскопических объемах, у них все же выползает на поверхность.