Газета Спорт-Экспресс № 185 (4765) от 19 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

БРАВО, ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ!

Юрий ЮРИС

из Пекина

Легкоатлетам невозможно пожаловаться на недостаток зрительского внимания на Олимпиаде. Даже в утренние часы, на которые выпадает жара и квалификационные старты, "Птичье гнездо" заполняется почти до отказа. А уж вечером в каждом из 91 000 пластиковых кресел гарантированно сидит по орущему птенцу. Самое занимательное: как и в природе, эти птенцы орут от голода. Но утолить его рассчитывают исключительно духовной пищей. Наиболее колорийная - мировой рекорд. Высшее проявление не только физических, но и духовных возможностей атлета.

В минувшую субботу эти возможности сполна выказал ямайский спринтер Усэйн Болт, потрясший мир своим феерическим бегом на стометровке.

В воскресенье мировой рекорд на дистанции стипль-чеза пал под безудержным натиском россиянки Гульнары Галкиной-Самитовой, которая соревновалась больше с хронометром, нежели с соперницами по финальному забегу.

Вчера, в понедельник вечером по пекинскому времени, настал черед Елены Исинбаевой позаботиться о нас, олимпийских постояльцах "Птичьего гнезда". Утолить наш голод. Победой - это уж как водится. А на десерт, если получится, подать очередной мировой рекорд.

"Если получится" - оговорка в данном случае абсолютно необходимая. Прыжок с шестом - возможно, наиболее мудреный легкоатлетический жанр, слишком зависимый от множества привходящих обстоятельств. Начиная от случайного порыва ветра в самый неподходящий момент и заканчивая выбором снаряда необходимой жесткости.

Несмотря на то что в минувшем олимпийском цикле чемпионка Афин-2004 Исинбаева продолжала держать соперниц на почтительном расстоянии, для нее это было непростое время. Смена тренера, а вместе с ней ломка привычной методики подготовки и некоторых стереотипов поведения в секторе потребовали от спортсменки известной жертвенности. "Жертвой перестройки" оказались отложенные почти на три года мировые рекорды на стадионах (зимой в залах с этим по-прежнему было в ажуре).

Незадолго до Пекина все как будто вернулось на круги своя: пятиметровые прыжки-полеты россиянки в Риме и Монте-Карло позволили нам облегченно вздохнуть и должны были означать явление миру новой Исинбаевой. "Все технические и физические показатели Лена заметно улучшила по сравнению с прошлым сезоном", - говорил мне тренер спортсменки Виталий Петров. - Если удастся достичь гармонии между собственно спортивной и психологической готовностью Исинбаевой, в Пекине все должно получиться так, как мы задумали".

А как задумали? Вопрос не праздный, потому что в этом году в привычном тактическом репертуаре Исинбаевой, кроме разминочной, победной и рекордной высот появилась еще некая промежуточная. Спортсменка и тренер втиснули ее в зазор между второй и третьей высотами. В противном случае если рекорд не получается, возникает, как выразился Петров, "ощущение недосказанности": Лена вынуждена заканчивать соревнования пусть победно, однако с результатом, который заметно ниже ее ординара. От чего якобы страдает имидж спортсменки.

Любопытно, что главным критиком своего экс-тренера по поводу новой тактики Исинбаевой выступил Сергей Бубка, который сам в пору расцвета никаких "промежуточных" высот категорически не признавал. "Кроме лишнего волнения и напрасной траты сил это ничего не дает", - считает великий шестовик.

Вот мы и гадали, наблюдая за разминкой спортсменок из ложи прессы: какую тактику изберет Исинбаева в главном старте четырехлетия?

Стартовый лист финалисток открывала Светлана Феофанова, а две другие россиянки - Юлия Голубчикова и Исинбаева замыкали дюжину спортсменок, вступивших в борьбу за медали Олимпиады.

Впрочем, это слишком смелая, слишком неправдоподобная метафора: дюжина в борьбе за медали. Шестовая элита складывается годами не для того, чтобы какой-то самозванец (в данном случае - самозванка) нахально вломился в нее без стука в дверь.

Кто постучался в Пекине? Пожалуй, только Голубчикова. Юля вчера установила личный рекорд - 4,75. Дверь в клуб избранных ей слегка приоткрыли, однако на олимпийский пьедестал не пустили. Обида Голубчиковой оказалась безмерной - девушка рыдала навзрыд.

Честно признаюсь: до вчерашнего вечера не преставлял себе, как выглядит китаянка с шестом. Судя по выступлению Гао Шуин, взявшей с третьей попытки 4,45, пока выглядит неважно. Однако трибуны, с фанатизмом болеющие за своих, все равно искупали ее в овациях.

А вот Фабиану Мурер из футбольной страны Бразилии знаю давно. Не раз видел эту спортсменку, которую консультирует Виталий Петров, на "Звездах шеста" в Донецке. Поэтому могу сполна оценить несправедливость судьбы, которая постигла ее вчера. Смешные 4,45 в итоговом протоколе для прыгуньи, которая в этом году взирала на мир с высоты 4,80, стали результатом нелепого стечения обстоятельств.

В самом начале соревнований Мурер устроила в секторе переполох, не обнаружив своих шестов. Или одного, но самого нужного - из ложи прессы трудно было понять. На поиски пропажи бросилась судейская бригада в полном составе. Перешерстили все огромные "тубусы", в которых хранится оружие шестовиков, - безрезультатно. В конце концов совсем без шеста Мурер не осталась, однако и выше 4,45 не взлетела.

На этом же рубеже, как ни странно, остановилась опытная полька Анна Роговска, что можно считать неожиданностью. Ее не менее известная соотечественница Моника Пырек поднялась до 4,70, хотя было понятно, что олимпийская медаль любого достоинства висит выше. Как потом выяснило, на пять сантиметров...

Постепенно круг претенденток сузился до четырех человек: в компанию россиянок вполне предсказуемо вклинилась американка Дженнифер Стучински. Она приехала в Пекин со вторым результатом сезона в мире - 4,92.

В "Птичьем гнезде" Стучински с первой попытки взяла 4,80, потом пропустила 4,85, однако со следующей высотой - 4,90 - не справилась. На олимпийское серебро американке хватило и этого, а бронза досталась Феофановой, которая 4,75 взяла с первого захода, опередив по попыткам рыдающую Голубчикову...

Но все, что происходило в секторе в течение полутора часов, было лишь увертюрой к главному, ради чего ни один из 91 000 зрителей не покидал стадион. Их удерживал матч под названием "Исинбаева против остального мира" и, разумеется, ожидание рекорда.

Разминочным для примы шеста стал исполненный в тренировочном стиле прыжок на 5,70. Следующие две высоты Исинбаева пропустила, великодушно позволив сначала Феофановой, а потом Стучински походить в лидерах соревнований. Но недолго.

Потому что уже следующим прыжком - на 4,85 - Лена выиграла Олимпиаду. Получилось как-то слишком уж просто и буднично, хотя было понятно, что этим она не ограничится. Вопрос заключался лишь в том, пойдет Исинбаева на мировой рекорд сразу, как учит ее Бубка, или проявит верность своей новой тактике - с промежуточной высотой?

Хотя, ничего себе "промежуточная" - 4,95, олимпийский рекорд! Потому и поддался не сразу - только с третьей попытки.

Теперь был расчищен путь и к мировому рекорду. На табло вспыхивают цифры: 5,05! С интервалом в пять минут, которые даются рекордменке мира на каждую попытку, планка дважды падает вслед за спортсменкой на маты.

Перед третьей попыткой - весь стадион без команды поднимается на ноги. Трибуны стоя аплодируют Исинбаевой, требуя от нее рекорда. И больше уже не садятся, потому что россиянка выполяет этот "социальный заказ", и аплодисменты перерастают в громоподобные овации. Есть 5.05! Браво, Елена Прекрасная!