Газета Спорт-Экспресс № 208 (4788) от 15 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 сентября 2008 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 21-й тур

ЦСКА - ЛУЧ-ЭНЕРГИЯ - 4:1 (1:0)

КОММЕНТАРИЙ К ФАКТУ

ПО-ЯШИНСКИ

Вчера в Лужниках футболисты "Луча" прервали сухую серию Акинфеева, но именно он вдохновил ЦСКА на крупную победу.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

Закройте на секунду глаза и представьте такую картину. Матч закончен. На табло огорчительные нули. Огорчительные в первую очередь для форварда, чей счастливый удар выделен из всего захватывающего футбольного зрелища, как жемчужина. Удар этот поднимает на ноги в порыве ликования болельщиков, и если за 90 минут игры у них не было повода для подобного эмоционального всплеска, то и они покидают стадион разочарованными.

Ну а есть ли среди непосредственных участников матча и его очевидцев люди, для которых игра на ноль - событие радостное? "Конечно, - поспешит ответить уважаемый знаток футбола. - Это вратари".

Откровенно говоря, тоже так считал до тех пор, пока Лев Иванович Яшин не признался мне: "Случались игры, когда уходил с поля, не вытерев со лба ни одной капельки пота. И свитер не надо сушить, и трусы стирать. Но от таких игр, хоть и не пропускаешь в них голов, никакого удовольствия не получал. Зато какую испытывал радость, когда мы выигрывали тяжелейший матч, и я весь грязный, уставший, еле переставляя ноги, доходил до раздевалки, и, казалось, не было сил, чтобы пойти в душ".

Лучший вратарь всех времен и народов не скрывал, что волновался перед каждой игрой. И другой прекрасный голкипер второй половины минувшего века Анзор Кавазашвили порой только на разминке снимал с себя нервное напряжение. А иной раз и разминка не помогала. "Начинался матч, и я понимал: от того, как сыграю в первом остром эпизоде, во многом зависит моя дальнейшая игра, - рассказывал Анзор. - Если удачно - все будет в порядке, а если пропущу... Впрочем, и в этом случае еще не все потеряно. Надо только не расклеиться и взять себя в руки".

Увы, удается это не всегда. К примеру, еще один замечательный страж ворот Владимир Маслаченко, который за свою блестящую карьеру на моих глазах, образно говоря, выигрывал далеко не один матч, сыграв на ноль, во встрече с "Кайратом" пропустил обидный мяч и настолько расстроился, что в перерыве переоделся, уложил форму в сумку и, не дожидаясь конца игры, уехал со стадиона.

Нынче Маслаченко, комментируя матчи с участием ЦСКА, всегда готов воздать должное Игорю Акинфееву. И его лестные отзывы, понятно, дорогого стоят. Но мало кому известно, каких нечеловеческих усилий стоило самому Акинфееву не просто вернуться в строй после серьезнейшей операции на колене и полугодичной изнуряющей реабилитации, но и в кратчайший срок выйти на такой игровой уровень, чтобы под первым номером отправиться на Euro-2008. И, что особенно важно, в матчах чемпионата реально помочь сборной оказаться в числе четырех ведущих национальных команд континента.

А для этого нужно было не повторить, а превзойти себя прежнего. Акинфеев, судя по всему, из тех, кто еще в детстве понял: долг платежом красен. И если Гуса Хиддинка он отблагодарил за доверие на европейском первенстве и в недавнем стартовом матче отборочного турнира ЧМ-2010 с Уэльсом, то Валерия Газзаева, который открыл футбольному миру 17-летнего вундеркинда (представляю, как нелегко было тренеру на это решиться - ведь ворота ЦСКА защищал другой одаренный газзаевский воспитанник Вениамин Мандрыкин), - в матчах за клуб на любом уровне.

Оставим в стороне назидательные нравоучения о том, что хорошая игра возможна при равном участии всех. Однако, обратив внимание на единство армейской обороны и атаки, прихожу к выводу: прервавшаяся вчера длительная безголевая серия Акинфеева - прежде всего его собственная заслуга.

Правда, сам вратарь относится к ней с определенной долей иронии: "К семи матчам на ноль не имею почти никакого отношения. У нас в ЦСКА такая защита, что на матч с "Лучом" могу выйти в белой рубашке и бабочке - все равно не придется прыгать и падать".

Вероятно, природное чувство юмора помогает моему герою отгонять от себя мысль о том, что рано или поздно все "счастливые сериалы" заканчиваются. И таким образом снимать с себя нервное напряжение. На самом деле в воскресной встрече в Лужниках Акинфеев, как и в семи предыдущих матчах чемпионата, вынужден был совершать такие прыжки, которые повторяют в разных ракурсах, с разных камер по телевидению, ловят фотографы, описывают в подробностях репортеры.

Смею утверждать, что это он, накрыв мяч в нижнем углу после выстрела Асильдарова, в падении парировав кулаками удар Данцева, дважды бесстрашно бросившись в ноги соперников, рвавшимся к воротам, вдохновил, как и подобает капитану, свою команду на голы. Как это делал в свое время великий Яшин.

Кстати, Лев Иванович не любил считать кем-то забитые и им пропущенные мячи. И совершенно не расстраивался, если сухая серия прерывалась в победном для его команды матче. Не сомневаюсь, что Акинфеев в этом отношении похож на легендарного предшественника.