Газета Спорт-Экспресс № 215 (4795) от 23 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 сентября 2008 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

ИГРОК НЕДЕЛИ с Андреем КУЗНЕЦОВЫМ

Первая неделя - АлексейМОРОЗОВ

"Ак Барс" 42,2 %

Вторая неделя - ШтефанРУЖИЧКА

"Спартак" 28,7 %

Максим СОКОЛОВ: "ЧУВСТВУЮ, КАК КЛАССНЫЙ ВРАТАРЬ Я ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ"

Многие ветераны большого спорта на закате карьеры перестают внимательно читать прессу. 36-летний Соколов не перестал. С интересом следит за публикациями. Мимо него ни одна ошибка не пройдет. Вот, стоило автору этих строк поверить на слово бывшим работникам "Авангарда" и написать о перепалке Соколова с Герсонским пять лет назад, как вратарь заметил эту строку и опроверг:

- Герсонского как тренера могу не любить, но нецензурных выражений в его адрес себе не позволял никогда. И не стоит околохоккейным людям лживые истории обо мне придумывать. Я очень негативно к вранью отношусь. У меня, кстати, и в этом году, когда "Авангард" вновь Герсонского снимал, ничего личного в восприятии ситуации не было. Никакого злорадства.

Что ж, раз ошибочка вышла - извините, Максим. И принимайте поздравления с титулом лучшего игрока недели.

ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ С МИХАЙЛОВЫМ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ

- Вот вы хвалите меня за матчи против Питера и Уфы, - удивил первой же фразой Соколов. - А мне свои действия в этих поединках не очень понравились.

-Неужели?

- Надо, например, работать, чтобы меньше отскоков опасных было. Увереннее играть на выходах. Против "Салавата" и со СКА мне во многом везло, но играть я могу еще лучше.

-Глядя на ваш настрой, легко заподозрить, что вратарь Соколов соскучился по настоящим битвам - как в финале плей-офф.

- Это правда. Такие игры, как против "Салавата", - тому подтверждение. Для нашей командой эти поединки - важнейшие. И мотивация бешеная, словно в матчах на вылет.

-В прошлом году весь Омск ждал, что Соколов заиграет, как в чемпионском сезоне "ястребов" или как нынешней осенью. Что не сложилось?

- По большому счету не удалась какая-то неделя. Было три матча подряд, в которых меня меняли. Тогдашние проблемы с психологией не позволяли готовиться к игре. Хотя предсезонку прошел нормально, на старте чемпионата игры получались. А потом все один к одному сошлось: три провальных матча, команда очки не набирала. Вот и дожили до отчисления.

-Полтора года назад вы, комментируя свой неудачный сезон в СКА, сказали, что главный тренер Михайлов тогда "добил раненого". Белоусов в Омске сделал то же самое?

- Большой спорт не подразумевает таких христианских ценностей, как забота о ближнем и милосердие. Отсюда и возникают такие ситуации, как в Санкт-Петербурге, Омске. Всю вину за провал в "Авангарде" я вообще беру на себя. Все проблемы тогда были во мне. Сам допустил, чтобы обо мне подумали: да он не может больше в хоккей играть. Обиды на "ястребов" не осталось.

-А на Михайлова осталась?

- Мы работаем вместе. Все вопросы прошлого для обоих закрыты.

-А команда сама, кстати, на что способна?

- Какие-то выводы будем делать после напряженного отрезка в сентябре - октябре - 23 игры за 60 дней. Как переживем этот марафон, будем делать долгосрочные выводы. Понимать, на что сможет рассчитывать "Металлург".

-Борис Михайлов пару лет назад критиковал ваш менталитет: трудно, мол, Соколову морально выдержать конкуренцию за место в воротах, он хочет быть единоличным первым номером.

- Я сейчас, даже после неплохого старта, не ощущаю себя первым. Бобровский - прекрасный молодой вратарь, с которым я в лучшем случае на равных. На месте СМИ я бы ему, а не Соколову дифирамбы пел. А та критика Михайлова сейчас уже неактуальна. Я психологически изменился. Теперь мой первый приоритет - не статус "основного", а очки команды.

-В прошлом году ваша психологическая неустойчивость объяснялась проблемами в семье.

- Да, старший сын очень сильно болел. Были гнетущие ощущения. Сейчас он выздоравливает, пошел в школу. А у меня больше психологической уверенности появилось.

-Для российской лиги у вас, побеждавшего в полуфиналах и финалах плей-офф, мотивация осталась?

- Да. Прежде всего она в тяжелых, нервных матчах с грандами. Победа в таких играх - драйв, который нигде больше не испытаешь. Я, во всяком случае, таких колоссальных зарядов эмоций в обычной жизни не получил бы. Спорт для каждого свой. Для меня он - наркотическое опьянение от побед.

-Обидно, когда говорят, что Соколов как топ-вратарь кончился?

- Стараюсь, чтобы негатив из СМИ на глаза не попадался. Для себя-то я знаю, что нет, не закончился. И главное - прогресс мой не закончился. Расти можно в любом возрасте. Да и карьера сейчас пошла в нормальном направлении.

С БЫКОВЫМ НИ РАЗУ НЕ ОБЩАЛСЯ

-В сборной сейчас играть могли бы?

- Пригласят - отказываться не буду. Был горд за ребят, которые весной выиграли чемпионат мира. Переживал за них, не отрываясь от телевизора. По-доброму завидовал тем, кто добрался до этих боев и взял золото. Но сейчас у меня такой период, что без приглашений из национальной команды руки не опустятся.

-Ваша хоккейная судьба чем-то схожа с яшинской. И вы, и он тянули сборную в тяжелые времена нашего хоккея. А в чемпионской команде места ни одному, ни другому не нашлось.

- Я до сих пор вспоминаю финал ЧМ-2002. Та команда тоже была вполне чемпионской. Размышлял как-то, что и в НХЛ многие суперигроки сверкают по 20 лет, а Кубок Стэнли не выигрывают. Поэтому советую всем, а особенно молодежи: если попадаете в финал любого турнира, отдавайте в нем все, что есть. Другого шанса может и не быть.

-Для себя разобрались, почему Быков за два года не дал вам ни единого шанса?

- Наверное, он прав, раз золото выигрывает. Я в этих сезонах вроде играл, как умел, но в глазах тренерского штаба сборной, чувствую, выглядел не слишком достойно. Так сложилось, что мы с Быковым ни разу не общались - ни по телефону, ни лично.

-Вы когда-то удивляли всех высказыванием: "Я переоцененный вратарь". Неужели и вправду так думаете?

- Я теперь стараюсь думать не об оценках, а о своих ощущениях. Для того и смотрю игры в записи, анализирую: здесь хорошо действовал, там ошибался. И собственные мысли могут отличаться от мнения прессы. Помню, например, как меня критиковали на Кубке мира-2004 после матча с Канадой (сборная России с Соколовым в воротах проиграла 1:3. - Прим. А.К.). А я был тогда собой очень доволен.

ЛУЧШАЯ КОМАНДА В КАРЬЕРЕ - ЗОЛОТОЙ "АВАНГАРД"

-Какие воспоминания из хоккейного прошлого самые яркие?

- Сердце у меня до сих пор в сборной. Там я всегда черпал положительные эмоции - от командного единства, от атмосферы. Ну и победу с Омском никогда не забуду.

-Золотой "Авангард"-2004 - лучшая команда вашей жизни?

- Да. У нас был потрясающий коллектив, который шел к цели не один сезон. Всегда буду помнить каждого, кто был в той команде. До сих пор при встрече удивительно тепло общаемся. Все чемпионы-2004 друг друга по-доброму приветствуют.

-Закончив роман с "Авангардом" прошлой осенью, вы всерьез собирались продолжить карьеру в Европе. Зачем?

- Меня больше всего привлекает то, что за рубежом хоккеисту дают играть. Я понимаю, что у российских клубов и ответственность, и амбиции. Но из-за этого после одной неудачной игры человека начинают хоронить. А там дают шанс за шансом. Психологически так приятнее, хотя и хоккейный уровень пониже. Тогда серьезные предложения из нескольких стран были. Сейчас, правда, я пришелся ко двору в Новокузнецке, поэтому о тех планах забыл.

-А почему тогда не уехали?

- Я такой человек, что мне трудно срываться в середине сезона. Вот если бы летом поставил такую цель - точно бы уехал. Прошел предсезонку, вкатился в чемпионат. А с ходу привыкать к новым людям, языку, менталитету мне трудно.

-Языкового барьера опасались?

- По немецкому у меня в школе были одни пятерки. Так что через месяц свободно бы заговорил. С английским дела сейчас похуже, планирую "подтянуть" его в ближайшее время.

-В раздевалке "Металлурга" какая музыка играет перед матчами? Тяжелый гитарный рок, как в Омске?

- Здесь предпочитают электронную музыку. Правда, мне приходится вести пропагандистскую работу. Настаивать, чтобы не было ущербной попсы, к которой я негативно отношусь. Убеждаю ребят не зря - сейчас все больше хорошей музыки.

РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОДПИТКА

-У вас имидж человека, который не расстается с книгами. Что прочитали в последнее время?

- Книгу Кортеса "Садовник". Претензия на триллер. Это для меня, правда, очень легкое чтиво. Не скажу, чтобы очень понравилось. Слишком много крови. А сейчас читаю Гедона "Иисус Христос". Специфическая книга, но интересная. Описывает поведение человека по отношению к христианству.

-Выбор связан с вашей приверженностью религии?

- Да, это близкая мне тема. Для того чтобы идти дальше по жизни, мне религиозная подпитка необходима. Церковь посещаю регулярно - в субботу в последний раз ходил. Правда, соблюдать все обряды и ходить на службы жесткий хоккейный график, к сожалению, не позволяет.

-Вы всегда подчеркивали, что гораздо охотнее вместо кино пойдете в театр. На спектакли, наверное, попадаете еще реже?

- Да, в сезоне это почти нереально. В последний раз был в театре в Питере, смотрел постановку "Зойкина квартира" по Булгакову.

-Всех поражала история, как вы, возвращаясь из Ярославля, читали "Мастера и Маргариту" того же Булгакова среди игравших в карты одноклубников по "Северстали".

- Это один из любимых писателей. Перечитал все книги, которые есть в его собрании сочинений. А "Мастера" тогда уже перечитывал, впервые с романом познакомился задолго до этого.

-Несколько лет назад вы поступили в аспирантуру. Работа над диссертацией идет?

- К сожалению, пришлось эти дела отложить в очень долгий ящик. Проблемы в семье, переезды в Омск - Новокузнецк заставили позабыть о науке. Я ведь подход, который большинство спортсменов приветствуют - здесь помогут, а там помягче отнесутся, - считаю для себя неприемлемым. За любое дело берусь серьезно. И к диссертации не вернусь до тех пор, пока не появится очень много свободного времени.

-Тем более и тема, говорят, у вас серьезная.

- Да. Собирался исследовать вопрос, почему при переходе от юношеского хоккея к взрослому теряем так много талантов. Материала для такой работы нужно собрать очень много.

ДЛЯ СЫНА ВРАТАРСКОЙ СУДЬБЫ НЕ ХОЧУ

-В Новокузнецке вы выступаете в своем знаменитом шлеме с соколами и знаковыми зданиями родного Питера?

- Этот шлем доживает последние дни. На днях пришел новый, правда, с питерской символикой там тоже все в порядке. Для меня шлем - символ настроения, жизненных установок. Когда меняется менталитет, заказываю и новую амуницию.

-Что за бизнес вы планировали запустить пару лет назад?

- Чтобы не сглазить, пока не скажу, куда вкладываю деньги. Но это не традиционная для экономики сфера "купи-продай". Я не приземленный человек и торговлей заниматься не умею и не хочу. Нынешний бизнес - из тех, что приносит людям радость, поэтому он мне и интересен.

-Вы жаловались, что из-за постоянных разъездов вас в свое время даже дети дома дичиться начали. Сейчас - тоже?

- Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После того как перестали вызывать в сборную, весной появилось много свободного времени. Его провожу с семьей. Дети ко мне привыкают, даже начали прислушиваться к моим словам. Счастлив, что наконец-то участвую в их воспитании.

-В школе вы выделялись интеллектом: в олимпиадах по математике, географии участвовали. Дети от папы не отстают?

- Я ими просто горжусь. Старший интеллектом явно не обижен. Школьную программу схватывает легко. Младшему пока четыре года, и он, скорее всего, будет хоккеем заниматься. Он живой, подвижный и главное - со спортивным характером. По-мужски суровый, сдаваться не любит, бьется до конца. Но пока толкать его к спорту не собираюсь - для четырехлетнего возраста это не самая удачная инициатива.

-Вы в юности мечтали стать забивным форвардом. Для сына это амплуа предпочтете?

- Захочет быть нападающим - ради бога, я только "за". Больше психологического здоровья будет. Вратарская судьба тяжелее. Приходится постоянно работать над внутренним миром.

-Как-то вы делились полушутливыми-полусерьезными планами стать писателем. Не отказались еще от таких мыслей?

- Практически их похоронил. Слишком много времени отдано хоккею. Писатель - это образованный, эрудированный человек. А спорт не способствует развитию личности в плане образования. После двадцатилетней карьеры, как у меня, интеллект сильно страдает. И рассчитывать на книжные успехи трудно.

-А другую творческую профессию смогли бы освоить?

- Жаль, таланта к живописи нет. Рисовать очень хочется. У меня есть знакомый, который много лет играл в хоккей, а потом получил тяжелую травму. После этого он не только со спортом завязал, но и ограничения по здоровью остались. Вот у него неплохо получается работа художника. А я так вряд ли смогу.