ШАХМАТЫ |
МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА |
АНАНДУ УДАЛОСЬ ВЫМАНИТЬ КРАМНИКА, НО НЕ ПОЙМАТЬ
В среду вторая партия Вишванатана Ананда и Владимира Крамника после острой борьбы закончилась вничью на 32-м ходу. Счет матча - 1:1.
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Бонна |
КУЛЬТПОХОД ТРЕНЕРОВ
Во время второй партии в пресс-центре вдруг появилась вся тренерская бригада Крамника в полном составе. Это был сюрприз из разряда невероятных! Ведь обычно тренеры-секунданты сидят себе в своих номерах-лабораториях, следят за ходом партии по мониторам и шлифуют варианты. А тут, поди ж ты, все вышли в свет!
Массовый культпоход прояснил мне Сергей Рублевский:
- Пару раз за матч мы вообще-то бываем в пресс-центре и в зале. Но сегодня есть повод.
- Какой же? Позицией довольны?
- Нет, другой: у меня сегодня день рождения.
Рублевскому везет на дни рождения, пришедшиеся на матчи и турниры, но ничего не поделаешь, такова доля профессионала.
Поздравив Сергея с тем, что он достиг "возраста Христа" - ему исполнилось 33 года, - я поинтересовался у гроссмейстера его мнением о позиции, возникшей в это время во второй партии матча.
Рублевский - сильный гроссмейстер, обладатель элитного рейтинга 2700+, побеждавший в Суперфинале чемпионата России, - взглянул на монитор (дело происходило в так называемой VIP-комнате, в пресс-центре-то мониторов нет), где король Ананда совершал какую-то лихую прогулку с шашкой наголо и впереди своей пехоты:
- Если белым удастся стабилизировать положение, то у них, конечно, будет "лучше". Но пока динамические факторы черных весомее.
Я не стал портить настроение имениннику и напоминать, что у черных не хватает пешки. И что король белых, хотя и совершал променад в опасной близости от вражеской кавалерии, но чувствовал себя в достаточной безопасности.
По правде сказать, я отлично понимал, что Рублевский все это хорошо видит и без моих подсказок...
НИМЦОВИЧА ВЫЗЫВАЛИ?
Вторая партия, в которой у российского гроссмейстера были черные фигуры, должна была ответить на второй архиважный вопрос: что приготовили чемпион мира и его большая тренерская бригада для того, чтобы набирать очки белыми. Потому как черными у Крамника много не наберешь, разве что наскребешь в муках пол-очка, не больше.
Однажды - дело было в конце прошлого века и даже в конце прошлого тысячелетия - Владимир сказал мне замечательные слова: "Черными я могу проиграть только двум людям (внимание!): Каспарову и Ананду. Белыми - никому!"
Ананда, однако, Владимир упомянул. Ибо Ананду мог проиграть любой.
И вот "белый-белый" Ананд в синей-синей рубашке перед тобой. И на кону титул чемпиона мира...
Как наверняка знают наши читатели - любители шахмат, индийский гроссмейстер на первом ходу почти всегда применял любимый ход Остапа Ибрагимовича Бендера: 1. е2 - е4. Король шахмат ходит от короля!
Повторяю, почти в ста партиях из ста - 1. е2 - е4!
Но у Крамника на этот случай есть хороший дебют. Огнеупорный. На шахматном Западе его называют "Петрофф". У нас чаще - "Русская партия". Думаю, что мы еще узнаем, что приготовил Крамник на 1. е2 - е4: Русскую или, может, Французскую?
А пока Владимир вызвал на сцену Государственного музея Германии бессмертный дух великого Нимцовича. Ибо Ананд изменил своему привычному ходу "от короля" и сыграл "по-крамниковски": 1. d2 - d4!
Здесь мы немного изменим хронологии, перенесемся в самый конец вечера и поговорим с экс-чемпионом мира Крамником.
КРАМНИК:
-Владимир, застал вас врасплох ход Ананда 1. d2 - d4?
- Начнем с того, что все члены его команды играют 1. d4. Я не думал, что он будет играть именно ту конкретную линию, которая случилась в партии, но то, что закрытые дебюты будут, понимал. И потом, не зря же он столько готовился, надо ведь было меня чем-то удивить. Поэтому и ожидал, что он применит 1. d4.
Как я уже говорил, журналистов допускают за "сетку-невидимку" на первые пять минут партии. И я отлично видел, что Крамник в ответ на "неожиданный" ход ответил, не задумываясь ни на секунду. Не погрузился Владимир в раздумья и после неожиданного для большинства комментаторов хода 4. f2 - f3.
Партия стала сворачивать на малоизученную теоретическую тропу, пока не пришла в непроходимые дебри...
Вновь предоставим слово российскому гроссмейстеру.
КРАМНИК:
- Ананд - игрок, который любит вызвать огонь на себя, что он сегодня и сделал, побежав своим королем... Позиция была непростая, мне, по-видимому, стоило просто уравнивать и делать ничью. Ему удалось меня выманить, когда он побежал своим королем на g3. Я решил сыграть "на перехват", но не получилось...
Крамника выманили, но не поймали! Попав в довольно неприятную позицию, оставшись без пешки, он заиграл очень изобретательно и быстро. Его конь с 28-го по 32-й ход бил копытом и навел панику на вражеское войско, сбившееся в кучу на ферзевом фланге.
И произошло вообще невиданное доселе дело: Ананд попал в цейтнот! Мы привыкли, что у самого быстрого шахматиста мира остается всегда чуть ли не час в запасе, а тут на последние 8 ходов до контроля у Ананда на часах было чуть больше трех минут! И Крамник, прочувствовав неуверенность соперника, сделал очень точный психологический ход: предложил ничью!
КРАМНИК:
- У нас обоих уже было мало времени. А позиция была очень острая и очень сложная. Мы оба боялись, что партия выйдет из-под контроля, и я решил предложить ничью, а там будь что будет...
Ананд мгновенно принял предложение.
КРАМНИК:
- Первые две партии - разведка. Она удалась. Сегодня мы по-настоящему разогрелись. В боях боксеров-тяжеловесов (Крамник улыбнулся) редко так бывает, что они начинают друг друга колотить уже в первых раундах.
Сначала прощупывается уровень подготовки, какие дебюты соперник собирается играть. Уже кое-что становится понятным. Ему понятен мой уровень подготовки, а мне - его. Я думаю, уже в ближайших партиях пойдет более рисковая игра, и от партии к партии события будут развиваться все более интенсивно.
СЕЙЧАС ДРУГИЕ ВРЕМЕНА...
В ходе визита тренерского коллектива Крамника, мне удалось поговорить с венгром Петром Леко.
Первый вопрос напрашивался: каким образом из соперников Крамника он превратился в тренера россиянина. Но Петер, прежде чем ответить, сделал торжественное вступление:
- Должен сказать, что этот матч давно ожидался шахматным миром. Два сильнейших шахматиста планеты - Ананд и Крамник - очень многого добились за последние пятнадцать лет, очень часто встречались друг с другом в турнирах, но никогда не играли матч. А теперь мы этот матч видим, что меня как профессионала очень радует.
-Но вы ведь не простой профессионал... Вы стали тренером Крамника потому, что считаете: эта работа будет вам полезна для дальнейшего совершенствования в игре?
- Если бы я считал иначе, то не согласился бы быть секундантом. Для того чтобы можно было работать вместе, надо быть в хороших отношениях и уважать друг друга. Я очень уважаю Владимира за то, что он добился такого уровня игры за эти пятнадцать лет. Вместе с тем я хорошо помню, насколько корректно Владимир вел себя во время нашего матча в Бриссаго. У нас сложились теплые дружеские отношения, поэтому работать вместе нам и интересно, и легко.
-Во время матча Алехин - Эйве великий русский чемпион возмущался, когда Сало Флор, гроссмейстер претендентского уровня, стал секундантом его соперника...
- Времена Алехина и Эйве были совсем другие! Сейчас профессионалы очень высокого уровня работают вместе, и это не вызывает ни у кого возмущения. Так, все знают, что Магнус Карлсен работает вместе с Анандом, у них общий тренер - Питер-Хайне Нильсен. Но это не значит, что Владимир будет злиться за это на Магнуса. Я тоже очень хорошо отношусь к Магнусу, мы много общались во время нашего с ним матча в Мишкольце. Уже тогда я почувствовал, что, возможно, он будет помогать Ананду. Думаю, и он тоже почувствовал, что я, возможно, буду помогать Владимиру. Сейчас это нормальная профессиональная практика.
-Десять лет тому назад в Лозанне вы помогали Ананду во время чемпионата мира. Сейчас вы помогаете Крамнику. Ананд на вас за это не будет обижаться?
- Мы с Виши были друзьями, уверен, что и после этого матча сохраним дружеские отношения.
Диаграмму партии смотрите в формате PDF |