Газета Спорт-Экспресс № 236 (4816) от 17 октября 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 октября 2008 | Хроника

ХРОНИКА

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

КТО ЕЩЕ С "ШЕСТЬЮ ПАЛЬЦАМИ"?

Про олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике в весовой категории до 105 кг Андрея Арямнова из Белоруссии я на днях узнал сразу две вещи. Во-первых, что он Арямнов, а не Арамнов, как казалось нам из российского далека. Во-вторых, у Андрея в детстве было шесть пальцев на левой руке. Ну, то есть натурально шесть - с какой стороны не считай! "Я с детства понимал, что на мне будто клеймо какое-то, что я лучше, чем другие", - вот так сформулировал свои ощущения Андрей.

Когда Арямнову было 14 лет, он стал показывать неплохие результаты и готовиться к первым международным соревнованиям. Тогда же ему четко дали понять, что на помосте, как в бане, все должны быть равны. После этого белорусу шестой палец пришлось удалить.

А на днях стало известно, что борьбу с "шестыми пальцами" в спорте ужесточает Международный олимпийский комитет, объявивший, что повторно протестирует пробы, взятые в ходе Олимпиады в Пекине! Поводом стали выявленные в велоспорте случаи употребления допинга нового поколения - CERA, представляющего собой, по сути, продвинутую форму печально известного эритропоэтина (ЕРО), вокруг которого в свое время было сломано немало копий и загублено немало спортивных жизней.

Вообще-то еще лет десять назад только за идею вновь протестировать пробы МОК досталось бы по первое число от возмущенной общественности. Но теперь в спортивном мире царит гробовая тишина. Неужели лишь потому, что МОК заранее объявил: он оставляет за собой право заморозить пекинские анализы аж на 8 лет с возможностью их повторного тестирования с помощью новейших методик?

Нет, вы не подумайте, что я начал эту заметку с Арямнова потому, что его нужно в чем-либо подозревать. Хотя отдельные голоса сомневающихся в невероятном прогрессе 20-летнего парня после Пекина все-таки раздавались. И еще более усилились после того, как антидопинговые комиссары взяли в оборот его соотечественников - Вадима Девятовского и Ивана Тихона, ставших призерами олимпийского турнира метателей молота. С другой стороны, а разве никому не показалось подозрительным выступление немецкого тяжеловеса Маттиаса Штайнера, обыгравшего нашего Евгения Чигишева в последнем подходе? Талант, кураж, воля к победе - тут нет вопросов, этого у немца не отнять. Но как быть с тем, что этот атлет за один год (!) прибавил к личному рекорду более тридцати килограммов?!

Объявив о пересмотре олимпийских допинг-проб, МОК очень ненавязчиво дал понять, что совершенно не исключает появления неприятных новостей. Сколько именно проб намерен перепроверить МОК - одну, пять, сто или тысячу, - пока не ясно. Какие виды спорта попадут под "подозрение" - тоже неизвестно, хотя догадаться нетрудно. С ЕРО принято связывать так называемые циклические виды спорта - велоспорт, легкую атлетику (особенно ходьбу и длинные бега), греблю, плавание, современное пятиборье и ряд других. Очевидно, что копать на CERA надо там же.

Впрочем, в этой атмосфере полной неопределенности беспокойно живется, пожалуй, всем атлетам без исключения. "Чистым" спортсменам нечего бояться", - гордо бросите вы. Ну, это как сказать. Получавшие водительские права знают, что в посещении "психушки" (психоневрологического диспансера, без справки из которого никаких прав вам не выдадут) тоже ничего страшного нет. Но чувствуешь-то себя там все равно, мягко говоря, не в своей тарелке. Спортивный мир устроен так, что для большинства атлетов, которым посчастливилось не общаться тесно ни с WADA, ни с другими "карательными" структурами, все эти скляночно-пробирочные процедуры - лес густой. Терра инкогнита. Черт его знает, что эти вадовцы с МОК там снова удумали!

Чем чревато повторное тестирование на CERA пекинских проб для российских атлетов, и чревато ли чем-либо в принципе, сказать сложно. У нас, так уж исторически сложилось, в почете другие препараты - нандролол, станозолол и прочие "тяжелые наркотики", которые мы сначала употребляем, а потом мучительно краснеем от стыда. Причем даже не от факта употребления, а от безнадежной отсталости этих препаратов от нынешней допинговой haute couture. Впрочем, совсем недавно за употребление ЕРО были дисквалифицированы на два года сразу пятеро отечественных ходоков, включая рекордсмена мира Сергея Морозова. Это, как ни крути, тревожный звонок.

А вдруг мы уже такие продвинутые, что и до CERA докатились?