ШАХМАТЫ |
МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА |
Проиграв в понедельник белыми 5-ю партию, Владимир Крамник увеличил отставание от чемпиона мира Вишванатана Ананда до двух очков - 1,5:3,5.
ЛОВУШКА
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Бонна |
НЕ СМЕХ, А СЛЕЗЫ
Как помнит читатель, на пресс-конференции после 4-й партии российский гроссмейстер пообещал нам изменить неблагоприятный для себя ход матча. Надеюсь, помните вы и то, какой была реакция зала и его соперника Ананда на это по-мальчишески запальчивое заявление, - смех.
На этот раз зал не смеялся, а просто хохотал, когда на вопрос российского журналиста: "Как вы оцениваете свое матчевое положение?", Крамник сказал, что два дня назад оно казалось ему более благоприятным.
Поулыбавшись вместе со всеми, Крамник добавил уже совершенно серьезно: "Положение еще не безнадежное, но очень сложное".
В предыдущей карьере Владимира Крамника невозможно найти аналогов ситуации, когда он проиграл бы две партии подряд - белыми.
Почему это произошло? Сегодня на этот вопрос в какой-то мере ответит независимый эксперт, официальный комментатор на боннском матче гроссмейстер Артур Юсупов.
Но сначала давайте взглянем на то, что происходило в 5-й партии.
ДЕБЮТНЫЕ ГРАБЛИ
На пятую партию соперники приехали загодя. Оба на роскошных лимузинах. С явно "блатными" номерами. На "мерседесе", который привез Ананда, висел номер с четырьмя "тройками", а Крамника привез "мерс" с четырьмя "пятерками". Даже в этом, как и говорил главный инспектор матча Макропулос, полное равенство.
Ананд приехал за десять минут до пуска часов. Крамник - за пять. В такой последовательности они появились и за шахматным столиком. На огромной скорости был разыгран дебют. И очень скоро на доске возникла знакомая по 3-й партии позиция - из "Мерана"!
Для матчей на первенство мира дебютные дискуссии совершенно привычная вещь. Великие Карпов и Каспаров в течение огромного безлимитного поединка сыграли штук 16 партий, где разыгрывали одну и ту же систему Тартаковера-Макогонова-Бондаревского в ферзевом гамбите. Или вспомним лондонскую битву Каспарова и Крамника, где 13-й чемпион мира пытался взломать "Берлинскую стену", выстроенную соперником... Примеров на тему творческих дискуссий в матчах на первенство мира можно найти великое множество.
Получается, в том, что Крамник решил ввязаться в такую же дискуссию в "Меране", нет ничего удивительного. Матчевая психология - штука тонкая. Уступишь в малом - проиграешь в большом.
Правда, в "меранском орнаменте", который возник на доске и был растиражирован на бесчисленном числе мониторов и мониторчиков по всему шахматному миру, было отличие (на первый взгляд - малозаметное) от рисунка 3-й партии. Там черные на 16-м ходу развили слона на поле d6 и только потом вывели свою ладью на открытую линию "g", а здесь Ананд сначала вывел ладью на коневую вертикаль, а уж потом поставил чернопольного слона на шестую горизонталь.
Вроде бы простая перестановка, но на самом деле в "меранском орнаменте" заиграли совершенно иные мотивы. И Крамник погрузился в длительное раздумье...
Вновь, как и в 3-й партии, он отстал от соперника по затраченному времени на целый час. Но и в этом важнейшем компоненте борьбы на сей раз было отличие от проигранного ранее поединка: теперь Ананд играл очень быстро. Решения ему давались легко. Он был в своей стихии. Он играл так, как может только он.
Данное обстоятельство давило, конечно, на Владимира, ведь соперник не только поставил ему новые проблемы, но и весьма недвусмысленно показал, что примененный им в "Меране" новый план ему хорошо знаком и добротно проанализирован в домашней лаборатории как его штабом, так и им самим.
Распутывая клубок новых проблем, Крамник потратил львиную часть своего времени и оставил на остальные ходы до первого контроля - всего минут восемь. А когда потребовалось перепроверить острый вариант, он не стал этого делать, доверившись первому чувству.
Увы, оно его подвело. Ибо в позиции таилась коварнейшая ловушка. В нее-то Владимир и угодил.
На пресс-конференции, как я уже написал вначале, прозвучал мой вопрос, ответ на который вызвал приступ нездорового веселья у переполненного зала. Но нам, признаюсь, было не до смеха.
"БОЛЬШОЙ ИГРЫ" НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
В недоумении от неожиданного течения матча пребывают не только журналисты, но и высокие профессионалы, имеющие за плечами собственный опыт борьбы на высшем уровне. К таким профессионалам, безусловно, относится гроссмейстер Артур Юсупов, неоднократный претендент на мировое первенство. Я попросил Артура, с которым в Москве когда-то жил на одной улице, прокомментировать ситуацию в матче.
- В одно место бомба не попадает, правильно? - начал Юсупов. - Если Крамник снова решил играть тот же вариант, то по идее должен был так его подготовить, чтобы не было неожиданностей. Но...
Крамник потратил слишком много времени в дебюте на решение очень сложных проблем. Может быть, он их решил - и удачно. Но начинать борьбу, имея в запасе на час времени меньше, тем более против Ананда, который и так быстро считает, вряд ли стоит. В общем, такую ошибку мог совершить неопытный матчевый боец, но не Крамник. Очевидно, что нехорошо сработала подготовка его команды. Как можно было не учесть очевидную альтернативу 15...Лg8?
А дальше получилась очень сложная позиция, в которой крайне трудно играть. Мне кажется, на Крамника давило то обстоятельство, что у него было мало времени. И он поторопился сделать пару ходов, не проверив вариант как следует. Не досчитал вариант до конца. С Анандом, конечно, такие ошибки наказываются.
-Ловушка-то была довольно прозрачная. Ее видели многие комментаторы...
- Прозрачная, если сделать шесть ходов на доске. Но Крамник-то рассчитывал этот вариант в уме. А это уже непросто. Когда играешь против Ананда, такие варианты надо проверять еще и еще раз. А у Владимира было на это маловато времени.
-Поразительно, но почти в той же позиции, что случилась в 3-й партии, Крамник задумался на 45 минут после в общем-то напрашивающегося движения пешки "f"...
- Он начал подолгу задумываться даже раньше, после хода 16...Cd6. Конечно, это неправильно. Крамник должен был понимать, что противник имеет не одну идею в этом положении, а несколько. Ясно, что эту систему Ананд готовил не один день и, может быть, не один месяц. Понимать и то, что с наскока решить все проблемы в ней будет невозможно. Об этом несложно было догадаться.
-Может, не стоило идти на поводу у соперника - играть вариант, который он специально подготовил к матчу?
- Матч - это борьба двух личностей. И Владимиру хочется доказать, что он лучший игрок, чем Ананд. Что он может за два дня опровергнуть подготовку Ананда. Иногда действительно надо бить в одно и то же место.
Нельзя сказать, что это заведомо ошибочная стратегия. Но если уж идешь на большую игру, если решил бить в одну точку снова и снова, надо быть к этому готовым хотя бы так же, как противник. Нельзя давать сопернику почти час форы по времени. Тем более Ананду.
- Как вы прогнозируете дальнейшее течение матча? Что вы на месте Крамника предприняли бы в такой ситуации?
- Прогнозировать трудно. Как можно было прогнозировать, что Ананд одержит две победы черными? Ясно, что Крамник должен свою игру скорректировать, как и свою стратегию тоже.
-Крамник всегда говорил: мол, матчевая стратегия заключается в том, чтобы черными играть на уравнение, а белыми давить. Может, сейчас, уступая два очка, пора и черными играть как-то поострее?
- Он и сегодня сыграл "поострее"... Может быть, наоборот, надо играть так, как он играл в 4-й партии. Ведь там он в конце мог продолжить борьбу ходом 28...Kd4. Надо играть так, как умеешь. Стараться получить те позиции, в которых ты силен. Нельзя изменять сильным сторонам своего творчества.
Итак, поверим на слово Крамнику еще раз.
Положение действительно очень тяжелое, но еще не безнадежное. Стоит выиграть одну партию, как все может измениться. И Ананд, который очень чувствителен к поражениям, дрогнет.
Но для этого знаменитую "доктрину Крамника": "черненькими - на уравнение, беленькими - поддавливать" - надо срочно менять. Надо играть в шахматы. Так, как Крамник умеет.
А в том, что он умеет, разве кто-то когда-то сомневался?
Диаграмму партии смотрите в формате PDF |