Газета Спорт-Экспресс № 263 (4843) от 19 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 ноября 2008 | Хоккей

ХОККЕЙ

Андрей КОВАЛЕНКО

ЗАПРЕТ НА ПРОФЕССИЮ

14 ноября прокуратура обнародовала первые выводы по делу Алексея Черепанова. Как и ожидалось, следствие будет продолжаться. Насколько мне известно, следователи еще не получили все необходимые ответы на поставленные вопросы. И во многом потому, что и сами вопросы непростые, и почта у нас работает не идеально.

Но что бы в итоге ни сказала прокуратура, нам никуда не деться от одной задачи, требующей скорейшего разрешения, и одного сложного и весьма щепетильного вопроса, над которым надлежит думать всем нашим хоккейным миром. Задача касается наших детей - тех, кто с помощью родителей уже выбирает или выберет в качестве своей работы спорт.

Коренное отличие профессионального спорта от физкультуры в том, что он не служит укреплению здоровья, а это самое здоровье нещадно эксплуатирует. Многие болезни, с которыми обычные люди спокойно и счастливо живут десятилетиями, для спортсменов превращаются в смертельную опасность. К ним следует добавить главную опасность самого спорта - повышенный травматизм. А если при этом имеются наследственные заболевания? А если добавить сюда современную экологию, совершенно не способствующую укреплению здоровья?..

Сейчас дети начинают заниматься хоккеем в 6 - 8 лет. В 10 - 12 они уже почти профессионалы. Занимаются шесть раз в неделю, а в седьмой день, как правило, играют со своими сверстниками. КХЛ сама предложила и провела углубленную диспансеризацию молодых ребят, находящихся в ближайшем резерве клубов. И кое-кому, как известно, был практически вынесен запрет на профессию, к которой они готовились уже почти десять лет.

Я считаю, что подобные медицинские обследования обязательно должны проводиться и на более ранних стадиях. А еще лучше - с первого года занятий. Тогда с каждым годом перед врачами будет вырисовываться все более четкая картина состояния здоровья будущих спортсменов. И в канун драфта, который со следующего сезона будет проводиться у нас для 17-летних хоккеистов, не будет травматизма еще и психологического. Когда рушатся мечты, когда в одночасье из-за одной эхограммы вся твоя многолетняя работа оказывается напрасной.

Конечно, решение на всех этапах должны принимать родители. Как отец, у которого сын пошел по его стопам и серьезно занимается хоккеем, могу уверенно сказать, что, если врачи хотя бы чуть-чуть засомневаются в состоянии здоровья сына, с хоккеем он "завяжет". Как бы ему это ни было сейчас интересно, какие бы перспективы шагнуть выше отца он себе ни рисовал. Нет такого спорта или игры и нет таких денег, которые смогли бы заменить родителям его ребенка. И если полная дееспособность по нашим законам наступает в 18 лет, то я бы ввел спортивно-профессиональную дееспособность лет этак в 20, а еще лучше - в 22. Потому что помню себя двадцатилетним, каким бесшабашно-глупым был - прежде всего в отношении собственного здоровья.

Но что делать, если опасная болезнь, какая-либо патология проявляется уже в более солидном возрасте, у действующего профессионального спортсмена? "Пашущего" с 6 - 8 лет, имеющего на иждивении семью, но не имеющего иной профессии.

Самым легким решением было бы запретить ему играть в хоккей. Или, скажем, запретить клубам КХЛ заключать контракты с такими хоккеистами. Но вот на днях мировые СМИ опубликовали информацию из Германии. Там клуб "Кельнер Хайе" вернул в заявку голкипера Роберта Мюллера, пропустившего сезон из-за опухоли мозга. Операции к полному излечению не привели, с таким диагнозом мало кто живет больше двух-трех лет. Но человек решил оставшееся ему время посвятить тому, чему отдал всю жизнь. Даже несмотря на то, что германская страховая система работает куда четче нашей. С не менее страшным диагнозом играет в НХЛ Саку Койву - и как играет!

То, что таких больных в нашей КХЛ будет немало, начни только всех игроков "прозванивать" полностью, - в этом можете не сомневаться. Чем больше хоккеист играет, тем меньше у него остается здоровых мест и органов. И что делать?

Нам необходимо решать этот вопрос всем хоккейным миром: руководству КХЛ и ФХР, союзу работодателей, профсоюзу. Выработать такие законы, которые позволили бы ребятам продолжать зарабатывать тем способом, каким они лучше всего умеют это делать. Защитить клубы, которые будут заключать контракты с такими игроками и тем самым помогать им и их семьям. Быть может, к этому еще разработать специальные программы профессионального переориентирования.

Андрей КОВАЛЕНКО -глава профсоюза игроков КХЛ, олимпийский чемпион.