Газета Спорт-Экспресс № 297 (4877) от 29 декабря 2008 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 декабря 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

"Всяческих успехов и много удачи в 2009 году!", - таково пожелание ВАГНЕРА ЛАВ читателям "СЭ".

"А ТЕПЕРЬ - КАТАТЬСЯ!"

Однажды Сергей Игнашевич подарил жене коня. Назвал его - Вагнер Лав. "За похожую манеру бега", - пояснил экс-капитан ЦСКА.

Прошло время, и предложили Игнашевичу знакомые купить еще жеребца. Раздумывал Сергей недолго, согласился. Каково ж было его удивление, когда выяснилось: этого коня тоже зовут Вагнер!

Бразилец, прослышав о лошадиных приключениях Игнашевича с двумя Вагнерами в одном стойле, только хохотнул. Сам он сроду не сидел в седле и прокатиться не напрашивался.

К кавалерии Вагнер Лав вообще относится с опаской. В мозгу бомбардира немедленно возникают занятные ассоциации. Одна история тому подтверждение.

В 2005-м под Новый год фотокоры "СЭ" придумали ход: раз ЦСКА на коне, выиграл все, включая Кубок УЕФА, то и снимать лучшего футболиста сезона Даниэла Карвалью стоит верхом. В буденовке и с шашкой наголо. Сюжет? Сюжет!

Даже Валерий Газзаев проникся затеей. Дал добро, наказав крепко-накрепко озорным фотохудожникам присматривать за Карвалью. Чтоб тот, стоящий миллионы, не рухнул с кобылы на мерзлую клумбу Ватутинок.

Кобыла попалась спесивая - принимать всадника поначалу отказывалась. Даниэла нечеловеческими усилиями взгромоздили в седло, вручили шашку и начали фотографировать. Карвалью, побледнев от ужаса, шептал, что прежде на лошади катался лишь раз, да и не лошадь то была, а пони из зоосада.

За съемкой чуть поодаль наблюдал Вагнер. Вот он-то потешался над несчастным земляком от души. Указывал на шашку и кричал: "Коммуниста! Коммуниста!"

* * *

Через три года уже Вагнер стал героем сезона. Теперь его фотохудожникам "СЭ" пришла пора снимать на обложку рождественского номера. Может, Газзаев не против был бы водрузить и этого бразильца на постаревшую кобылу, но самого Вагнера уговорить не представлялось возможным.

Чем ближе было к новогодним каникулам, тем более нервным становился бразилец. Не исключено, из-за тоски по родным пейзажам. От предложений сделать интервью или фоторепортаж морщился.

Он примчался в Ватутинки вместе с Рамоном, выпрыгнул из-за руля джипа. Встал под елку, нацепил халат Деда Мороза и принял тесемки от шаров. Тех была почти дюжина, и казалось, вот-вот миниатюрный Вагнер вспорхнет над подмосковными лесами. Полетит на юг.

На всю съемку и дежурную улыбку ушло минут пять. Еще столько же бразилец выводил фломастером на подставленном листе поздравление для читателей "СЭ".

В стороне томился Рамон, болельщикам толком незнакомый. Был тих и задумчив. Быть может, через три года в роли Деда Мороза в нашей газете выступит он. Почему нет?

А Вагнер расписался, снял халат и был таков. От интервью попытался откреститься. Но в последний момент, когда уж и не чаяли, внезапно оттаял.

- Хорошо, - сказал он, сбрасывая пригоршню осенних листьев с крыши своего "Чероки".

- Поговорим в столовой. Минут пятнадцать, пять вопросов - не больше.

Минут пятнадцать?! Мы посмотрели, какую кучу фасоли навалил в тарелку Вагнер. Такую гору нам бы и за полчаса не умять. Когда-то Вагнер привез в Россию целый мешок этих бобов - и нынче показалось, что армейские повара отварили ему все запасы разом.

- Вы спрашивайте, спрашивайте...

Вагнер глядел нам в глаза, жуя и посмеиваясь одновременно. А мы вспоминали, как дивились на первых порах игроки ЦСКА аппетиту бразильцев. "Накладывают в тарелки будь здоров! С горкой. Считают, что на поле все калории сгорают. И у Вагнера действительно ни грамма лишнего веса, - сплошные мышцы. Атлет!" - рассказывал нам Ролан Гусев.

Жевал Вагнер столь стремительно, что мы поверили: за четверть часа в самом деле управится. Забрасывал в рот ложку за ложкой, ухитряясь внятно отвечать. Да еще жестикулировать - дирижируя салфеткой под носом у деликатного переводчика Максима Головлева и своего приятеля Рамона. Который внимал Вагнеру как богу.

* * *

И куда он все время спешит, этот Вагнер? В московскую квартиру на Хорошевке, из которой сделал маленькую Бразилию?

На сей раз, впрочем, торопливость была объяснима. День спустя ЦСКА улетал на последний матч сезона в Нанси, и прямо оттуда Вагнер отбывал на родину.

- Надо вещи упаковать, - хмурился он. - Билета в Бразилию нет. Жены тоже.

- Где жена? - расстроились было мы за рухнувшую семейную жизнь Вагнера.

- Уехала домой на месяц раньше, - успокоил бразилец. - Помочь со сбором чемоданов некому - придется делать все самому...

И горько-горько вздохнул.

Вагнер бывает очень трогательным, в такие моменты прощаешь ему все. И спешку, и немногословность.

Знаете, как Вагнер назвал однажды Евгения Гинера? Папой...

* * *

Кстати, о "маленькой Бразилии" на Хорошевском шоссе. Нынешняя жизнь Вагнера тиха и примерна. Вот до этого был настоящий балаган - чтоб не скучалось вдали от Рио, перевез Вагнер в Москву кучу родственников. Маму, папу, старшую сестрицу и ее жениха, бывшего полицейского. А приятели гостили круглый год, сменяя друг друга.

Тогда ошалевший от российской действительности Вагнер зазывал корреспондентов прямо к себе домой. И те поражались. Чувствовали себя участниками сериала. Изо всех сил старались не путаться в именах - кто в этих пяти комнатах Вагнер, кто Марсело, а кто Жаира...

Постепенно Вагнер освоился. Или повзрослел - на этой версии настаивает "папа" Гинер. А повзрослев, спровадил родственников и друзей домой. Остался с подругой Мартой, которая летом 2008-го стала женой, и двухлетним сыном Энцо. Весьма похожим на папашу - с такими же синими косичками.

Удивительно похож на Вагнера и Лавинью. Старший сын от другой девушки. Живет он в Сан-Паулу, и в России пока ни разу не был.

* * *

Прежде Вагнер был более любезен. Интервью корреспонденту "СЭ" предпочитал давать в своей комнате на третьем этаже базы.

Позапрошлой весной в номере Вагнера с порога бросалась в глаза книжка Газзаева с портретом автора во всю обложку. Подарок самого Валерия Георгиевича. Читать ее бразилец и не пытался, зато картинки рассматривал старательно. Форма была разбросана по всей комнате. Тут же - коробка с шипами для бутс. Россыпь компакт-дисков. На тумбочке в рядок несколько тусклых икон.

В конце 2008-го все изменилось. Напротив кровати появился вентилятор - в русские-то холода. Куда делся фолиант Газзаева, неизвестно. Хочется верить, отправился за океан. Вместе с золотыми медалями и знаком "Отличник физической культуры и спорта", который армейским легионерам вручали за победу в Кубке УЕФА.

Из прежнего в комнате остались разве что иконы. Вагнер, как и всякий бразилец, парень набожный, - но без фанатизма. В отличие от того же Карвалью, который крестным знамением сопровождал всякий голевой момент.

Номер у Вагнера двухместный, за стенкой - старина Рамон. Сосед живописный: на шее золотой кулон с литыми буквами Ramon...

У Вагнера кулон тоже хоть куда. Теперь, правда, что-то его не носит. А когда-то мы, поехавшие встречать бразильца после очередного опоздания из отпуска в Шереметьево-2, оторопели. Вагнер топал в майке с короткими рукавами к автомобилю. С печалью в глазах предвкушая штраф.

Увидел бы его этой минутой президент - сменил бы гнев на милость. Нельзя было не умилиться: на груди щуплого Вагнера наподобие олимпийского ордена висела толстенная цепь. Только вместо олимпийских колец были четыре золотые буквы: Love.

Между прочим, прозвище Лав в довесок к имени получил наш герой за выдающееся нарушение режима. С опозданием из отпуска ни в какое сравнение давний подвиг не идет. Вагнер привел девицу прямо на базу незадолго до матча!

Счастье, что произошло это где-то в Бразилии. Затащи Вагнер барышню без комплексов в Ватутинки - не спас бы его, несчастного, даже сентиментальный "папа". Гнев Газзаева был бы страшен.

* * *

Многие, включая Гинера, говорят: Вагнер уже не тот мальчишка, что приезжал когда-то в Москву. Но сам Вагнер лишь качает головой раздраженно: "Мне непонятно. Какой я был вчера - такой же сейчас. Веселый и непосредственный..."

Непосредственный - это точно. Кто еще из футболистов стал бы отвечать на вопросы, сидя на полу в трусах? В другой раз одному из нас вообще давал интервью, стоя под душем. Ни на секунду не смутившись.

В чем Вагнер абсолютно не изменился, так это в одном. Как не любил тренироваться, так и сегодня не любит. Но не подумайте, что он лентяй. Совсем наоборот.

- Ни в коем случае не лентяй! - вступился за бывшего партнера Ролан Гусев, к которому мы обратились за дружеской консультацией. - И Вагнер, и остальные бразильцы "игровики". Тренировки не для них придуманы. А вот в игре выложатся полностью. Вагнер способен играть и больным, и хромым. Уникальная личность. По неделе пропускает, а потом выходит и творит чудеса.

Не лентяй, зато хитрец. Напрашивался изо всех сил на карточку в матче с "Рубином". Получил - и не поехал с командой на никчемную игру в Ярославль. Рассчитывал, что отпустят в Бразилию днем-другим раньше.

Однако Газзаева южноамериканскими трюками не проведешь. Пришлось Вагнеру куковать в Москве до декабря. Хотя как бы бразильцы ни дулись на тренера в обычной жизни, на поле забывают обо всем, - об этом убедительно рассказывал Евгений Гинер на встрече в редакции "СЭ". Вагнер словно проиллюстрировать решил слова "папы" примером из жизни.

Вышел, обиженный, на игру с "Нанси" - и забил три.

* * *

Конечно же, он уедет. Играть до седин в Москве едва ли захочет. Сколько б ни говорил в интервью, что никогда не пожалеет о времени, проведенном в России. А в ЦСКА его бразильскую душу устраивает все.

Гинер успокаивает Вагнера через прессу: "Если пригласит "Реал" - лично провожу". Слухи о "Реале" появляются чуть ли не на следующий день словно по заказу. Ветераны футбола глухо комментируют с газетных полос: "Разумеется, потянет в Мадриде! Засверкает!"

Но слухи оказываются слухами. И Вагнер твердит в очередном интервью устами старательного переводчика Головлева: "Устраивает все..."

Мы, собравшись с мыслями, решили поговорить с самим Максимом о Вагнере. Осмелившись предположить, что лучше Головлева в Москве никто его не знает.

- Много с Вагнером хлопот?

- Из бразильцев он звонит чаще всех. По-русски практически не говорит, решать вопросы проще через меня. Например, если нужно вызвать такси, заказать пиццу, договориться в мебельном о доставке детской кроватки или матраса... Изредка Марта, его жена, обращается. Спрашивает, как проехать в какой-нибудь в магазин.

-Жена постоянно в России?

- Приезжает в марте, когда начинается сезон. И улетает в конце осени. Все бразильцы за два месяца до отпуска уже отправляют семьи домой. Боятся морозов.

-Проблемы с ГАИ у Вагнера случались?

- Никаких. Он очень аккуратный водитель. Если даже пытаются оштрафовать, взятки гаишникам из принципа не дает. Забирает квитанции, которые я потом оплачиваю в сберкассе. Но последний раз Вагнеру выписывали штраф давненько. Превысил скорость километров на двадцать.

-На московских дорогах хорошо ориентируется?

- С этим проблем нет. Недавно ездил с Вагнером на машине и был потрясен, насколько ловко ориентируется он в Москве. У него отличная зрительная память - если раз где-то побывает, маршрут сразу запоминает. Вагнер вообще единственный футболист из моих знакомых, который хранит в голове огромное количество телефонов. Безошибочно набирает длиннющие номера с кодами разных городов, не заглядывая в записную книжку. Если даже речь идет о человеке, с которым общается редко.

-Как проводит свободное время?

- Сидит дома с женой и сыном. Смотрит бразильские новеллы по телевизору. Иногда выбирается в ресторан. Вагнер уже привык, что его узнают повсюду. Даже фанаты других клубов относятся к Вагнеру очень тепло. Подходят, обнимают, жмут руку. Просят расписаться или сфотографироваться. Он никогда не отказывает.

* * *

Бразилец Мойзес приезжавших в Москву родственников немедленно вел в Мавзолей. Аргентинец Эктор Бракамонте бесконечным столичным пробкам предпочитает метро. Вагнер ни в Мавзолее, ни в метро не был ни разу. Говорит, не тянет.

Того же Бракамонте и его соотечественника Густаво Пинто на первых порах преследовали в Москве ЧП - то ключи потеряют и не могут попасть домой, то без света и отопления зимние вечера коротают. В дверь Бракамонте однажды ломились пьяные соседи, - желали пообщаться по душам. К Пинто и вовсе пытался ворваться человек с топором. Немудрено, что оба только успевали переезжать с квартиры на квартиру.

Вагнеру повезло гораздо больше. За пять лет российской жизни он сменил всего две квартиры. И бытовых происшествий с ним не случалось. Если не считать эпизода, когда его залили соседи. Это было на прежней квартире на проспекте Жукова. Вскоре он пожелал сменить обстановку и переехал. Но остался в том же районе.

* * *

Попросите его сказать что-нибудь на русском. Первое, что услышите, - "ха-ра-шо". Любимое словечко Вагнера.

Пассажиры самолета, летевшего из Владивостока осенью 2006-го, прекрасно помнят "ха-ра-шо" в исполнении бразильца. ЦСКА тогда выиграл чемпионат, и отплясывали Вагнер с Карвалью везде. В автобусе, у трапа, прямо в салоне. Поднимались бокалы за Газзаева и "папу". За Вагнера персонально. За переводчика Головлева, едва успевавшего переводить слова подвыпивших "клиентов".

Вот тогда-то Вагнер, чтоб облегчить участь Максима, и выдал знаменитое:

- Чемпионы - ха-ра-шо...

Время спустя мы допытывались у Головлева, кто из бразильцев особенно здорово освоил великий и могучий. Тот размышлял недолго:

- Дуду, пожалуй. Но толком он язык не знал, просто нахватался по верхам. Никто из них целенаправленно языком не занимался. Только жена Рикарду Жезуса подошла серьезно: наняла преподавателя, зубрит слова каждый день. Да и сам Жезус за год в Нальчике заговорил очень неплохо. Все от способностей зависит. Тот же Вагнер многое понимает. Но сказать не может.

Человеколюбивую теорию о способностях не разделяет Евгений Гинер. Режет по живому:

- Язык выучить бразильцам мешает одно - лень-матушка...

Иллюстрирует сказанное примером - выучили же язык Чиди Одиа с Жезусом. Жизнь заставила.

- Одиа искал в Тирасполе Кремль. Агент его надул, сказал, что в Москву везет. А с кем в Нальчике на португальском общаться было Жезусу?

* * *

Музыкальные вкусы у Вагнера такие, что нашему человеку его не понять. В жанрах не разберешься. Хоть всякому любопытно, что там у бразильца в наушниках. Чему подтанцовывает, даже сидя в автобусе. О чем поет.

Вагнер сообщил охотно - люблю, дескать, жанр пагоде, фанк и аксе. Нравится певец Зека Пагодинью.

Вот и разбирайся, что это за аксе и Пагодинью...

-Хоть одного российского исполнителя знаете? - спросили мы Вагнера.

- Дима Билан, Тимати, ВИА Гра, - затараторил он. - Лично ни с кем не знаком, но ВИА Гру вблизи видел.

- Где?

- На вручении музыкальных премий MTV, куда меня недавно приглашали. Вблизи девушки из этой группы такие же хорошенькие, как на экране...

Может ли бразилец, попав в Европу, стать серьезнее - большой вопрос. Хоть и говорил нам поигравший в "Роме" Сергей Гуренко, что Кафу с Алдаиром и не думали петь по дороге на матч.

Не исключено, и Вагнер остепенится, доехав когда-нибудь до Мадрида или Лондона .

* * *

С самооценкой у Вагнера порядок полный - никакие Алдаиры ему не указ. Мы спросили Вагнера: в курсе ли, что сказал о нем Гинер после покера в ворота "Москвы"?

Спрашивали так, для поддержания разговора. Как игрок может не знать президентских слов?

Однако ж выяснилось - не знает. Не слышал, не читал:

- Понятия не имею, что обо мне пишут русские газеты.

-Тогда цитируем: "Вагнер - великий игрок".

- Отличные слова.

-Не преувеличивает "папа"?

- Ничуть. Я сам себя считаю выдающимся футболистом. Хотя нет, так будет нескромно... Я - незаурядный. Вот так ха-ра-шо.

-Встречали на поле игрока, о котором могли бы сказать - "великий"?

- Роналдинью! Он такое вытворяет с мячом - никому не повторить!

Вот интересно, что Гинер сказал бы о Вагнере полгода назад? Первые-то полсезона форвард завалил. Еще в июле ЦСКА брел на девятом месте, а у Вагнера было два гола. Он не скрывает, что думал в тот момент: сезон-2008 станет худшим в карьере... И вдруг - такое преображение. Фантастическая осень. Когда всякий соперник получал от Вагнера по два-три мяча. Хоть в чемпионате России, хоть в Кубке УЕФА.

В итоге в опросе самих же игроков бразилец оставил далеко позади даже героев Euro Жиркова с Аршавиным. Не говоря уже о казанском чемпионе Семаке или лучшем игроке Суперкубка Европы португальце Данни.

Правильно говорят, - помнится последнее .

* * *

Новый год Вагнер собирается праздновать в Рио. Из футболистов компанию ему составит Рамон - куда ж без него?

- Все будет как у обычных бразильцев, - рассказал нам Вагнер, подперев рукой щеку. Темой этой неожиданно заинтересовался, забыв даже про фасоль. - Я надеваю белую одежду, иду на пляж. Едва часы начинают бить полночь, ныряю в океан. Так и развлекаемся.

-Елка у вас есть?

- Конечно. Пластмассовая.

-Не хотели бы встретить Новый год в России - где настоящий мороз?

- Ни за что. Куда мне нырять - в прорубь? Если у меня будет возможность отмечать этот праздник в Бразилии - ни на какую другую страну ее не променяю. К Рождеству это тоже относится.

-Какой новогодний подарок вам особенно запомнился?

- У нас не принято делать подарки на Новый год. Только на Рождество.

-Тогда рождественский?

- Я до сих пор помню, как мне маленькому подарили мяч. Были и другие игрушки, но дороже того мячика в жизни не было ничего.

-В России принято открывать на Новый год шампанское. А у вас?

- Тоже.

-Лучшее шампанское, с которым праздновали?

- Сейчас, выясню у Рамона, он точно знает этот сорт... А-а-а, сам вспомнил, - "Chandon"!

-Каковы вообще планы на отпуск?

- Буду исключительно в Бразилии, но от путешествия отказаться не могу. Собираюсь поездить по нашим штатам.

-Почему бразильцы отпуск как правило проводят на родине - а не разъезжают по миру?

- Посмотрите на меня - год я не был дома! Где угодно был, но не там! И после этого мне еще и в отпуске мотаться по Европе?!

-Будете кататься по Бразилии на автомобиле?

- Нет. Только на самолете. У нас, слава богу, не такие расстояния, как в России. Час-полтора - и ты в любой части страны.

-Не большой вы любитель подолгу сидеть за рулем?

- Лишь однажды позволил себе и впрямь дальнюю поездку - три с половиной часа. Из Сан-Паулу в Рио. А оттуда еще в Буйнос, это один из прилегающих районов.

-Вы побывали в разных странах. Была какая-то, увиденная мельком, - в которую хотите вернуться?

- Хочу оказаться в местах, где еще ни разу не был. Например, посетить Лас-Вегас и Венецию. Но, боюсь, эта мечта откладывается на годы - пока не закончу играть...

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ