Газета Спорт-Экспресс № 19 (4896) от 2 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 февраля 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧТО В СУДЕЙСТВЕ?

На днях в редакции "СЭ" побывал руководитель Московской городской коллегии судей, который недавно обратился со своего рода программным документом к президенту РФС Виталию Мутко, выразив тревогу за происходящее в судействе.

Андрей БУДОГОССКИЙ: "НЫНЕШНЕЕ "ПРАВИТЕЛЬСТВО" НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ"

-Что заставило вас написать обращение к президенту РФС?

- Происходящее в нашем судейском корпусе, на мой взгляд, серьезно тормозит его развитие. Принципы и подходы к отбору судей, к их подготовке, выдвижению на международную арену не соответствуют современным тенденциям. Не хватает арбитров высокого класса и полноценного резерва. В Коллегии футбольных арбитров отсутствуют какая-либо стратегия, продуманность в работе. Концепция развития судейства и инспектирования готовилась КФА впопыхах и в обстановке секретности. Этот документ - новогодняя елка. Красивая, наряженная, с мишурой и блестящими шариками. Но праздники закончатся, елка осыплется, и ее выбросят. Вот я и счел нужным обратить внимание Мутко на весьма опасную ситуацию.

-Кем создавалась концепция?

- Авторы не указаны. Полагаю, один из них - президент КФА Сергей Зуев. Проект концепции фактически ни с кем не обсуждался и появился на сайте КФА только за полтора дня до заседания исполкома РФС. Как один из руководителей инспекторского комитета, могу утверждать, что у нас этого документа не было. Не было последнего варианта и у Московской коллегии судей.

Не считаю концепцию серьезной: не подсчитано, во что обойдется ее реализация, не ясно, откуда возьмутся средства. Нет поэтапной программы выполнения. С момента утверждения концепции прошло три месяца, но КФА никаких шагов по ее практическому внедрению так и не сделала и, думаю, не сделает.

В концепции продекларировано создание школ молодого арбитра с 16-часовой программой обучения. Я посвятил 10 лет подобной работе, в конце декабря защитил кандидатскую диссертацию по этой проблеме и не могу представить, как за 16 часов можно подготовить судью. Это блеф!

Создается впечатление, что КФА намеревается объединить в себе судейскую и инспекторскую функции и дистанцироваться от РФС, РФПЛ, ПФЛ. Но это все равно, что объединить суд, прокуратуру и следствие в одних руках. Предлагаю свою структуру управления судейством и инспектированием: необходимо внутри РФС создать судейско-инспекторский комитет, сформировать рынок судей, создать отборочную комиссию в структуре этого комитета с участием главных заказчиков - лиг. РФПЛ и ПФЛ ежегодно финансируют подготовку арбитров, по сути, являются заказчиками нашей работы, но по мысли авторов концепции должны оставаться в стороне от согласования списка арбитров для своих соревнований.

Сегодня рекомендательные списки на сезон формируются на основании лимитов, установленных КФА для каждого региона страны. Этакая карточно-распределительная система. Для спорта - нонсенс. Клубы же набирают лучших. И в судейство должны браться лучшие арбитры. Значит, должен быть рынок. А функции коллегии следует изменить. Она должна действовать как главный учебно-методический центр, готовить судей и давать их в нужном числе на этот рынок.

-Вы вступили в открытый конфликт с нынешним руководством КФА?

- Нет, но я открыто выразил свою позицию, которая руководителям КФА не нравится. Считаю, что сложилась ситуация, когда верхи не хотят, а низы не могут.

-А верхи в лице Зуева, Гаряфия Жафярова и Валентина Иванова смогут, если захотят?

- Нынешнее "правительство" не справляется со своими обязанностями. Что и показали прошедшие три года. Нравился кому-то Николай Левников или нет, но за него говорят конкретные дела. Он создал КФА, газету, систему проведения зарубежных сборов, нашел спонсоров для экипировки. Он - мужик, личность, отстаивал интересы судей. Немаловажный фактор - с ним считались. Что сделал Зуев? Ничего. Простой пример. Вместе с фондом "Национальная академия футбола" и КФА в течение двух лет мы проводили судейские курсы. Просмотрели примерно 500 ребят, организовали 10 сборов. Фонд оплачивал экипировку, проживание, питание, услуги преподавателей. Картина очень тяжелая. В Ярославле из 60 человек аттестовали только 16 процентов. Так же и на Дальнем Востоке. Я давал Зуеву отчеты по 200 с лишним листов - руководитель КФА должен проанализировать данные. Но ему не интересно.

-Какие еще проблемы в судействе?

- До сих пор у КФА нет программы подготовки молодых судей. В Москве мы сами ведем проект "Таланты и наставники". В рекомендательные списки на 2009 год от нас вошли 57 человек. В премьер-лиге - Лаюшкин и Карасев. На подходе Турбин, Мосякин и Барышников - тоже наши. К ним можно добавить Кобзева.

Почему-то в основной список судей включаются люди, которые не добежали до конца дистанции во время сдачи тестов по физподготовке. Например, не выполнил нормативы Ходеев. По дисциплинарному кодексу он вообще не должен был судить в прошедшем сезоне. Зуев сослался на особое решение исполкома, о котором никто не знает, и неизвестно, было ли оно. Почему Ходееву можно судить, а другим нет? Понимаю, что Владислав входит в лист ФИФА. Если он не будет судить, возникнет проблема. Но это проблема Ходеева, проблема КФА, которая так готовит арбитров к сезону. Получается, что среди судей все равны, но есть те, кто "равнее".

Другой пример. Исходя из существующих положений, если я отсудил 20 игр в сезоне на хорошем уровне, а в 21-й допустил ошибку, меня нельзя рекомендовать на повышение. Глупость! Те догмы, которые лежат в основе нормативных документов КФА, никогда не дадут нам быстро и оперативно продвинуть судью наверх. Такая ситуация сложилась, например, с Еськовым, которого в этом году мы не можем рекомендовать для работы в премьер-лиге.

Или возьмем судью Копылова, родившегося в 1981 году. Из-за того, что инспектор Кукла дал команду произвести в матче Кубка России четыре замены вместо трех разрешенных, второй ассистент арбитра, не имевший никакого отношения к замене, был наказан, как и его коллега по матчу Федотов. Копылова и Федотова "отстегнули". Теперь получается, что Копылов сможет попасть в первый дивизион самое раннее в 29 лет, Федотов - в 34. Тот же Копылов по правилам КФА должен пробыть в первом дивизионе не менее двух лет. В 31 год он, может, попадет в премьер-лигу. И только в 33 у него есть шанс войти в лист ФИФА. Почти "на флажке", ибо ты интересен и перспективен, только когда становишься арбитром ФИФА в возрасте до 35 лет.

Сегодня вся работа коллегии сведена к простому алгоритму. Есть человек, просматривающий матчи каждого тура чемпионата и отмечающий всякие "бяки". В понедельник приезжает руководство и изучает "нарезку" эпизодов. Но почему не просмотреть весь матч, в котором у арбитра случались не только плохие решения? За последние три года я ни разу не видел, чтобы была сделана подборка хороших, показательных решений судей. И потом, нужно оценивать то или иное решение в контексте всей игры. Судья в пограничной ситуации на 5-й минуте не дал карточку. Давайте посмотрим, к чему это привело. Если в дальнейшем он провалил игру, это одно. Но, может, такой шаг помог ему в управлении матчем, и он успешно довел его до конца.

Следующее. Есть хорошее слово - "порядок". Московская коллегия подготовила рекомендательный список судей на сезон. Я встретился с Зуевым, обсудил его, поговорили о каждом из кандидатов - вопросов не было. Вдруг за пять дней до заседания Совета КФА я получил в ответ иной список, измененный. Зуев сослался на некую комиссию. В ходе заседания Совета я спросил господина Жафярова: "Кто готовил список?" Ответ: "Комиссия". Опять спросил: "Сколько человек в нее входит?" Получил ответ: "Семь". Попросил протокол заседания комиссии - я буквоед. Нет протокола. Тогда предложил не рассматривать и не утверждать список, так как он фактически сформирован одним человеком или двумя. А речь ведь идет о судьбах людей.

-В обращении к Мутко вы предложили отказаться от подачи жалоб. Верите, что это явление можно искоренить?

- Во всяком случае, что-то делать нужно. То, что существует сейчас, - нонсенс. Можно сделать так. Если первая жалоба клуба не подтверждается, в следующий раз при повторном поступлении жалобы от этого же клуба взнос для ее рассмотрения, условно говоря, удваивается. Клубам должно быть экономически невыгодно впустую тратить деньги на такие вещи. В инспекторском комитете не первый год существует система начисления штрафных баллов инспекторам. Если он набирает за сезон больше 11 баллов, не получает аттестацию и, соответственно, не может работать в следующем году. На мой взгляд, подобная схема приемлема и для ротации судей. Отстранять их нельзя - теряется квалификация, когда люди в простое. Достаточно уменьшить число назначений, либо давать судить в низших дивизионах.

-На сайте Федерации футбола Казахстана размещена информация о вашем участии в февральском турецком сборе казахстанских судей вместе с Левниковым, Андреем Бутенко и Александром Штернгелем. Между тем с нашими арбитрами вы в Турцию в этот раз не летите. С чем это связано?

- В начале ноября получил предложение от Зуева поехать на сбор старшим преподавателем, разработать программу занятий и провести анализ рапортов делегатов всех 240 матчей премьер-лиги. Я дал добро и начал работу. 28 ноября я резко выступил на заседании совета КФА, а 1 декабря вечером вдруг позвонил Зуев. Начал издалека, с переноса сроков сбора. Потом зашла речь о том, что одновременно на сборе оказываются я и мой сын Олег, а также работающие в нашем центре Турбин и Кобзев. Мол, будут разговоры. Спросил, почему Олега нельзя перевести на такой же следующий сбор. Ответ был отрицательным. Уволить Турбина и Кобзева, чтобы самому быть на сборе, я не решился. Отказался от поездки в Турцию, расценив поступок Зуева как недоверие к себе. Что ж, пусть на сбор едут люди, которые, проводя занятия для топ-судей, просто зачитывают вслух книжечку "Футбольный арбитр России", что у них называется лекцией. Кстати, и мой коллега Бутенко, преподаватель от Бога, уже третий год не приглашается на сборы КФА. Через два дня позвонил Левников и пригласил нас на сбор в Турцию в эти же сроки.

АлександрБОБРОВ