ХРОНИКА |
Генеральный штаб Вооруженных сил РФ издал приказ, в соответствии с которым с 1 марта 2009 года военнослужащие срочной службы Центрального спортивного клуба армии переводятся в войсковые части Московского военного округа. Иными словами, армейские спортсмены, числящиеся в ЦСКА рядовыми и сержантами, отныне будут служить не в спортротах при клубе, а в обычных подразделениях. Кроме того, спортсмены-контрактники, в том числе офицеры, должны быть переведены в категорию гражданских лиц.
ПОД РУЖЬЕ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
СИСТЕМНАЯ УГРОЗА
Новость не стала слишком большим сюрпризом. В конце ноября прошлого года, после смерти хоккеиста омского "Авангарда" Алексея Черепанова, формально являвшегося военнослужащим, министерство обороны уже предпринимало попытки привести в соответствие реальное положение дел и статус тех, кто по закону был обязан исполнять свой священный долг, а не играть и тренироваться, зарабатывая на этом деньги. По профессиональным клубам пробежал легкий шумок, однако предположение о скорой отправке "на фронт" баскетболистов Понкрашова из "Химок", а также Воронцевича и Шведа из ЦСКА так и осталось предположением.
В тот раз, однако, речь шла всего лишь о невозможности военнослужащих-срочников выступать за профессиональный клуб. На этот раз дело обстоит иначе. Фактически под угрозой оказалась вся система армейского спорта. Она была создана в советское время и базировалась не только на амбициях высоких военных чинов, но и на серьезном финансировании министерством обороны всей цепочки подготовки спортсменов-военнослужащих. Военное ведомство содержало детские школы, строило и эксплуатировало спортивные объекты высокого уровня, обеспечивало собственные клубные команды, финансировало спортсменов уровня национальных сборных, решая их бытовые, социальные и жилищные проблемы за счет присвоения им воинских званий и предоставления льгот.
Со временем, однако, министерству обороны пришлось отказаться от большинства своих прав на крупные профессиональные клубы. Футбольный, хоккейный, баскетбольный, мини-футбольный ЦСКА сохранили славный бренд и, соответственно, армию болельщиков, но материально обособились. Возможностей МО для поддержания этих команд на высшем уровне стало не хватать, их финансирование было передано в частные руки.
Вместе с тем ЦСКА как единое целое сохранился. На вчерашний день клуб объединял под своим началом 670 спортсменов, из которых около 150 принадлежат к элите российского спорта (80 из них представляли страну на последней Олимпиаде в Пекине, завоевав 12 из 23 российских золотых медалей), 12 детских спортивных школ, 18 команд (борьба всех видов, волейбол, велоспорт, коньки, лыжи, биатлон, плавание, стрельба, фигурное катание, теннис, фехтование и т.д.). Структура под руководством Сергея Кущенко пользовалась услугами девятнадцати спортивных объектов, принадлежащих МО.
Вчера ЦСКА распространил пресс-релиз, в котором, в частности, приведены слова начальника ЦСКА "Являясь структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, ЦСКА выполняет перевод спортсменов в указанные части, - сказал Кущенко - Спортсмены, находившиеся в Москве, уже переведены в расположение войсковых частей. Солдаты и сержанты, отозванные из командировок на учебно-тренировочные сборы, будут направлены для дальнейшего прохождения службы по мере их прибытия. Совместно с министерством спорта и министерством обороны мы вырабатываем совместное решение относительно спортсменов высокой квалификации, входящих в состав сборной России".
"Что касается офицерского состава спортсменов, - говорится в том же пресс-релизе, - то в отношении их проводятся организационно-штатные мероприятия, установленные директивой, согласно которой ЦСКА становится гражданской организацией. Эта работа идет в плановом режиме".
БРАВЫЙ СОЛДАТ ВОРОНЦЕВИЧ
По форме вопросов не возникло: армейскому клубу ничего не оставалось, кроме как подчиниться организации, финансирующей половину его расходов - примерно 300 из 600 миллионов рублей в год. Однако остаются вопросы по сути нововведений.
Например, такой: чего хочет министерство обороны? По имеющейся информации, речь идет о минимизации непрофильных расходов армии. В недрах военного ведомства существует "Концепция совершенствования системы подготовки и спорта в ВС РФ на 2009 - 2011 годы", согласно которой приоритет в скором времени будет отдан военно-прикладным видам спорта. Спорт высших достижений финансироваться не будет, равно как не будет больше поблажек профессиональным спортсменам, проходящим срочную службу. Вопрос с затратами на ДЮСШ и арендой спортсооружения остается открытым, но, если следовать логике развития ситуации, вскоре все здесь встанет на коммерческие рельсы.
С одной стороны, военных можно понять. Энтузиазма советских командармов, не жалевших на спорт армейского бюджета, больше нет, как нет и самой возможности тратить военные деньги на спорт. И хотя речь в случае с ЦСКА шла в основном о социальном пакете и небольших зарплатах для военнослужащих, содержании сооружений и школ, даже эти вложения для небогатой российской армии были признаны нецелесообразными. У МО немало других проблем, связанных с боеготовностью и обороноспособностью. Профессиональный спорт в круг этих проблем не входит.
С другой стороны, совершенно непонятно, как быть с самими спортсменами. Майор Ольга Зайцева, подполковник Александр Лебзяк, другие армейцы-контрактники могут снять погоны, уйти по сокращению штатов, продолжить выступать за другой клуб. А вот олимпийский чемпион рядовой Исламбек Альбиев не может. Он солдат срочной службы, чья почетная обязанность - Родину защищать, а не ехать на стартующий через месяц чемпионат Европы. И член баскетбольной сборной России Андрей Воронцевич не сможет больше тренироваться, пока не освоит должностные обязанности военнослужащего роты охраны и не дождется заслуженного дембеля.
- Мне не будет стыдно за Воронцевича, - сказал вчера генеральный директор ПБК ЦСКА Андрей Ватутин. - Мы подготовили для нашей армии крепкого бойца. Он сибиряк, физически развит хорошо, долг свой исполнит как положено. Только вот не совсем понятно, как быть с командным тренировочным процессом, для которого нужно 14 человек. Этторе Мессина, мне кажется, тоже гордится своим вкладом в обороноспособность России, однако и у него есть вопросы: Воронцевич нужен тренеру как игрок. Сам баскетболист, выпадая из спортивного процесса, серьезно снижает свои шансы на попадание в сборную страны, которая с его уходом также не станет сильнее. Мне понятно стремление министерства обороны привести все в соответствие с законом, но было бы логичнее, согласитесь, если бы о столь резких шагах было бы известно заранее. Скажем, нынешние спортсмены-срочники закончили бы службу по старым правилам, а следующие бы служили уже по новым. Тогда это не ударило бы по людям и клубам столь сильно, как сейчас.
Окончание - стр. 3 |