БИАТЛОН |
КУБОК МИРА |
Два первых Малых Хрустальных глобуса - в индивидуальных гонках - завоевали в среду в канадском Уистлере представители Германии Магдалена Нойнер и Михаэль Грайс.
РАЗНЫЕ РЕЦЕПТЫ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Уистлера |
Мужская гонка сложилась для российских спортсменов куда обиднее, нежели женская. За все время существования биатлона, казалось бы, нет такого сценария, который так или иначе не был бы воспроизведен на лыжне. И все-таки каждый отдельно взятый итог по-своему непредсказуем.
ПОЧЕМУ НЕТ ХОДА?
Спустя сутки можно размышлять о многом. Например, о том, что мужской кубковый приз вполне мог оказаться российским, покажи Максим Чудов или Иван Черезов более точную стрельбу. Не сложилось. Чудов завершил гонку с двумя промахами, Черезов - с тремя, и было уже очевидно, что с такими показателями рассчитывать не на что. Потому что нет хода.
Собственно, у россиян его не было весь сезон. Такого, чтобы позволить себе не зацикливаться что есть сил исключительно на стрельбе. В чем и как промахнулись в этом сезоне наши биатлонисты-мужчины - вопрос второй. В Уистлере главный тренер российской сборной Дмитрий Алексашин сказал (даже не в оправдание, а так, произнеся собственные мысли вслух), что надо радоваться и таким выступлениям. Откуда, мол, результат, если многое, от чего он зависит, нам достается во вторую очередь? Лыжи, смазочные средства, патроны... Своего, мол, ничего нет, ну и довольствуемся остатками. Вот немцы - совсем другое дело.
Мужская гонка в очередной раз опровергла такое объяснение. Немцы, безусловно, выступили успешнее россиян. Но кто именно? Лучшим оказался недавний юниор Даниэль Бем, который выиграл на чемпионате Европы золото в гонке преследования, а на взрослом чемпионате мира даже не попал в состав команды. А в Уистлере попал в призеры, почувствовал свои силы. Даже если для 22-летнего спортсмена эта медаль так и останется на многие годы лучшим результатом, быть в запасе команды, имея за плечами подиум этапа Кубка мира, - психологически большое дело.
Немцы вообще провели сезон плодотворно для собственного резерва. Например, успели хорошенько "обкатать" еще одного юниора - Арнда Пайффера: дали ему возможность пробежать в трех кубковых этапах, невзирая на сущее малолетство - 21 год. Зато на чемпионате мира в Пьонгчанге Пайффер стал чуть ли не главным героем эстафеты, где сборная Германии зацепила бронзу.
ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
В том, что Малый глобус в индивидуалке достался трехкратному олимпийскому чемпиону Михаэлю Грайсу, была какая-то высшая справедливость. Одну из своих золотых олимпийских наград биатлонист завоевал именно в этой дисциплине. Выиграл первую кубковую гонку сезона - на этапе в Остерсунде. И был весьма близок к тому, чтобы выиграть и последнюю, если бы не две минуты штрафного времени. Грайсу впору было присуждать специальный приз как лучшему из тех лидеров, кому за 30. Бронзу у него увел из-под носа почти ровесник - американец Джереми Тила, но этот результат (как и более высокие у Бема и француза Венсана Же) никак нельзя было рассматривать как серьезную заявку. Скорее как разовый и довольно непредсказуемый точный выстрел. А как иначе, если подавляющее большинство достижений Тила за 12 лет выступлений из прожитых 32 фиксировалось в протоколах преимущественно двузначными цифрами?
В какой-то степени то же самое можно было бы сказать о Же, не будь француз на 9 лет моложе американца. Единственная завоеванная им победа случилась в 2006-м в эстафете юниорского первенства мира. В трех индивидуальных гонках, в которых спортсмену доводилось выступать на этапах Кубка мира до приезда в Ванкувер, он ни разу не выбирался из третьего десятка. В Пьонгчанге Венсан финишировал в этом виде программы 23-м. Его победа в Уистлере потрясла очевидцев до такой степени, что даже стадионный комментатор немедленно перешел с официального английского на французский язык и разве что не срывался на восторженный визг. Хотя, едва появились протоколы, стало очевидно, что никакого героизма в выступлении чемпиона толком и нет. Ногами Же показал 29-й результат и победил исключительно благодаря идеальной стрельбе, которая случилась с ним впервые в жизни. В точности как Симона Хаусвальд в женской гонке.
Но победителей не судят. Другое дело, что канадский этап подтвердил старую в общем-то истину: одинаковых рецептов для победы в спорте не существует.
Та же Хаусвальд прилетела в Ванкувер впритык к соревнованиям. Как заметила сама, столь тяжелого перелета в ее жизни не случалось давно. Полет из Мюнхена занял в общей сложности 24 часа, в отель же спортсменка попала лишь глубокой ночью. Зато нервничала как бы в полусне - акклиматизационном анабиозе. Возможно, потому и отстреляла точно.
Пятикратный олимпийский чемпион Оле Эйнар Бьорндален, напротив, решил отправиться к месту старта без заезда в Европу - прямо из Пьонгчанга. Изъездил трассу вдоль и поперек, перестроился на местное время - словом, сделал все, чтобы начать выступления на олимпийском стадионе максимально успешно. И... промахнулся аж четыре раза.
Российские спортсмены съезжались в Канаду каждый по своему усмотрению. Позже других прилетели Ольга Медведцева, Светлана Слепцова и Максим Чудов. И все трое - не в самом лучшем состоянии.
Слепцова так и не сумела привыкнуть к новой ложе: старая винтовка каким-то непостижимым образом разбилась во время перелета из Кореи в Европу. Футляр был не поврежден, а вот ложа оружия восстановлению уже не подлежала. Словно кто-то от души потоптался по ней ногами. Чудов задержался дома и в Канаду прибыл с высоченной температурой. Врачи сумели привести спортсмена в норму всего за сутки, но выступление тем не менее не задалось. Медведцева призналась честно: устала. Мол, сезон, несмотря на эстафетную победу на чемпионате мира, сложился не самым удачным образом, и продолжать истязать себя выступлениями нет уже ни желания, ни сил. К тому же вышло так, что в Уистлер не сумел прилететь муж спортсменки и ее постоянный тренер Валерий Медведцев. И Ольга осталась без привычной моральной поддержки.
На фоне неудачного для российской команды старта серебро Ольги Зайцевой выглядело выдающимся достижением. На пресс-конференции трехкратная чемпионка мира заметила, что не ожидала от себя такой хорошей стрельбы. Призналась, что после чемпионата мира испытывала лишь одно желание: ничего не делать. И не делала. Почти все время, разделившее два турнира, провела в Словакии с ребенком. Зато в Уистлер приехала с таким расчетом, чтобы успеть акклиматизироваться и восстановить форму. Что и удалось блестяще.
СЕКРЕТЫ ЗАЙЦЕВОЙ
Пока Зайцева проходила допинг-контроль, ее сестра и по совместительству личный тренер Оксана Рочева рассказывала:
- Мы сразу договорились с Олей, что в Канаду поедем вместе. Первые пять дней дались мучительно. На чемпионат мира в Пьонгчанг я поехать не сумела, каждый день разговаривала с Олей по интернет-связи и чувствовала, что ей невероятно тяжело, несмотря на то что было понятно, что подготовка прошла правильно - удалось набрать хорошую форму как раз к главному старту сезона. Сейчас же я приехала лишь потому, что понимаю, как сложно Ольге заставлять себя продолжать работать при том, что главное уже сделано.
-Так может, вообще не стоило приезжать в Ванкувер?
- Мы сразу решили, что этот сезон нужно довести на хорошем уровне до самого конца - апрельского чемпионата страны в Увате. Чем длиннее получается перерыв в тренировках, тем сложнее втягиваться в работу в начале следующего сезона. А он - олимпийский. Хотелось бы, чтобы он получился не таким трудным. Я ведь видела, как непросто даются Оле первые старты Кубка мира, когда нужно было постоянно доказывать свое право на место в команде.
-Зато сейчас у Ольги совсем другие глаза на старте.
- Вы тоже заметили? Это действительно так. Переломным для Оли с психологической точки зрения стал этап Кубка мира в Рупольдинге. До этого, как мне казалось, она очень переживала, что не может уделять сыну достаточно времени, что вынуждена постоянно уезжать. Это нормальное чувство для любой матери, но тогда я сказала, что нужно просто принять решение. Либо заканчивать с гонками и сидеть дома, либо собраться и сделать заключительное усилие - отработать Олимпиаду. Всего один год. И временно выбросить все прочие мысли из головы. Сейчас вижу, что Оля успокоилась. Как человек, который не сомневается в правильности того, что делает.
-Заключительные этапы - это, видимо, еще и возможность заработать?
- Деньги никогда не были для сестры самоцелью. Как и золото, кстати. Оля воспринимает спорт как непрерывный творческий процесс. Уверена, что к любой иной деятельности она относилась бы точно так же. И тоже стремилась бы к совершенству Характер такой. Возможно, поэтому ей несколько легче, чем другим. Успех в биатлоне, как мне кажется, прежде всего определяет нормальная, устойчивая психика. Одной лишь функциональной готовности и правильного выбора тактики здесь недостаточно. С появлением ребенка Оля внутренне повзрослела, стала спокойнее. Я постоянно учу ее тому, что в жизни очень важно уметь видеть положительные стороны, что бы ни происходило вокруг. И, повторяю, мне нравится, что внутренне она спокойна. Нельзя ведь сказать, что гонка далась легко.
Погода в Уистлере прекрасная, грех жаловаться, лыжня подготовлена идеально, она очень жесткая, хотя весной такое бывает нечасто. А вот стрельба сложная, - продолжила Рочева. - На рубеже гуляет порывистый ветер, очень похожий на тот, что был в Пьонгчанге. Пристрелка перед гонкой проводилась при штиле, а после старта ветер усилился - пришлось делать поправку. В общем, меня очень радует, что Оля справилась еще с одним испытанием.