ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 2-й тур |
КУБАНЬ - СПАРТАК - 1:0 |
ОНИ - "СПАРТАК"? А МЫ - "КУБАНЬ"!
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Краснодара |
АВАНСЫ И ПРОБЛЕМЫ
Поначалу была идея начать репортаж с комментариев ветерана "Кубани" и ветерана "Спартака". Вот она, дескать, гордость - и вот оно, разочарование. Радость - и досада. Но потом оказалось, что достаточно будет и одного мнения. Потому что лучший футболист "Кубани" в ее истории, рекордсмен клуба по количеству сыгранных матчей (381) и забитых мячей (158), едва ли не единственный краснодарский игрок, приглашавшийся в олимпийскую сборную СССР, форвард 70 - 80-х Александр Плошник - давний поклонник "Спартака". А значит, игру смотрел не однобоко и не равнодушно по отношению к гостям.
- "Кубань" мне, конечно, понравилась, - поведал вчера Плошник. - В первую очередь - самоотдачей и неуемным желанием превзойти "Спартак" в борьбе, в скорости, в счете, наконец. Очень приятно было наблюдать за моей командой. О ее перспективах громко говорить не стал бы, поскольку главная задача на сегодняшний день - закрепиться в премьер-лиге, обрести свое лицо. Еще ничего не создано, работы невпроворот. Что же касается "Спартака", поклонником которого считаю себя с детства, то проблемы там большие. Честно говоря, не узнал команду. Нет мысли, организации, беда на флангах. Желаю "Спартаку" больших успехов и понимаю, как трудно придется красно-белым в предстоящем сезоне.
Собственно, все дальнейшие рассуждения неизбежно будут крутиться вокруг тех же мыслей: "Кубань" жива, "Спартак" разрознен и растерян. Авансы первого тура, выданные после матча с "Зенитом", оказались великоваты. Проблем у москвичей больше, чем предполагалось.
Была, кстати, вчера и общая проблема - поле стадиона "Кубань". Накануне оно смотрелось хотя и неровным, но вполне зеленым и густо заросшим высокой травой. В день игры с верхотуры второго яруса открылась другая картина: после стрижки на поле обнажились грязевые полосы, вытоптанные по довольно странной схеме. Скорее всего, дали о себе знать игры женского турнира "Кубанская весна", прошедшие на главном стадионе края накануне старта мужского чемпионата России. При том, что с другими нормальными газонами на Кубани проблем в марте нет.
Ни в коем случае не хочу сказать, что в России не бывает полей хуже позавчерашнего. Бывают и намного хуже. Однако на игре качество газона все-таки сказалось. Кто-то скользил, кто-то буксовал, а Кариока, вышедший на замену, так и вовсе падал несколько раз, не успевая справиться со своими обязанностями.
АЙ, НАНЭ, НАНЭ...
"Дух просвещенья" Микаэля Лаудрупа приготовил в спартаковском стартовом составе несколько "открытий чудных". Датчанин использовал сочетание, в котором прежде его команда на поле не выходила - разве что на тренировках. Защита - штатная, а вот в роли опорных оказались Сабитов и Рыжков - комплект из разрушителя и созидателя. Не исключаю, что первоначально Рыжков должен был составить с Алексом пару инсайдов для обеспечения мячами Веллитона. Однако жизнь распорядилась так, что куда чаще Рыжкову приходилось появляться не в чужой штрафной, а в центре, где он пытался соорудить хоть что-то осмысленно-полезное.
Сергей Овчинников, в свою очередь, пошел на перестройку состава "Кубани". Четыре замены сделали краснодарцы по сравнению с проваленной игрой в Казани. Виновник двух голов Сретенович уступил место Хагушу, Байрыева сменил капитан Топчу, высокий боец Ушенин вышел вместо Тлисова, а Ботвиньев встал в ворота вместо Карюкина. Следует сразу сказать: все новшества пришлись ко двору. Причем Хагуш - в большой степени, а Ботвиньев - в очень большой.
Стартовал "Спартак" явно на волне зенитовской игры. Комбинировал, не говоря уж о том, что старался. Я вообще не согласен с теми, кто упрекает сейчас красно-белых в безволии. Что-что, а тяга к борьбе у москвичей была даже тогда, когда они поняли собственную неспособность достичь цели сугубо игровыми методами. Они хотели. И думали поначалу, что могли. Ну, вот сейчас пойдет, поедет, разбежимся, растянем хозяев по углам, скучим в центре. Мы сильнее. Мы - "Спартак", они - "Кубань". Рыжков классный пас выдал из середины - у них так мало кто может. А Алекс что сделал? Суперпередача Саенко на 17-й минуте, не ставшая голом исключительно из-за броска Ботвиньева. Еще один блестящий пас бразильца - вратарь "Кубани" сбил Веллитона.
Одному из бригады "СЭ" пришла в тот момент "эсэмэска" от коллеги, сидевшего перед телеэкраном. А может, лежавшего, об этом он не сообщил. Не было, мол, 11-метрового, не коснулся краснодарский кипер Веллитона. Мы пребывали в этой уверенности до тех пор, пока не посмотрели вечером повтор, снятый из-за ворот: пенальти оказался чистым. Потому должно быть, и спорил с судьей Безбородовым всякий, кто хотел, - только не Ботвиньев.
А вот теперь об Алексе. Есть в спартаковском бразильце, кажется, что-то пижонское. Или даже нет - цыганское. Ай, нанэ, нанэ, два великих паса сделал, бриллиантовый, хотел одиннадцатиметровый забить с выходом, на паузе, как и положено настоящему ромалэ в красной рубахе. В красно-белой, вернее. Парень он раскованный. Но вратаря не переиграл. И загрустил после этого Алекс, спрятался за высоким забором, растворился на поле. Что-то не по его вольной душе получилось в тот день, значит.
Да и поддержки у бразильца, честно сказать, было не много. С самого начала не пошло у Сабитова. Мало что удавалось на правом фланге Саенко. Быстров в Лужниках против "Зенита" и Быстров в Краснодаре против "Кубани" - разные по продуктивности Быстровы, хотя и одинаковые по запалу по спортивной злости. Плетикоса в нескольких эпизодах сыграл гениально. Да хоть бы в случае с тем же пенальти. Загубленная атака у чужих ворот превратилась в быструю контратаку "Кубани". Касаев понесся к воротам, скинул мяч под удар, Плетикоса отбил, Йиранек (безупречный до и после) сфолил на том же Касаеве, а Плетикоса вновь отбил мяч, на этот раз летевший с "точки".
Однако в случае с пропущенным голом хорват сыграл недостаточно надежно. Точнее даже сказать - невезуче. Удар Касаева с угла штрафной он отразил туда, куда отбивать мячи вратарю при атаках соперника категорически не рекомендуется: прямо по центру, на набегавшего Траоре. Этот гол лишил "Спартак" ничьей. А состоялся удар Касаева, надо сказать, после столь же невезучей игры Сабитова, от которого мяч перед этим совершенно непредсказуемо и неудачно отлетел.
В ТИСКАХ ЛИМИТА
Осложнялась ситуация для "Спартака" злосчастным лимитом. По иронии судьбы среди тех, кого Лаудруп теоретически мог бы поменять в порядке творческих экспериментов, имелись россияне. Замене они, быть может, и подлежали, но не всегда на соотечественников. Сабитов, например, - на Кариоку. А это значит, что замен требовалось делать сразу две. Что и произошло в итоге: вместе с Кариокой на поле появился Дзюба (ушел Родригес). А с появлением Дзюбы "Спартак" стал использовать схему с тремя защитниками.
То, что риск оказался слишком велик, Лаудруп и сам понял через какое-то время. Опять понадобились замена и новая игровая схема. В роли левого защитника с широкими полномочиями оказался атакующий российский хавбек Григорьев, а Кариока стал единственным опорником гостей. Счастья "Спартаку" это не принесло. Конструктор, видоизмененный Лаудрупом с поправкой на лимит, не превратился во втором тайме во что-то грозное. А россиянин Бояринцев тем временем не попал у датчанина даже в заявку. Сложно судить, насколько он сейчас хорош: в новом сезоне на поле этого игрока мы не видели. Но если вспомнить былого, прежнего Бояринцева, - такой в субботу красно-белым точно не помешал бы. И как раз на его любимом фланге.
Григорьев, кстати, сыграл неплохо, но не как защитник. Он старался делать то, что умеет: обострять за счет проходов и дриблинга. Терял мяч, что, естественно, решению общих проблем "Спартака" не помогало. "Кубань" тем временем тоже испытывала трудности, но совершенно иного рода. Сложилось ощущение, что между Тихоновецким и одноклубниками существуют какие-то обиды. Объяснить нежелание Касаева и Топчу отдать голевой пас в очень выгодной ситуации довольно сложно.
Что же касается Касаева, то сейчас это, несомненно, лидер южной команды. Не слишком известный широким массам, хотя и сверкал в прошлом году в первом дивизионе. Касаев и у Петржелы в "Зените", кстати, был заметным персонажем в те годы, когда ему было 17. Но у чеха имелись собственные селекционные симпатии, поэтому к основе он парня почти не подпускал. Теперь же, считаю, не будет нескромным представить краснодарца в футболке сборной. Или хотя бы в тренировочной жилетке, во время "двусторонки" команды Хиддинка. Под ногами у него все время горит земля, а в футболе это ценное качество.