ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 9-й тур |
До матча ЦСКА - "ЗЕНИТ" - 2 дня |
ЦСКА и "Зенит", которые встретятся в центральном матче 9-го тура, объединяет фигура нынешнего начальника питерской команды Владислава Радимова, начинавшего карьеру игрока в ЦСКА, а завершавшего - в "Зените".
Владислав РАДИМОВ: "ИГРОКИ "ЗЕНИТА"-84 БЫЛИ ДЛЯ МЕНЯ БОГАМИ"
Петербуржец Радимов рос на золотом "Зените" 1984 года. Он и сейчас легко перечисляет весь чемпионский состав, который единственный раз в истории города на Неве выиграл союзное первенство. Одним из самых счастливых воспоминаний детства для будущего капитана "Зенита" стало то, как он, 8-летний мальчишка, ухитрился попасть вместе с мамой на золотой матч против харьковского "Металлиста".
В нашей беседе для книги "Правда о "Зените", которая скоро выйдет в свет, Радимов рассказывал:
- В январе 2009-го мы с Сергеем Дмитриевым ходили на Мемориал Гранаткина, и я ему показал, в какие ворота он в этом же спорткомплексе, СКК, забил "Металлисту". Видели бы вы, какими глазами он на меня посмотрел. А как я мог такое не помнить, если все игроки того "Зенита" были в моих глазах богами?! Со знакомством с Павлом Садыриным в 1992 году могу сравнить только рукопожатие президента России Дмитрия Медведева, когда мы выиграли Кубок УЕФА. А знали бы вы, в каком восторге была моя мама, когда я, уже играя в "Зените", через нашего тренера Николая Ларионова познакомился с Юрием Желудковым и пригласил обоих чемпионов 84-го в гости!
При такой степени поклонения "Зениту", казалось, сам бог велел талантливому питерцу попасть в любимую команду. Но это сейчас школа "Смена", которую закончил Радимов, принадлежит сине-бело-голубым. В начале 90-х же ситуация была иной.
На заре российского первенства в Питере была создана команда второй лиги "Смена-Сатурн", которая и забирала всех одаренных выпускников школы. В результате Радимова не пригласили в главную команду города даже на просмотр. К тому же главным тренером "Смены-Сатурн" был назначен первый тренер Радимова Марк Рубин.
- Мне, 16-летнему предложили контракт на шикарные по тем временам деньги: за "Сменой-Сатурн" стояла какая-то бизнес-структура, - рассказывает Радимов. - Но я все равно хотел играть в "Зените" и ради этого согласился бы на меньшую сумму. К сожалению, туда меня не позвали даже на просмотр. Однако вскоре Рубина убрали - с кем-то не сошелся характерами. И назначили тренера по фамилии Терешонков. Я сходил на пару его тренировок, в двух играх сидел в запасе, в одной вышел на замену. И слышал, какими средствами этот человек пытается добиваться результата. Кто разбирается в футболе - поймет, о чем я говорю. Поглядел на все это - и решил, что этот путь не для меня. Понял, что с таким тренером и в такой обстановке шансов прогрессировать не будет никаких.
Вскоре тренер юношеской сборной России Александр Кузнецов представил Радимова своему коллеге из ЦСКА Геннадию Костылеву. И на предложение того переехать в Москву футболист ответил согласием. А как иначе, если по одну сторону "баррикад" - Терешонков, а по другую - кумир детства Павел Садырин?
- Мама не хотела, чтобы я в 16 лет уезжал в другой и такой огромный город. И сделал я это в первую очередь из-за Садырина, - вспоминал в нашем разговоре Радимов. - Помню, приезжаю в Москву утром в день финала последнего Кубка СССР "Спартак" - ЦСКА. Встречают нас с Хохловым на вокзале и везут на базу ЦСКА в Архангельское. А там ведут в комнату к Садырину, при одном виде которого у меня закружилась голова. И Павел Федорович говорит: "Вот уехал Татарчук, сейчас хочет вернуться. А зачем нужен Татарчук, если есть Радимов?" В этот момент я понял, что очень хочу играть в этой команде. Жаль, что вскоре Садырин ушел в сборную и поработать с ним нам так и не довелось, хотя в раздевалку ЦСКА после матчей он по старой памяти заходил нередко.
Вопрос по переходу из "Смены-Сатурна" решился просто - путем призыва в армию. В ту пору подобные привилегии у футбольного ЦСКА еще были. И в 94-м о юном армейском даровании заговорили столь же восторженно, как до Радимова - о Добровольском, а после - об Измайлове, Сычеве, теперь - Дзагоеве.
Так Радимов и "проехал" на раннем этапе своей карьеры мимо "Зенита". Впрочем, в 95-м, когда Садырин вернулся в команду, чтобы вывести ее из первой лиги в элиту, его в "Зенит" попытались пригласить.
Правда, довольно нелепо. Степан Крысевич, один из помощников Садырина, позвонил Радимову на базу ЦСКА и заявил, что игрок... обязан вернуться в родной город и помочь ему завоевать место в высшей лиге. И даже продиктовал ему текст письма на имя тогдашнего президента ЦСКА Виктора Мурашко.
Вот только ЦСКА к тому времени уже стал для 19-летнего вундеркинда родным клубом. Более того, Радимов уже выступал у Олега Романцева в сборной России. Переход в первую лигу при таких обстоятельствах стал бы огромным шагом назад. В ответ на попытки это объяснить Крысевич пообещал сделать игроку в "Зените" любые условия. И тут Радимов не выдержал: "Хорошо, давайте я буду жить в Зимнем дворце и ездить на тренировки на "Авроре". На другом конце провода раздались короткие гудки.
После Euro-96 Радимов уехал в "Сарагосу". А затем - в московское "Динамо", болгарский "Левски", самарские "Крылья Советов".
Виталий Мутко, ставший президентом "Зенита" в середине 96-го и желавший собрать в команде всех талантливых воспитанников питерского футбола, не раз "закидывал удочки" на Радимова. Будущий президент РФС ухитрился пригласить его в команду даже после финала Кубка России-99, в котором его "Зенит" обыграл "Динамо" с Радимовым в составе.
Эти попытки долго были безуспешными. Но в конце 2002-го у Радимова, к тому моменту капитана "Крыльев", случился конфликт с главным тренером самарцев Александром Тархановым. Уезжать из Самары, где у него сложились великолепные отношения и с партнерами, и с болельщиками, Радимов тем не менее не желал. И, отправляясь на переговоры с Мутко, был уверен, что предложения не примет.
Но дар убеждения Мутко взял свое. Из его кабинета Радимов спустя два часа вышел игроком "Зенита", а спустя всего полгода Властимил Петржела (назвавший Радимова в своей книге "гениальной фигурой") сделал его капитаном. Пройдет совсем мало времени - и никому из питерских болельщиков не нужно будет расшифровывать аббревиатуру ВНК. То, что она означает - "Влад - наш капитан", станет для них азбукой.
Надев повязку в "Зените", Радимов стал отстаивать его интересы еще более яро, чем когда-то - ЦСКА. А делать это порой приходилось против бывшей команды. В 2004-м именно по мотивам знаменитой драки стенка на стенку в матче "Сатурн" - ЦСКА, после которой были дисквалифицированы всего по два игрока из каждой команды, он произнесет свое знаменитое "КДК - дебилы!". В ответ КДК оставит его на пять матчей без футбола, но он по сей день не жалеет о тех словах. Потому что вслух, пусть и грубо, произнес то, о чем думали очень многие.
31 августа 2008 года в своем последнем поединке в карьере игрока зенитовец Радимов выиграл Суперкубок Европы у "МЮ". О таком он не мечтал, даже когда в 8 лет попал на золотой матч чемпионата-84 "Зенит" - "Металлист"...
Игорь РАБИНЕР