ФЕХТОВАНИЕ |
Виктор ЖДАНОВИЧ: "ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПЕРВЫЙ ТУРНИР БЫЛО ТРУДНО"
Виктор Жданович стал первым советским фехтовальщиком, которому удалось завоевать золотую медаль Олимпийских игр в личном турнире. Произошло это в 1960 году. А спустя почти 15 лет прославленный рапирист принял самое непосредственное участие в организации первой "Ленинградской рапиры".
- В начале 70-х годов прошлого столетия сам я уже не выступал, но стал одним из соорганизаторов "Ленинградской рапиры". В те годы в СССР не проводились серьезные международные турниры по фехтованию. А необходимость в этом уже назрела. И я, пользуясь авторитетом известного спортсмена, добился того, чтобы в 1974 году у нас состоялась "Ленинградская рапира".
Организовывать первый турнир было и трудно, и в то же время весело. Опыта у нас тогда не было. И над решением некоторых проблем пришлось поломать голову. К примеру, не было дерева для возведения помоста. Для этого была необходима доска "сороковка". Вопрос государственного уровня. Хорошо, нашлись спонсоры. Доску нам предоставил... директор фабрики по изготовлению валенок. Из своего фонда выделил средства на приобретение леса. И соревнования благополучно состоялись.
-Сейчас рапиристы сражаются на дорожках Зимнего стадиона. А где проходил первый турнир?
- В административном здании стадиона "Динамо", расположенного на Крестовском острове. Узкое помещение, неудобное. Зато свободное. На турнир приехало множество спортсменов, ведь соревнований международного уровня в те годы проводилось не так много. А наши фехтовальщики, даже среднего звена, не попадавшие в состав сборной СССР, были очень сильными. Так что приезжали к нам с удовольствием - за приобретением опыта.
К сожалению, Международная федерация фехтования в организации практически не помогала. Сами же мы с трудом собирали средства на проведение "Ленинградской рапиры", а потому она вскоре перекочевала в Киев. К счастью, турнир удалось вернуть в Петербург. И, на мой взгляд, проводится он здесь на самом высоком уровне. Спортсмены в город на Неве приезжают с таким же удовольствием, как раньше.
-Насколько изменилось с тех пор фехтование?
- Вы затронули больную для меня тему. Оно настолько изменилось, что мне не хочется его смотреть. Фехтование родилось из боевого искусства. И обидно видеть, как оно уходит от своих истоков. В свое время была придумана рапира - как тренировочное оружие, с которым легко могли управиться и подросток, и девушка. Но все же это было боевое оружие! Никто во время тренировки не делал приемов, которые не подошли бы для боя. Это сидело на уровне подсознания.
Сейчас же это не имеет значения. Я могу нанести укол в "сердце", а соперник "шлепнет" меня по воротнику. Но сигнал сработает в обоих случаях, хотя уколы, их качество, будут разными. Когда я это вижу - душа болит. Болит не за питерское фехтование - как раз камень в огород Михаила Рыдника я бросить не могу. Переживаю за фехтование мировое.
Иногда думаю: может, стоит создать новый вид фехтования, близкий к боевому? Но кто этим будет заниматься? Все стараются достичь спортивного результата любым способом. А это значит, что вмешаться в происходящее может только Международная федерация фехтования. Нужно поставить спортсмена в такие условия, чтобы необходимость в некоторых приемах сошла на нет естественным путем.
Ирина ВАСИЛЬЕВА |
Санкт-Петербург |