ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
ИЩЕМ ХИДДИНКА ДЛЯ СУДЕЙ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
С удейские ошибки, как известно, - часть футбола. Но ни одним руководящим документом не определено, какого размера должна быть эта часть. Минувший тур отчетливо дал понять: влияние некачественного арбитража на результаты матчей в России довольно существенно.
На днях отшумел скандал с судьей Малым, который с высоты своего почти двухметрового роста не приметил "слонов" в белой и бордовой форме, входивших при исполнении пенальти в штрафную площадь в матче "Зенит" - "Москва". Условия эпизода были почти лабораторными. Судья, однако, эксперимент провалил.
В Казани рефери Попов не увидел, как Акинфеев хватал за ногу Бухарова в армейской штрафной. В матче "Спартак" - "Крылья Советов" арбитр Безбородов не засчитал гол Быстрова, забитый плечом. Высокие судейские методики разграничивают зоны человеческого организма, относящиеся в футбольном смысле к руке, либо не относящиеся. Если то, чем забил Быстров, согласно этим методикам, - рука, с таким же успехом можно отменять голы, забитые спиной или животом. Впрочем, судья в момент удара Быстрова находился сзади футболиста, и об истинной точке соприкосновения тела с мячом мог лишь догадываться.
А вот неделей ранее, во время визита в Грозный ЦСКА, тот же Безбородов ни о чем догадываться не захотел и дал команду продолжить игру, когда мяч нашел в штрафной ЦСКА руку Алдонина. Чтобы развернуться и указать на точку, ему потребовалось радиоуказание лайнсмена.
Минувшее воскресенье. Снова Грозный. Снова рука в штрафной - на этот раз у защитника "Терека" во встрече с "Зенитом". Да такая, что фол Алдонина в сравнении с ней кажется пионерской невинностью. Свисток арбитра Каюмова молчит. Но игра, однако, не продолжается. Дело происходит на 93-й минуте, поэтому обиженный "Зенит" бросает каторжные попытки сравнять счет и устремляется всей командой к Каюмову. Пенальти питерцы не добиваются, зато эмоциями фонтанируют вовсю, вымещая на Каюмове обиду словесно и физически.
В этот момент рефери допускает вторую методическую ошибку. Если он уверен в своей правоте, одного-двух зенитовцев, включая Денисова, судья был просто обязан удалить. Но Каюмов не уверен, поэтому позволяет мять себя, как резиновую игрушку, и обзывать последними словами. Перед ним - горячий "Зенит". Вокруг - горячие трибуны. Жарко между двух огней? А кто говорил, что будет легко?
Обилие спорных и очень спорных судейских решений в последних матчах заставляет говорить в первую очередь о системных просчетах. Арбитры - люди с подвижной психикой. Дабы эту психику разгрузить, клубы обязались не писать жалоб в первом круге сезона-2009. Где плоды этой моральной помощи? Где подлинное судейское раскрепощение, ведущее к верховенству правил?
Все ведущие футбольные инстанции периодически устраивают семинары, на которых классифицируют виды нарушений и стандартизируют действия арбитров в типовых ситуациях. На какие стандарты ориентироваться российским клубам, попадающим за одинаковые нарушения под разные наказания? Может, им нужно составлять и штудировать талмуды с перечислением особенностей каждого российского судьи? Тоже не гарантия успеха: один и тот же российский рефери вполне может принять разное решение по одинаковым эпизодам в зависимости от минуты матча, на которой оно произошло, или стадиона, на котором проводится встреча.
Каков же выход? Как справляться командам с этой бедой, именуемой "частью игры"?
Поскольку разбираем мы сейчас, хочется верить, не предвзятость, а пробелы в судейском мастерстве, выход для арбитров только один - ленинский: учиться, учиться и учиться. А для РФС и КФА - учить. Но, судя по тому, как идет этот процесс, проблем в обучающих организациях не меньше, чем в среде обучаемых.
Единой методики снова нет. Судейские казни с помилованиями зависят от степени гнева того или иного начальника либо от варианта трактовки этим начальником далеко не совершенных уставов и регламентов. Судья Гвардис, коварно проморгавший лишнего легионера в "Зените", был грозно сослан в дальний чулан. И пока он там томился, губернатор Калининградской области вручил ему медаль за "добросовестный труд, высокий профессионализм, большой вклад в развитие футбола". Сразу и не поймешь, кого больше оценил губернатор таким образом - судью или людей, его наказавших.
Егоров обиделся. Захаров ушел. Между тем в нынешнем чемпионате уже был случай, когда с назначением арбитра на один из матчей возникли проблемы - отсутствовали свободные судьи нужной квалификации. Почему бы тогда нам не приглашать изредка иностранных арбитров, как это было несколько лет назад? Знаю, они нервировали наш судейский корпус, заставляли российских рефери чувствовать недоверие к себе. А сегодня - полное доверие. И что - лучше стало?
Больше скажу: не факт, что и нового главу судейского корпуса нужно выбирать из связки "Зуев - Левников". Или из бывших судей. Или из россиян.
В апреле свою кандидатуру на пост главы российского КФА предлагал известный в прошлом голландский арбитр Дик Йол. Достойная кандидатура? Откуда нам знать. Разве его предложение в РФС кто-нибудь рассматривал?
С похожей проблемой мы уже сталкивались несколько лет назад, подбирая тренера для сборной. Нам нужен был в первую очередь продукт не нашей системы, а уже потом - квалифицированный, харизматичный специалист, которых, между прочим, хватает и в России.
Отечественный судейский корпус - тоже система. Куда более кулуарная, устоявшаяся, закрытая, чем тренерский цех. О принципах существования этой системы, условиях выживания в ней и эволюционного отбора лучших догадываются многие. Стоит ли удивляться, что на выходе мы имеем не слишком качественный продукт? И не с этого ли надо начинать, привлекая для расчистки авгиевых конюшен новых, независимых людей?