ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Александр ПРОСВЕТОВ
В РЕШАЮЩИЙ ПОХОД ЗА МАКАРАПАМИ
К нам снова приехал дорогой Гус Герритович, что, если прибегнуть к пафосному штилю, знаменует начало решающего этапа борьбы за путевку на ЧМ-2010. А поехать в ЮАР нашим любителям футбола хочется. И поболеть там, то есть себя показать, и на людей посмотреть. Как на приезжих, так и местных с их пронзительными дудками вувузелами и макарапами - шахтерскими касками, исписанными призывами и увенчанными затейливой и иногда весьма громоздкой футбольной символикой.
"Макарапа" значит "рабочий-иммигрант": гастарбайтеров из соседних государств всегда было много на юаровских шахтах. На футбол люди ходили в касках, чтобы уберечь голову от камней да бутылок, а в 1970 году некоему Альфреду Балойи вздумалось украсить свой головной убор, после чего этот болельщик "Кайзер Чифс" вошел в историю под прозвищем Микеланджело. Теперь макарапы, как и вувузелы, часть южноафриканского футбольного фольклора. Вместо шарфов.
После приезда с Кубка конфедераций мне довелось отвечать на вопросы радиослушателей "Маяка". Ведущие программы сформулировали тему разговора так: "Готовы ли вы поехать в ЮАР?" И ни один из позвонивших не ответил отрицательно. Допускаю, правда, что те, кто по каким-либо причинам в путешествие на край земли не собираются, просто-напросто не сотрясали эфир. Но факт остается фактом: российские болельщики полны надежд и настроены позитивно, несмотря на криминальные "страшилки" и ожидаемые проблемы с транспортом.
Кубок конфедераций был вообще-то слабой проверкой: на ЧМ-2010 ожидают до 450 тысяч зарубежных гостей, а на минувшем турнире их было порядка тысячи. Иностранные и, в частности, итальянские флаги на трибунах не должны вводить в заблуждение: ими размахивали в основном местные жители.
Впрочем, описывая разные страсти-мордасти, я ориентировался на Йоханнесбург и в меньшей степени Преторию, где, собственно, и проходил турнир. Преступность высока также в портовом Дурбане. В Кейптауне же, скажем, она ниже. Хотя все равно надо держать ухо востро, держаться, по возможности, охраняемых или контролируемых полицией с помощью видеонаблюдения зон и "не заплывать за буйки".
…Впервые я посетил ЮАР осенью 1990 года, то есть за полтора года до установления дипотношений с Россией. Еще был жив СССР, но кое-какие контакты налаживались. Мое тогдашнее тассовское руководство пожелало интервью с министром торговли, промышленности и туризма Кентом Дюрром, который посетил нашу страну и вел беседы о возможной помощи в преодолении последствий чернобыльской катастрофы. Интервью по телефону из Намибии, где базировалось отделение ТАСС, южноафриканская сторона отмела, и я, прихватив семью, отправился на машине в ЮАР.
И куда, вы думаете, мы первым делом поехали? Конечно же, в йоханнесбургский центр, эдакий клон Манхэттена, который прежде доводилось видеть "на картинках". У подножия небоскребов, однако, оказалось многолюдно и грязно. Супруга заглянула в магазин знакомой фирмы и поразилась скудости выбора по сравнению с намибийским Виндхуком. От взгляда не ускользнуло, что белых вокруг почти не было.
Потом мы искали автомобиль. Я уже был готов звонить в полицию, когда обнаружил его на соседней улице-близнеце - перепутали серые башни. "Куда вас занесло! - сказали позже знакомые. - В том районе слоняться совсем не рекомендуется".
Этот рассказ к тому, что в ЮАР желательно заранее выяснить на месте, что можно, что… не то чтобы нельзя, но береженого бог бережет. Лучше для вас же самих, право, обойтись без экстрима.
Транспортная проблема тоже остра прежде всего в Йоханнесбурге, странном городе, где гуляют в магазинах, а за пределами торгово-развлекательных оазисов тянутся автомагистрали. Кстати, с дорогами в ЮАР дело обстоит хорошо. С другой стороны, самолеты из аэропорта "Оливер Тамбо", который обслуживает Йоханнесбург и Преторию, летают в Кейптаун как минимум раз в час: 9.00, 10.00, 11.00… Но и в промежутках между этими "00" обычно вклинивается парочка рейсов. Разобраться, словом, можно. А вувузелы, трубившие на Кубке конфедераций, как стадо взбесившихся слонов, не очень станут докучать: на ЧМ-2010 местные болельщики не будут составлять абсолютное большинство. Российским любителям футбола хочется в ЮАР. Сколько их там будет, зависит от сборной.