ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ГРАН-ПРИ
Главным событием мужского турнира стало сокрушительное поражение чемпиона мира Брайана Жубера. В родных стенах он сумел стать лишь четвертым. А победил японец Нобунари Ода.
ОЛИМПИЙСКИЙ СЕЗОН ЖУБЕР НАЧАЛ С ПРОВАЛА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Парижа |
В ПОЛЬЗУ КАЧЕСТВА
Традиционный для последних лет спор между сложностью и качеством закончился однозначно в пользу второго. Ода, как и еще восемь спортсменов из 12, заявил в произвольной программе прыжок в четыре оборота, но исполнять его не стал. Его выступление тем не менее стало безусловным украшением турнира. Программа "Чаплин", поставленная японцу Николаем Морозовым, ударила точно в цель: на фоне серьезных музыкальных композиций Жубера и чеха Томаша Вернера Ода предстал перед публикой маленьким, смешным человечком, откровенно иронизирующим как над самим собой, так и над окружающим его, не всегда дружелюбным миром. И, подобно Чаплину, заставил зал грустить и смеяться.
Легкость и ирония крошечного японца сопровождались, впрочем, солиднейшим техническим запасом. Ода не сделал ни одной ошибки в прыжках, выполняя их как бы играючи, и его техническая оценка составила 86,43 - почти на 14 баллов больше, чем у Вернера, ставшего в итоге вторым.
Воспринимать эту победу как выдающуюся мешало одно: отсутствие четверных прыжков. Существующая система судейства давно доказала, что эта составляющая отнюдь не гарантия успеха. И все-таки показателем по-настоящему мужского катания многие до сих пор считают именно ее. В том числе и сами фигуристы.
О четверных прыжках после выступления говорил Вернер. Сокрушался, что не сумел без ошибок выполнить всю программу, но подчеркнул: особенно доволен тем, что и в короткой программе, и в произвольной успешно справился с каскадами 4+3.
Единственный российский участник Сергей Воронов тоже говорил о четверных. В произвольной программе спортсмен не справился с этим элементом, но заметил: "Все равно нужно делать. Другого пути нет".
На прыжки делал ставку и Жубер. Француз включил в предварительную заявку сразу три прыжка в четыре оборота. Правда, не сумел показать ни одного. Как, кстати, и в катастрофически проваленной короткой программе - там чемпион мира "запорол" три прыжковых элемента из трех.
Чемпион мира в танцах на льду Максим Ставийский, который вместе с супругой и партнершей Албеной Денковой работает с Жубером в этом сезоне, выглядел изрядно раздосадованным. Сказал даже: мол, теперь будет настаивать, чтобы его подопечный тренировался так, как привыкли танцоры, то есть катать произвольную программу целиком на каждой тренировке.
Ставийского можно было понять: на тренировках Жубер прекрасно справлялся со всеми элементами. Но - по отдельности. А вот в соревнованиях, безуспешно гоняясь за четверными, вынужденно принес в жертву одно из вращений (получил за него лишь первый уровень сложности), да и прочие непрыжковые части композиции получились смазанными. Одним словом - провал.
Воронов был расстроен не меньше. Сказал после выступления:
- С одной стороны, у меня многое получилось, но с другой - я стремлюсь не к шестым местам, а к первым. Но не смог даже попасть в тройку. А ведь это было реально. В целом прокат можно назвать неплохим, но он не принес мне удовлетворения. Я очень доволен своим выступлением в короткой программе. Не могу сказать, что испытывал восторг от занятого там четвертого места, но это был неплохой плацдарм для того, чтобы подняться выше. Увы, в произвольной не заладилось с заходом на четверной прыжок. Я как бы проскочил правильную дугу. Случись это на тренировке, наверняка сделал бы просто "бабочку". Здесь же заставил себя пойти на прыжок, удержался на ногах, но элемент откровенно не получился. Наверняка в этот момент впечатление от моего катания у тех, кто это оценивал, стало совсем другим. Мне же пришлось усиленно бороться с собой, чтобы выкинуть неудачу из головы и продолжать кататься, не думая о том, что все потеряно.
СПОР НЕ ЗАКОНЧЕН
Роль основной неудачницы женского турнира досталась двукратной чемпионке Европы Каролине Костнер. Короткую программу итальянка закончила с седьмым результатом, произвольную - с четвертым, но справилась она там лишь с одним (и то не самым сложным) прыжковым каскадом. Чем явно повергла в шок своего нового тренера - Фрэнка Кэролла.
Куда интереснее было наблюдать, чем закончится битва гигантов - японки Мао Асады и кореянки Ким Ю На. Короткую программу кореянка выиграла при колоссальном преимуществе в 17,12, хотя Асада сделала всего одну ошибку - не справилась со своим знаменитым тройным акселем и, соответственно, осталась без каскада.
Битва с акселями в произвольной оказалась более удачной. Мао безупречно выполнила первый прыжок, добавив к нему двойной тулуп. Но второй недокрутила - приземлилась на две ноги.
Кстати, парадокс: при том что тройной аксель справедливо считается в женском катании уникальным элементом, оценки отражают это мало. Базовая стоимость каскада Асады из акселя и двойного тулупа составила 9,5, а с надбавкой за качество исполнения спортсменка заработала на этой связке 10,5. Стоимость тройного лутца - тройного тулупа, с которых начинала программу Ким Ю На, - 10,0. С надбавками получилось 12.
Кореянка показала рекордный для женского катания результат, набрав в произвольной 133,95. Причем программа была исполнена с грубой ошибкой - в заходе на тройной флип спортсменка неожиданно остановилась и не стала прыгать. Но даже это не помешало ей выиграть у Асады почти 19 баллов. Общая разница между спортсменками составила 36,04.
При этом все понимают, что спор между японкой и кореянкой не просто не закончен, но по большому счету еще и не начат. В конце концов, Асаде в Париже просто не повезло.
ТАНЕЦ В ЖАНРЕ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО
Танцевальный турнир в Париже впору было именовать российским. Победителей канадцев Тессу Вирту/Скотта Моира выводила на лед Марина Зуева, серебряных призеров французов Натали Пешала/Фабьена Бурза готовил, как и в прошлом сезоне, Александр Жулин, а бронзовые награды достались подопечным двукратного олимпийского чемпиона Евгения Платова.
Превосходство Вирту и Моира оказалось подавляющим. Дело даже не во впечатляющей разнице баллов (канадцы опередили ближайших соперников на 16,07). Как сказала после выступления Зуева, вся работа с Тессой и Скоттом была направлена на то, чтобы выиграть Олимпийские игры в Ванкувере с самого начала сезона. Точнее, даже с прошлого: то, что фигуристы представят на суд публики лирический произвольный танец на музыку Густава Малера, было решено год назад. Поскольку именно лирика, или, как уточнила Марина, драматический романтизм, - та самая ниша, в которой Вирту/Моир чувствуют себя наиболее комфортно.
Расчет оправдал себя. Произвольный танец в исполнении чемпионов выглядел заметно более "сырым", нежели оригинальное фламенко, но обе программы "звучали", безусловно, по-чемпионски.
Выступление двух российских дуэтов на фоне сильнейших имело все шансы остаться незамеченным, если бы не совершенно выдающийся произвольный прокат Екатерины Рублевой и Ивана Шефера под занавес турнира. Их танец под лирическую песню Мирей Матье и Шарля Азнавура получился скорее в жанре показательного - в том смысле, что совершенно не хотелось следить ни за исполнением технических элементов, ни считать обороты в твиззлах и вращениях. Хотелось просто наслаждаться непринужденностью и эмоциями. Но за этой легкостью на самом деле стояла невероятная сложность. Технической оценкой Рублева и Шефер опередили всех, кроме Вирту/Моира и Пешала/Бурза. В произвольном танце они заняли четвертое место, финишировали в итоге пятыми, и это при том, что в первом виде программы танцоры были "задвинуты" судьями (более точного слова не подобрать) аж на восьмую позицию.
Причиной подобной нелепости стал пресловутый рейтинг, о котором я уже писала в первом репортаже. Не для прессы это подтвердил даже один из ключевых людей в судейской бригаде, которому правилами ISU вообще возбраняется давать какие-либо интервью на протяжении соревнований. Подтвердил: большинство судей, по его впечатлению, руководствуются в первом виде программы именно рейтингом, а отнюдь не тем, что видят на льду.
Но таковы правила: вводя в обиход понятие рейтинга, международная федерация преследовала в общем-то благую цель: добиться, чтобы ведущие фигуристы выступали как можно чаще. А получился абсурд. Например, второй российский дуэт - Кристина Горшкова/Виталий Бутиков - набрал свои рейтинговые очки в юниорских и второстепенных взрослых турнирах. В то время, как Рублева и Шефер выступали два предыдущих сезона в основной сборной и имели значительно меньше стартов.
Еще более смехотворная ситуация сложилась в женском турнире, где лидером по рейтинговым очкам (при двух чемпионках мира, к слову) оказалась Каролина Костнер. Но если в одиночном и парном катании существуют прыжки, на которых, случается, падают так, что не спасают уже никакие предварительные табели о рангах, то по танцам рейтинг ударил наиболее сильно.
Именно поэтому выступление Рублевой и Шефера в Париже и вызвало колоссальное уважение. Далеко не всем фигуристам удается выкарабкаться, будучи почти сброшенными в пропасть.
Trophee Eric Bompard
Париж . Мужчины. 1. Ода (Япония) - 242,53. 2. Вернер (Чехия) - 229,96. 3. Риппон (США) - 219,96. 4. Жубер (Франция) - 207,39. 5. Понсеро (Франция) - 205,74. 6. ВОРОНОВ - 204,45.
Женщины. 1. Ким Ю На (Корея) - 210,03. 2. Асада (Япония) - 173,99. 3. Накано (Япония) - 165,70. 4. Жанг (США) - 153,15. 5. Жиль (США) - 151,92. 6. Костнер (Италия) - 147,63.
Танцы на льду. 1. Вирту/Моир (Канада) - 197,71. 2. Пешала/Бурза (Франция) - 181,64. 3. Керр/Керр (Великобритания) - 177,11. 4. Самуэльсон/Бэйтс (США) - 158,07. 5. РУБЛЕВА/ШЕФЕР - 155,54. 6. Наварро/Бомментре (США) - 150,29. 7. ГОРШКОВА/БУТИКОВ - 145,96.