ХОККЕЙ
КУБОК КАРЬЯЛА-2009
Владимир МОЗГОВОЙ
ХОРОШО ТРЕНИРУЕМ
Хорошо подготовили Гудлера? Замечательно, а Вайнхандля еще лучше, иначе бы шведский форвард не возглавлял список лучших бомбардиров КХЛ. А разве плохо смотрятся Ролинек и Васичек, Умарк и Хювянен, Брендл и Блатак?
Выглядели бы неважно - не получили бы приглашения в свои сборные. И таких приглашенных на Кубок "Карьяла" (и, естественно, имеющих неплохие шансы попасть в Ванкувер) чешских, шведских и финских легионеров из Москвы и Ярославля, Казани и Нижнего Новгорода, Магнитогорска и Омска, Нижнекамска и Мытищ набралось две дюжины. Целая команда, и вполне приличная.
Мы еще не забыли, кто остановил победную поступь сборной России на первом этапе Евротура и помешал ей утвердиться на традиционном в последние годы первом месте. Правильно - новобранец московского "Динамо" Иржи Гудлер (две шайбы и два реализованных буллита, в том числе победный), а также его шведские одноклубники Умарк, Харью и Вайнхандль.
Не исключено, что в Хельсинки нашим от "наших" же снова достанется. Практически все, призванные из клубов КХЛ хоккеисты, - лидеры европейских топ-сборных, играющие в сильнейшей на континенте лиге, получающие прекрасную практику и хорошие деньги. Свидетельствует это о прогрессе КХЛ? Несомненно. Усиливает ли это конкурентов? Безусловно. Труднее россиянам будет в Евротуре? Без сомнения. Хорошо ли это? Скорее да, чем нет, хотя…
Лет пятнадцать назад такие вопросы не поднимались за отсутствием звезд из числа легионеров. Тогда другое больше волновало - зачем тренировать на свою голову конкурентов из ближнего зарубежья? И это, кстати, стало одним из факторов, способствовавших исчезновению Межнациональной хоккейной лиги. Потребовалось много лет, чтобы обрасти мускулами, набрать вес и не ставить интересы сборной в прямую и жесткую зависимость от подобного рода вопросов.
Но это не значит, что вопросы полностью исчезли. Они в каком-то роде вечные. Ну, хорошо, Евротур - не показатель, к нему в его закоснелом варианте надо относиться легче, как к хорошему тренингу. Сильнее соперники - серьезнее проверка. Они нас лучше узнают, играя в открытом чемпионате России, - но и мы их тоже изучаем, это процесс взаимно обогащающий. Не говоря уже о том, что силу чемпионата КХЛ (а значит, и интерес к нему) во многом поддерживают легионеры.
Легко, однако, рассуждать, поигрывая двумя золотыми медалями и находясь по этой причине в слегка благодушном состоянии. Нас ведь еще иностранные кахээловцы серьезно не наказывали. А вдруг осечка - ну не на Олимпиаде, так на чемпионате мира (хотя почему не в Ванкувере - полтора десятка человек из финского призыва вполне могут попортить нам кровь на олимпийском турнире)? Или другой вариант - вдруг подножка от ближайших соседей, которые целыми командами готовятся к серьезным турнирам в рамках нашего замечательного чемпионата?
Думаю, тогда благостный тон несколько изменится. Мы еще не настолько сильны и великодушны, чтобы дать порезвиться взращенным в нашей же системе конкурентам. Мы еще не настолько устали от побед, чтобы аплодировать чужому успеху. Мы еще даже не разобрались (по большому счету) в приоритетах в системе "клубы - лига - сборная".
Постулат "сильные клубы - сильная сборная" раньше легко трансформировался в "сильная лига - сильная сборная", но в свете изменившейся структуры и усложнения причинно-следственных связей уже не смотрится единственно верным и заведомо положительным. Сегодня он может выглядеть скорее так: "сильная интернациональная лига - сильные сборные". Именно сборные, а не одна наша возрожденная чудо-команда.
Но это в корне меняет дело, не правда ли? Готовы ли мы к подобному смещению акцентов и насколько далеко простирается наш альтруизм? Проблема не сводится только к дискуссиям по поводу лимита на легионеров (в том, что он нужен и достаточно жесткий, убеждает пример из соседнего баскетбола: временная эйфория от обилия иностранных звезд сменилась депрессией, а депрессия по определению носит более долговременный характер). Чем крепче будет становиться лига, тем больше будет вопросов - на ином, нежели раньше, уровне.
В НХЛ, которая может служить образцом интернационализма и толерантности, подобные проблемы, пусть скрыто, тоже проявляются. Да, Овечкина, Малкина, Ковальчука будут обожать вне зависимости от того, сколько неприятностей они принесли (и принесут?) той же Канаде. Гордость за то, что такие великие игроки прославляют и пропагандируют их лигу, можно сказать, доминирует над ревностью. Отчасти еще и потому, что даже олимпийский хоккейный турнир (Ванкувер по понятным причинам - исключение) для Северной Америки не является "важнейшим из искусств", а институт сборных - скорее помеха, которую приходится терпеть.
Но у нас-то пока еще не так?