ШАХМАТЫ
Владимир КРАМНИК: "НЕСМОТРЯ НА БОЛЕЗНЬ, МОГ ЕЩЕ ПРИБАВИТЬ"
Эта беседа с 14-м чемпионом мира состоялась на 11-м этаже московского отеля Ritz-Carlton сразу после окончания классической части IV Мемориала Таля, которую Владимир Крамник блестяще выиграл.
ПОБЕЖДАТЬ В МОСКВЕ ОСОБЕННО ПРИЯТНО
- Владимир, вначале несколько слов о том, как для вас сложился турнир.
- Все сложилось на редкость удачно и в какой-то мере странно. Уже после 1-го тура - после партии с Карлсеном - я заболел. Обычно в таком сильном турнире, когда играешь с температурой, у тебя редко когда хорошо получается. Но у меня почему-то игра шла очень хорошо, несмотря на болезнь. Конечно, я к турниру готовился и чувствую, что сейчас нахожусь в неплохой шахматной форме, но все же то, что я показал такой приличный результат, будучи больным (пришлось принимать таблетки от жара даже во время партии!), является для меня откровением.
- Результат "+3" для победителей турниров 21-й категории в общем-то довольно типичный. Каспаров с таким результатом выиграл знаменитый "Лас-Пальмас-1996", а Топалов - "Бильбао-2008". Вы довольны своим результатом? Или могли набрать и больше очков?
- Думаю, это был не просто сильнейший турнир в году, но и один из сильнейших в истории шахмат вообще. Тем не менее свои "+3" я набрал с определенным запасом. Даже мог еще парочку партий выиграть. Стоял на выигрыш с Карлсеном, да и с Гельфандом в один момент. Но, с другой стороны, в чем-то немного и повезло.
В итоге, думаю, результат по игре. И в то же время чувствую, что выложился не полностью, мог еще прибавить, и это меня воодушевляет. То есть во всех отношениях турнир в Москве сложился для меня на редкость удачно. И хочу особо подчеркнуть, что в Москве выиграть такой выдающийся турнир мне особенно приятно.
- Не поразило вас, как безропотно в последнем туре Ананд белыми проиграл Ароняну?
- Поразило. Тем более что Ананд известен хорошей подготовкой. Похоже, у Виши складывается комплекс Ароняна. Он с ним очень плохо играет. Почти у каждого шахматиста есть свои неудобные соперники. Я подошел к Левону и говорю: "Расскажи, как ты заставляешь Анада играть с тобой в силу индийского кандидата в мастера?!" Аронян смеется: "Заплати, тогда расскажу".
Но если отбросить шутки, то, кроме этой странной партии, играл-то Ананд в Москве очень хорошо. До последнего тура претендовал на первое место. И неудача в партии с Ароняном нисколько не ставит под сомнение его высокий класс.
- А у вас есть неудобные соперники?
- У меня, к счастью, их нет. Когда-то давно был Алексей Широв, но я преодолел этот комплекс и сейчас с ним уже в плюсе.
- Как вам понравились правила, действовавшие на турнире, согласно которым на ничью можно было соглашаться лишь после санкции арбитра?
- Мне кажется, эта проблема надуманная, но если организаторы хотят, чтобы участники рано не соглашались на ничью, то лучше ввести более жесткие, так называемые "софийские правила". Потому что, при всем уважении к арбитрам, мне было совершенно непонятно, почему разрешили соглашение на ничью в партии Леко - Иванчук. Заключительная позиция совершенно не подходила под данные правила…
- Как мне объяснили, пока Леко думал, соглашаться ему или нет, он потратил почти все время, и когда все же решил согласиться с предложением Иванчука, то арбитры не запретили это сделать из "гуманных" соображений, ведь у него оставалось мало времени…
- Все это несколько странно. И хотя лично для меня такой проблемы не существовало - я все партии играл до конца, - думаю так: если уж вводить антиничейные санкции, то лучше, чтобы соперники вообще не имели возможности вести переговоры о ничьей за доской.
- Как думаете, неудачная игра в Москве Петра Свидлера и Александра Морозевича связана с тем, что они до этого выложились на командном чемпионате Европы в Сербии?
- Безусловно! Когда тебе за 30, два тяжелых турнира подряд на одном уровне провести сложно. Энергетика уже не та. Зная это, я построил свой график таким образом, чтобы перед Мемориалом Таля у меня было время для отдыха и подготовки. А за сборную России обязательно сыграю на Всемирной шахматной олимпиаде, которая состоится на будущий год в Ханты-Мансийске. Причем обязательно построю свой график выступлений в 2010 году с прицелом именно на Олимпиаду. Чтобы прийти к этому соревнованию свежим. И призову остальных членов команды поступить так же. Потому что если мы хотим выиграть Олимпиаду - а мы очень хотим ее выиграть! - то надо от чего-то отказываться, чтобы прийти к соревнованию во всеоружии.
ОБЩЕНИЕ С КАСПАРОВЫМ ВАЖНО ДЛЯ КАРЛСЕНА
- Когда вы играли в Дортмунде, то еще не знали, что Магнусу Карлсену помогает Гарри Каспаров. Но в Москве вам это уже было известно. Сейчас много говорят и пишут о том, что Каспаров передал ему свою мегабазу с 17 тысячами вариантов: дескать, это может здорово помочь юному норвежцу. Что вы об этом думаете?
- Ну все разговоры о мегабазах - это, конечно, для публики. (Смеется.) Это, как раз не имеет никакого значения. Дело не в вариантах, а в том, что в таком возрасте, в котором сейчас пребывает Карлсен, у тебя много энергии, свежая голова, организм восстанавливается очень быстро, но тебе элементарно не хватает знаний и опыта. За счет чего тебя "старики" в результате и опережают. Я помню, что уже и в 18, и в 19 иногда обыгрывал Каспарова, но в целом мне не хватало как раз знаний и опыта.
Конечно же, Каспаров, который играл со всеми нами, может объяснить Магнусу, как надо действовать и с Анандом, и со мной, и с Топаловым, какими дебютами ему стоит заняться, а какие не подходят ему по стилю. Думаю, их сотрудничество носит именно характер общения, что очень важно для юноши. Если бы у меня в свое время был такой человек, тогда, может быть, я стал бы чемпионом мира и раньше. Уже задолго до сотрудничества Карлсена с Каспаровым было ясно, что у норвежца талант чемпионского калибра, но это их общение способно помочь Магнусу завоевать титул быстрее. Скажем, не в 27 лет, а в 23.
- А в 20 лет Карлсен может стать чемпионом?
- Может стать, а может и не стать. Я не могу гарантировать, что он вообще станет когда-либо чемпионом мира. Сейчас многие говорят о том, что Карлсен - будущий чемпион, как о чем-то само собой разумеющемся. Но стать чемпионом очень непросто.
Нынче у Магнуса появился спонсор, и в его действиях стали проявляться элементы пиар-кампании. На самом деле Карслен, на мой взгляд, еще уступает "старикам" - Ананду, мне, Топалову. Да и если бы, скажем, состоялся матч Аронян - Карлсен, я бы в данный момент скорее поставил на Ароняна. Однако, повторяю: то что у юноши талант чемпионского калибра, было ясно, уже когда ему было 15 лет.
- Вы уже почувствовали по каким-то признакам в игре Карлсена "руку Каспарова"?
- Результатов какой-то глобальной шахматной работы я пока не заметил, хотя Магнус стал разумнее ставить партию. Что при таком таланте, конечно же, дало результат.
ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ БУДЕТ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ
- После этого турнира ваш отрыв в рейтинге от ближайших преследователей, которые конкурируют с вами за попадание в матч-турнир претендентов, составляет порядка 30 очков. Что, похоже, на сто процентов обеспечивает вам участие в претендентских соревнованиях?
- Пока еще ста нет. Процентов на 99 я там. Но не стоит говорить "гоп", пока не перескочишь.
- Я для себя ориентировочно прикинул состав претендентского матч-турнира. Это Ананд или Топалов (в зависимости от того, кто проиграет в их матче), Камский, Аронян, Карлсен, вы, победитель Кубка мира (угадать совершенно невозможно!), второй призер "Гран-при" (Гашимов, Раджабов, Ван Юэ или Гельфанд), ну и номинант организаторов (Гашимов или Раджабов).
- Это в том случае, если турнир пройдет в Баку...
- А вы сомневаетесь?
- Да, мне кажется, что в планах ФИДЕ все еще может поменяться. Я уже к этому привык.
- Ну хорошо, если допустить, что ориентировочно состав будет именно таким, как я его себе представил, то как расцениваете свои шансы?
- Турнир будет очень сильный. Но не сильнее того, который только что закончился в Москве. И у меня есть потенциал для того, чтобы выиграть такой турнир. В то же время я отлично понимаю, что и у других участников, которых вы назвали, тоже есть потенциал для успеха. Поэтому - что тут особо рассуждать? Я буду серьезно готовиться для того, чтобы победить в этом турнире и выйти на матч с чемпионом мира. Настроен позитивно, но гарантировать тут никто ничего не может.
- В претендентских соревнованиях, как я знаю, предусмотрены микроматчи. Вам такой формат лучше подходит, чем круговой турнир типа Сан-Луиса-2005 или Мехико-2007?
- Пока я об этом не думаю. В любом случае, какая бы формула ни была, матчевая система или круговой турнир, надо быть хорошо готовым и хорошо играть в шахматы.
- До турнира претендентов еще больше года, а в каких ближайших турнирах вы намерены принять участие?
- Через две с половиной недели у меня турнир в Лондоне, если, наконец, я получу визу.
- А что, есть проблемы?
- Да там сейчас всем неохотно дают визы. Но я надеюсь все же ее получить и сыграть в лондонском турнире. Затем - турнир в Вейк-ан-Зее. Я уже подписал контракт с организаторами. Очень надеюсь переломить неприятную для меня тенденцию и, во-первых, не заболеть в Голландии, где обычно сильно простужаюсь, а во-вторых, выиграть турнир в Вейк-ан-Зее. Я его выигрывал лет десять тому назад, а с тех пор у меня там всегда неудачно получается. Но в этот раз хочу взяться серьезно.
Потом, как обычно, Монако. А дальше все будет зависеть от сроков турнира претендентов. Но в любом случае у меня в планах участие во Всемирной шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске, где, повторюсь, мы приложим все силы, чтобы сборная России выиграла золотые медали.
ШАНСЫ АНАНДА В БОЛГАРИИ РЕЗКО ПОНИЖАЮТСЯ
- Когда мы в июле говорили с вами в Дортмунде, еще не было ясности в том, где состоится матч Ананд - Топалов. Теперь известно, что он пройдет в Софии. Как оцениваете шансы участников?
- Я бы так сказал: фаворит Ананд, а выиграет Топалов. Учитывая то, что матч будет проходить в Болгарии, шансы на сохранение титула у индийского гроссмейстера резко понижаются. Ананд - взрослый человек, и он отдает отчет в своих действиях, но я бы на его месте ни за что не согласился играть в Софии.
- Морозевич недавно в одном из своих интервью сказал, что ему не скучно играть без Топалова ни в Москве, ни в любом другом турнире. А вы не скучаете по игре с Топаловым?
- Я уже привык играть в турнирах без Топалова. В турниры, которые, так скажем, подконтрольные его менеджеру г-ну Данаилову, меня не приглашают, а в турнирах, где играю я, избегает участия Топалов. Но, как я уже говорил, с удовольствием сыграю с ним. У меня нет оснований избегать встречи с ним.
- Если бы Мемориал Таля был частью системы "Большого шлема", вы, как его победитель, были бы автоматически приглашены на итоговый турнир "Мастерс" в Бильбао и там, скорее всего, с Топаловым встретились бы. Как вам такая перспектива?
- Если организаторы Мемориала Таля решат, что это им нужно, то почему бы и не войти им в эту систему? Но мне кажется, что московский супертурнир сейчас по силе, по организации, по финансовому обеспечению выдвинулся в число самых престижных турниров в мире. Чего не скажешь об итоговом турнире "Большого шлема": "Мастерс" в Бильбао в этом году был урезан до четырех человек и выглядел как пародия на супертурнир. Кроме того, вся организация "Большого Шлема", как мне представляется, находится под влиянием г-на Данаилова, и соответственно там приглашают "своих". Кто-то играет, кто-то не играет, полной объективности нет. Если уж они хотят играть роль настоящего "Большого Шлема", то политика и личные пристрастия должны отойти в сторону и не влиять на объективные факторы. Пока же я к их "Большому Шлему" отношусь скептически.
- Какие планы на вторую половину Мемориала - на чемпионат мира по блицу?
- Я люблю блиц, и когда свеж, то играю в него неплохо. В прошлом году едва не выиграл блицтурнир. Но в этом году классический турнир отнял у меня слишком много сил. Было очень много нервных, тяжелых партий, и вопрос в том, успею ли я восстановиться. Посмотрим, как пойдет. Но при всем уважении к выдающимся блицерам, которые собрались в этот раз, я сюда приезжал в основном для того, чтобы хорошо выступить в классической части Мемориала. А блиц - это уже больше шоу, развлечение, и для меня он является лишь дополнением к основной части Мемориала Таля.
Юрий ВАСИЛЬЕВ