Газета Спорт-Экспресс № 265 (5142) от 24 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 ноября 2009 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СВОЯ КОЛОНКА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

ДЕТИ ТАЛЯ

Жанна, дочь 8-го чемпиона мира, как отмечают абсолютно все, кто хоть раз ее видел, очень похожа на своего отца. И не только внешне.

Вот ее признания, которые она сделала автору этих строк:

- Когда папа умер, я не хотела жить. Главная стена, которая невидимо держала меня все мое детство, рухнула. У папы был дар говорить пару слов, может, и незначительных, и тогда все жуткие проблемы сразу блекли и становились ерундой.

…Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, как папа думал, чувствовал. Я становлюсь похожей на него. И, видимо, повторяю его ошибки. До сих пор, что бы я ни делала, первое, о чем думаю: а что папа подумал бы об этом? А что он мне посоветовал бы? Гордился бы он мною или наоборот?

…Мне до сих пор кажется, что он жив, просто уехал на очередной турнир…

Сын Таля - Гера (так просит себя называть Георгий Михайлович Таль) - внешне не похож на своего прославленного отца, но его убийственное остроумие в сочетании с необыкновенно мягким и добрым взглядом на жизнь поневоле заставляют вспомнить Михаила Нехемьевича.

Меня тронули простота и открытость, с какой Гера говорил об отце:

- Считается, что время лечит. Или залечивает. Но с каждым годом, с каждым месяцем отца не хватает все больше и больше. Может быть, из-за того, что я уже не взрослею, а старею, ощущение утраты, нехватки этого человека становится все глубже и глубже. Я очень часто вижу отца во сне. Причем в деталях: ощущаю его запах, чувствую прикосновение. Ощущение его присутствия - это то, что превалирует во всех воспоминаниях…

Гера - стоматолог. Живет в Израиле. Эмигрировал еще при жизни отца.

У Жанны судьба сложилась причудливо. После смерти Михаила Таля его вдову Ангелину Таль вместе с дочерью пригласил в Германию один большой поклонник великого шахматиста. Причем поклонник этот был уже тяжело болен, жить ему оставалось недолго.

За полтора месяца до своей смерти он и Ангелина Таль оформили брак. Ангелина и Жанна смогли остаться в Германии. Дом, доставшийся им в наследство, был обложен ипотечными кредитами и требовал большого ремонта. Его пришлось продать за бесценок.

Жанна Таль окончила в Германии высшую театральную школу и, кроме того, училась в кельнской консерватории. Играла на сцене театра небольшого городка Зигбург между Бонном и Кельном. В репертуаре были и Гете, и Шиллер, и авангард. От ее русского акцента не осталось и следа.

Полтора года назад Жанна вернулась домой в Ригу.

Все началось с того, что она стала приезжать в Ригу пообщаться с друзьями. А потом - как-то незаметно - поняла, что не может уже из этого города уехать. Здесь ее друзья. Ее родина. Могила отца.

Жанна и ее брат Гера основали в Риге фонд Михаила Таля. Цель которого - поднимать шахматы в Латвии. 9 ноября 2009 года, в день рождения Михаила Нехемьевича, в 22-й средней школе Риги, в которой он учился, Жанна и ее сподвижники провели общелатвийский школьный Мемориал Таля.

- Были 48 детей со всей Латвии, но, конечно, большинство из Риги, - рассказала мне Жанна Таль. - Все прошло очень хорошо. Нас морально поддерживала рижская Дума, участвовала в награждении. Была пресса, было радио, все было очень достойно. Папе было бы приятно.

Наш разговор с Жанной не мог не коснуться и того, что "папе было бы неприятно".

- Сначала недобросовестные люди лишь намекали, потом чуть ли не все поголовно стали открытым текстом говорить, что мой папа - не сын своего отца, чуть ли незаконнорожденный, - волнуясь, сказала дочь Таля. - Я знаю, что мой папа безумно любил своего отца Нехемия. Когда Нехемий умер, у папы от шока отнялись ноги, и его носили в турнирный зал в кресле. Или такой вот факт. Недавно мы с мамой нашли старые документы и сравнили папину подпись и подпись Нехемия. Настолько похожи! Ну просто одна к одной! Я считаю, если папа всю свою жизнь считал своим отцом Нехемия и так сильно его любил, как можно навязывать людям сплетни, которые никто не может подтвердить?! Тем более выдавать их за факты, которые чуть ли не общеизвестны. Это чудовищная низость и хамство!

А мне хочется добавить: вдвойне низость. Вдвойне хамство. Потому что Михаил Нехемьевич Таль не может сейчас защитить имя и честь - свою и своего отца.