ХОККЕЙ
Спецкор "СЭ", побывавший на нескольких матчах "Сан-Хосе", рассказывает о лучшей тройке НХЛ, отправляющейся в Ванкувер в составе сборной Канады, - Марло - Торнтон - Хитли.
ТРИ ГОДЗИЛЛЫ ИЗ КАЛИФОРНИИ
Игорь РАБИНЕР |
из Сан-Хосе |
ЛУЧШЕЕ ЗВЕНО В ЖИЗНИ
- Вы знаете какие-то советские тройки нападения?
Я совсем бы не удивился, поставь этот мой вопрос форварда "Сан-Хосе Шаркс" и олимпийской сборной Канады Патрика Марло в тупик. Советского Союза не существует уже больше 18 лет, а последнее из его легендарных звеньев, ларионовское, завершило свою славную общую биографию и того раньше - чемпионатом мира 1989 года. Марло тогда было девять лет, и рос он на семейной ферме возле городка Анероид, провинция Саскачеван. Где Анероид - и где "трус не играет в хоккей"?
И тем не менее канадец, с которым мы разговаривали в раздевалке HP Pavilion, тут же воскликнул:
- KLM, верно?
Верно, Патрик. Маленькую проверку на эрудицию в области мирового хоккея вы выдержали. Переходящее знамя понятия "звено" передавать вам не стыдно. За три Олимпиады с участием энхаэловцев ни точно в нашей, ни, насколько помню, в других топ-сборных не было троек, целиком составленных из хоккеистов одного клуба. Был, правда, шанс увидеть в Солт-Лейк-Сити 2002 года тройку братьев Буре и Виктора Козлова, выступавших за "Флориду" и блестяще отыгравших в таком сочетании одну из All Star Game. Но Козлов перед самой Олимпиадой выбыл из-за травмы, и компанию братскому дуэту составил Жамнов.
А теперь на Олимпиаду едет канадская тройка из "Сан-Хосе". О которой наш полномочный представитель в "Акулах" Евгений Набоков говорит:
- Если будем встречаться с Канадой, я обязательно поговорю об этой тройке с ребятами, и если это будет интересно штабу, и с тренерами. Не мое дело давать инструкции, как их нейтрализовывать. Но рассказать какие-то вещи изнутри я смогу. А то, что они играют очень здорово, - однозначно.
Для верности спрашиваю Марло:
- Это лучшее звено в жизни, в котором вы играли?
И слышу однозначное:
- Да.
- Уже ждете возможности продемонстрировать таланты вашей тройки на Олимпиаде?
- Конечно! Очень надеюсь, что нам дадут сыграть вместе и показать то, чему мы научились в этом сезоне.
- Майк Бэбкок уже сказал вам, что сыграете в одном звене?
- Как я понял, начнем вместе. Надеюсь, что дела пойдут хорошо и нас не разлучат.
РЕЦИДИВ "ГЛАМУРНОГО ХОККЕЯ"
Итак, позвольте представить. Центрфорвард Джо Торнтон. 30 лет, 193 см, 107 кг, обладатель "Харт Трофи" - приза самому ценному игроку НХЛ сезона-2005/06, а также "Арт Росс Трофи" - самому результативному хоккеисту лиги того же сезона, победитель Кубка мира-2004, лучший распасовщик лиги нынешнего сезона. Правый нападающий (ранее - левый) Дэни Хитли. 29 лет, 191 см, 100 кг, самый результативный игрок сборной Канады за всю ее историю, победитель Кубка мира-2004, чемпион мира 2003 и 2004 годов, самый ценный игрок мировых первенств 2004 и 2008 годов. Левый нападающий (ранее - центральный) Патрик Марло. 30 лет, 188 см, 100 кг, лучший бомбардир, снайпер и распасовщик в истории "Шаркс", победитель Кубка мира-2004, чемпион мира 2003 года, третий снайпер нынешнего регулярного чемпионата.
Первое, что бросается в глаза, - габариты. С обратной стороны заградительного стекла первая тройка "Шаркс" смотрится, как три Годзиллы, готовые смести все и вся со своего пути. На деле это не совсем так - но об этом позже.
Решил сравнить антропометрические данные звена Торнтона все с той же КЛМ. И оторопел. Средний рост торнтоновцев - 190 см при весе 102 кг, тогда как ларионовцев - 176 см и 83 кг. Если брать общую сумму, то различие это выражается в 58 килограммах. Это - вес здорового юноши.
- Все трое парней крупны, - говорит главный тренер "Шаркс " Тодд Маклеллан. - Это важнейший момент. Потому что размеры позволяют им подкреплять свои технические способности физической мощью.
- Габариты помогают вашему звену забивать и выигрывать? - спрашиваю Марло.
- Безусловно. Мы стараемся максимально использовать свой рост и вес, чтобы создавать моменты у чужих ворот. И тренер нас к этому постоянно призывает.
Призывы Маклеллана, как показали три увиденных мною матча, доходят не всегда. Злую шутку с игроками первой тройки "Акул" играет то, что каждый из них техничен и способен как забить, так и отдать голевой пас. Соответственно, периодически у них возникает желание сыграть в гламурный хоккей. Почти бесконтактный, с упором на голое мастерство.
Так, к примеру, было в первом периоде матча с конкурентом за лидерство в Западной конференции - "Чикаго". Тройке Торнтона противостояла малогабаритное, но очень быстрое звено Кейн - Тэйвз - Брауэр. Прессинговать, применять силовые приемы, размазывать соперников по бортам лидеры "Шаркс" поначалу ленились. И чикагцы раз за разом улетали от них как на крыльях.
После перерыва и вероятной взбучки от Маклеллана, конечно, на второй период вышла другая команда. И действовать то же первое звено стало куда агрессивнее и жестче. Все тут же поменялось. И все же в третьем периоде пару раз вновь случились рецидивы "гламурного хоккея". Забавно было видеть, как лучшую тройку сезона в НХЛ на минуту с лишним запирали в собственной зоне без малейших шансов отобрать шайбу.
Нечто похожее произошло и в поединке с "Детройтом". Тут, правда, поначалу все было наоборот: как раз в первом периоде у Торнтона и К о шло как по маслу. И именно потому, что они не стеснялись играть в корпус. И бросать, а не пытаться по-советски завести шайбу в сетку. Каждый в конце концов должен заниматься своим делом.
Оба гола "Детройту" получились близнецами: Хитли со средней дистанции что есть силы швырял, молодой вратарь "Ред Уингз" Ховард отбивал снаряд перед собой, а первым на добивании оказывался растолкавший оппонентов по правилам Торнтон.
Проблема в том, что на этом суперзвено вместе со всей остальной командой решили, что жизнь удалась. И бросать, и применять силу, и вообще играть - все перестали! По полпериода порой звезд "Сан-Хосе" видно не было - словно за пивком в магазин отлучились.
Все это говорит об одном: ни о какой неуязвимости первого звена "Шаркс", бесполезности сопротивления ему говорить не стоит.
РАЗДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ - КАК В РУССКОЙ ПЯТЕРКЕ
Маклеллан в нашей беседе рассуждал:
- Нельзя выигрывать или проигрывать только из-за одного звена. Надо, чтобы пользу команде приносили и остальные три. Если этого нет, то одна тройка, даже самая блестящая, результата не сделает. Поэтому допускаю два случая, при котором трех больших мастеров однажды все-таки придется разлучить. Первый - если разладится что-то во взаимодействии у них самих. Второй - если слабо будут играть остальные сочетания. В этом случае лидеров придется разлучить, чтобы их усилить.
- Собирались ли поставить Хитли в одно звено к Торнтону и Марло, как только заполучили первого из "Оттавы"? - спрашиваю Маклеллана.
- Да, такой вариант имел смысл с самого начала. Как только мы услышали, что Дэни станет "акулой", возникла мысль поставить всех вместе. С этим планом мы входили в сезон - но тут получил травму центрфорвард Джо Павелски, и мы вынуждены были подкорректировать замыслы. Марло пришлось играть в центре другого звена. Но с тех пор, как Павелски вернулся, и появилась возможность поставить Торнтона, Марло и Хитли вместе, они уже не разлучались.
Вполне возможно, что перепады в игре первого звена "Шаркс" в последних матчах объяснялись отсутствием из-за травмы четвертого канадского сборника - защитника Дэна Бойла. Недаром Набоков говорит:
- Бойл играет в первом звене одну из решающих ролей. Если бы его не было, все в атаке приходилось бы организовывать, отходя глубоко назад, Торнтону и Марло. И тогда кого-то не хватало бы впереди. А так есть Бойл, который приносит огромную пользу в большинстве и при переходе от обороны к атаке. Звено забивает так много, потому что соперники не знают, кого закрывать.
Главный тренер сборной Канады Майк Бэбкок наверняка включит Бойла в одну пятерку с другими "акулами" - не враг же он себе. Невозможно говорить о трех форвардах в отрыве от играющих с ними защитников. Не случайно, когда я попросил Маклеллана сравнить эту тройку со звеньями советских времен, главный тренер "Шаркс" начал вот с чего:
- С удовольствием вспоминаю время, когда входил в тренерский штаб "Детройта" и работал с тем же Игорем Ларионовым. Но там русские играли не так, как тройка Торнтона, а полновесной пятеркой. Никто не занимался только обороной или только атакой, все пятеро великолепно контролировали шайбу, стараясь держать ее максимум времени. Первое звено "Шаркс" играет несколько иначе - оно готово терять шайбу чаще, зато применяет прессинг в чужой зоне и берет напором и сокрушительностью. Игорь и Русская Пятерка не любили часто делать это.
Тем не менее, по наблюдению Маклеллана, разделение функций в двух столь разных тройках на удивление схоже:
- Игорь был мозгом и глазами той пятерки - как сейчас Торнтон. Слава Козлов здорово бросал и умело открывался в свободных зонах - как Хитли. А Сергей Федоров обеспечивал скорость, как Марло.
- Вообще как вы объясните феномен звена Торнтона? Далеко не всегда ведь три звезды образуют классное сочетание.
- Джо, безусловно, классный распасовщик. А его мощные габариты позволяют ставить корпус, контролировать шайбу, не подпуская к ней соперников. Патрик придает звену элемент скорости и стабильно хороший бросок. Дэни потрясающе нацелен на ворота, также обладает прекрасным броском и способен проникать даже в самые маленькие щелочки, которые допускают в своей обороне соперники. Добавим сюда габариты - и получим целое сочетание ингредиентов, которое мне очень нравится.
Марло разделение функций формулирует со свойственной ему скромностью:
- Джо - великолепный распасовщик. Хитли - большой снайпер. В то же время считаю, что его диспетчерские способности многими сильно недооцениваются. Эти парни проделывают потрясающую работу, а я стараюсь дополнить их в той степени, в какой могу.
О том, кто является ключевой фигурой в звене, четко говорит Набоков:
- Однозначно - Торнтон. Человек с невероятным видением площадки и игровым чутьем.
- Означает ли это, что рядом с ним способен забивать кто угодно, как это в сезоне-2005/06 произошло с Джонатаном Чичу (этот в общем-то рядовой форвард тогда стал лучшим снайпером сезона в НХЛ с 56 голами, - Прим. И.Р.)?
- (Смеется.) Конечно, Джо влияет на партнеров очень положительно. Но Патрик все-таки другой. Он всегда был способен много забивать, и в прошлом сезоне отправил в ворота соперников 38 шайб, не играя вместе с Торнтоном. Больше 30 голов у него было и при Роне Уилсоне - без Джо, но с Селянне.
Но одно дело - 38 за целый сезон, и другое - к моменту олимпийского перерыва. На самом деле перемена, случившаяся в этом сезоне с Марло, обсуждается в "Сан-Хосе" особенно живо. Ведь еще год-два назад он не рассматривался как кандидат на поездку в Ванкувер. А теперь его место там вызывало мало сомнений.
КАК ХОРОШО НЕ БЫТЬ КАПИТАНОМ
О Марло, которого в России знают не так хорошо, как того же Хитли, следует рассказать поподробнее. Был задрафтован "Шаркс" в 97-м году под общим 2-м номером (под 1-м в том же году по иронии судьбы "Бостон" выбрал Торнтона). Все 11 сезонов своей энхаэловской карьеры провел в "Сан-Хосе". С середины сезона-2004/05, который команда начала со смены капитанов каждый месяц, на его груди постоянно красовалась буква "С".
А нынешним летом, после провала обладателей "Президент трофи" в первом круге плей-офф, эту букву у Марло отобрали, отдав ее ветерану Робу Блэйку. И по удивительному совпадению после этого Марло вовсю начал забивать...
В беседе с Марло я не мог не затронуть эту тему.
- Болезненно восприняли потерю капитанства в межсезонье?
- Нет, это не проблема. Меня интересует только одно - помогать команде выигрывать.
- Говорят, это решение вас раскрепостило. Согласны?
- Нет.
- Сегодня, занимая ведущие позиции в списке голеадоров НХЛ, ставите перед собой цель выиграть "Морис Ришар Трофи"?
- Конечно, выиграть состязание снайперов было бы здорово. У меня два суперпартнера по звену, которые помогают делать это. Без них ни на что подобное можно было бы не рассчитывать. Но я стараюсь не заморачиваться на эту тему.
- Кто ваш любимый снайпер в НХЛ?
- (После паузы.) Возможно, Габорик.
- Почему не Овечкин, Кросби или Ковальчук?
- Мне нравится игра всех этих парней. Но скорость Габорика - это что-то потрясающее!
- А главным фаворитом Олимпиады кого считаете?
- По-моему, такого нет. Каждый может победить каждого - в зависимости от того, твой это будет вечер или нет.
- Не сомневались, что попадете в Ванкувер?
- В такой сборной, как Канада, ни в чем нельзя быть уверенным до объявления состава (смеется). Тем более что я последний раз играл за нее на чемпионате мира 2005 года.
Вопрос Набокову:
- Результативность Марло связываете с игрой в одной тройке с Торнтоном или с тем, что он перестал быть капитаном?
- И с тем, и с другим. Патрик, человек по натуре очень тихий и спокойный, сейчас действительно раскрепостился. Но и его сочетание с Джо, конечно, большой плюс.
- Усматриваете ли взаимосвязь между высокой результативностью Марло и лишением его капитанства? - спрашиваю Маклеллана.
- Мне кажется, в объединении двух этих фактов присутствует перебор. Индивидуально Патти остался таким же мастером, каким был. Да, давления без буквы "С" на него теперь оказывается меньше. Но 38 голов он в прошлом году забил, являясь капитаном.
- А перевод из центра на край на его результативности как-то сказался?
- Патрик на гораздо более постоянной основе, чем раньше, стал играть с Джо. Рядом с ним Марло стал гораздо более уверенным в себе игроком. Тройка действует разнообразно. Все трое все время меняются местами, и Марло это явно нравится. Постоянная смена мест позволяет звену быть особенно непредсказуемым.
СОДРУЖЕСТВО ТРЕХ ЛЕВШЕЙ. КАК В КЛМ!
У этой непредсказуемости есть еще одна любопытная особенность. Все трое - левши. Такое встречается редко, и я спросил Маклеллана:
- Это не затрудняет их игру?
- В чем-то, наоборот, облегчает. Поясню. Когда в звене есть и левши, и правши, наблюдается тенденция к "стоячему" хоккею: игрокам удобно принимать шайбу в статичном положении. Здесь же приходится постоянно перемещаться - иначе, например, в одно касание не бросишь. И это сбивает с толку соперников.
Что-то мне все это до боли напомнило. Я решил перепроверить в североамериканских источниках. И точно! У Макарова, Ларионова и Крутова - точно так же, как у Марло, Торнтона и Хитли - в игровых характеристиках написано: "Shoots left". В обоих случаях - магическое содружество трех левшей!
Впрочем, канадским до советских еще далеко. Что и неудивительно: последние играли вместе около десятилетия, первые - два месяца. В чем же состоят их главные проблемы, помимо уже упомянутого желания периодически играть в "гламурный хоккей"?
Во-первых, тройка не очень быстра. С ней не нужно бодаться, от нее нужно убегать. Обратной стороной больших габаритов является недостаток скорости, которым и воспользовались живчики из "Чикаго". Когда я после матча спросил об этом Маклеллана, тот честно ответил:
- Особенно больно нас в этом матче било собственное плохое владение шайбой. Но и скорость соперников, наверное, тоже.
Во-вторых, креативность того же Торнтона порой зашкаливает за все разумные пределы. К примеру, отдать в средней зоне пас не глядя, за спину - для него норма. Как следствие - немалое количество "обрезов", перехватов и контратак.
Конечно, можно допустить, что к матчам Олимпиады Торнтон подойдет более ответственно, чем к поединкам регулярного чемпионата НХЛ, но мне показалось: игра на грани риска, а порой и за гранью, является неотъемлемой частью действий как лично центрфорварда, так и его тройки.
А значит - если нам доведется встретиться с канадцами в Ванкувере, надо будет заставить ее перейти эту грань. Ничего невозможного в этом нет.