Газета Спорт-Экспресс № 35 (5208) от 18 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER -2010

ЛЫЖИ

Интервью специальному корреспонденту "СЭ" дал главный тренер сборной Канады, призвавший в конце января отстранить сборную России по лыжным гонкам от участия в международных соревнованиях из-за непрекращающихся допинговых скандалов.

Дэйв ВУД: "НЕ Я ОДИН СЧИТАЮ, ЧТО У РОССИЙСКИХ ЛЫЖ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ"

Сергей БУТОВ

из Уистлера

Похож ли главный тренер сборной Канады по лыжным гонкам Дэйв Вуд (которого, к слову, у нас постоянно пытались "разжаловать" то во врача, то в рядового тренера) на главного тренера сборной Швеции по биатлону Вольфганга Пихлера?

Чисто внешне - очень. Сходство усиливает еще и то, что на голове 55-летнего Вуда, работавшего раньше машинистом поезда, нашла приют точно такая же нелепая вязаная шапочка, как у его коллеги из Швеции.

Что же касается сходства внутреннего, то в размышлениях об этом нам просто не от чего оттолкнуться, кроме как от факта жесткой критики России, на которую с разницей в год публично пошли оба.

Российским лыжникам Вуд известен неплохо. Наставник отечественной сборной Юрий Чарковский охарактеризовал канадца как вечно недовольного человека, любящего на каждом "собрании капитанов" поскандалить на ровном месте и по любому поводу. При этом сам Вуд, что вы узнаете из интервью, считает Чарковского чуть ли не своим другом. Оставим выяснение личных отношений им самим. Важно другое. Вуд, как в свое время и Пихлер, не побоялся вызвать на себя огонь заявлением о том, что российский спорт (в данном случае - лыжный) болен. А значит, имел на то свои резоны. О которых нам просто необходимо знать, потому как взгляд со стороны чаще всего бывает полезен.

Интервью это состоялось во вторник. Готовясь к нему, я хотел задать Вуду как можно более острые вопросы и получить на них по возможности не менее острые ответы. Насколько это удалось, судить вам.

- Мистер Вуд, ваше заявление, сделанное накануне этапа Кубка мира в Кэнморе, получило широкую огласку в России. Было ли оно сделано на эмоциях или вы остаетесь при своем мнении и сейчас?

- Остаюсь. И могу повторить, что команду из страны, в которой регулярно ловят людей на допинге и никто ничего не может с этим поделать, не стоило допускать до участия в Олимпиаде. Пусть в этой стране сначала проведут расследование, выявят причины постоянных скандалов и устранят их.

- Вас удивила столь негативная реакция на ваши слова в России?

- Ну как сказать. Допускаю, что мог кого-то разозлить. Но мне все равно. В Канаде гонщиков тестируют на допинг раз в неделю. А порой и чаще. Вы думаете, нас не злит, что мы постоянно озабочены этим вопросом, в то время как спортсменов какой-то страны регулярно ловят на допинге? Причем злит не только сам факт положительных проб, но и полное ощущение, что никаких изменений в этом вопросе не предвидится.

- Вы считаете, что нужно вести речь об организованном приеме допинга? Или это единичные случаи, с которыми не могут справиться лыжная федерация или национальная антидопинговая организация?

- Не знаю. Понятия не имею о том, что происходит в России. Да мне и не нужно этого знать. Я сужу по тому, что вижу. Русские спортсмены постоянно попадаются на допинге, и так продолжается не первый год. Новые положительные допинг-пробы, дисквалификации... Мне кажется, этого вполне достаточно, чтобы сделать определенные выводы.

- Вы думаете, что отстранение лыжной сборной России от участия в международных соревнованиях - единственно возможная мера, которая остановит появление новых положительных проб?

- Прекрасно понимаю, что это самое болезненное решение. Но если лыжная федерация России не может взять ситуацию под контроль, лично мне непонятно, почему такое решение до сих пор не принято.

- Не так давно знаменитый в недавнем прошлом финский лыжник Мика Мюллюла признался, что действительно употреблял допинг. Ожидаете ли вы аналогичных признаний от тех российских атлетов, которые подверглись дисквалификации?

- У меня нет какого-то мнения на этот счет. Заявление Мюллюлы я слышал. Знаю, что у него сейчас серьезные проблемы в личной жизни, на фоне которых признание в употреблении допинга выглядит почти ерундой. Не могу представить, насколько тяжело дался ему этот шаг, но подозреваю, что ему было нелегко пойти на него.

- Если кто-либо из россиян станет олимпийским чемпионом Ванкувера, лично вы будете считать эту победу "чистой"?

- Вы задаете слишком острые вопросы. Одна из самых худших тенденций, появившихся в спорте в последнее время, - подозревать в приеме допинге всех и каждого. Это касается не только лыжных гонок. Причем чем лучше спортсмен выступает, чем сильнее подозрения в его адрес. Тем более это касается атлетов тех стран, где периодически возникают допинговые проблемы. Как было бы прекрасно, если бы мы приходили на гонки и наблюдали за зрелищем, а не задумывались о каждом - обманщик он или нет. Одно знаю точно: мне очень не понравится, если канадский лыжник завоюет медаль, а про него кто-то скажет, что он сделал это нечестным путем.

- Вы оказались единственным человеком в мире лыжных гонок, публично выступившим против сборной России. Как вам кажется, вы одиноки в своем мнении о том, что россиян не следовало допускать к Играм?

- Нет.

- Откуда вам это известно?

- Я это точно знаю. Многие из моих коллег, возглавляющие сборные своих стран, понимают, что у российской лыжной федерации существуют определенные проблемы, и думают, что ей пора начать их решать.

- Главный тренер сборной Швеции по биатлону Вольфганг Пихлер, критиковавший российскую биатлонную сборную, признался, что получал угрозы от неизвестных лиц по электронной почте. Вы с такими вещами не сталкивались?

- Нет.

- Если завтра объявят о пяти положительных пробах, скажем, норвежских лыжников, вы тоже выступите с заявлением, что норвежской сборной лучше не выступать на Олимпиаде?

- Да. Я прекрасно понимаю подоплеку этого вопроса. Поэтому объясню свою позицию еще раз. Когда возникают такого рода проблемы, задача федерации заключается не в том, чтобы констатировать их и выписывать дисквалификации, а предпринимать попытки устранить их. Я бы даже сказал, что это не задача федерации, а ее обязанность. Если этого не делается, международная федерация или любой другой орган, обладающий достаточными полномочиями, должен принять жесткое решение. Когда проблема будет устранена, я первым скажу": "Добро пожаловать обратно".

- Когда Ивана Бабикова, еще на Играх в Турине выступавшего за сборную России, а ныне защищающего цвета канадского флага, спросили, приходилось ли ему когда-либо испытывать в России давление относительно приема запрещенных препаратов, Бабиков сказал, что не хочет говорить об этом. Вы никогда не обсуждали эту тему с Иваном?

- Никогда. И не буду, потому как я не собираюсь переводить наши отношения с Иваном на такой уровень. Сейчас Иван точно такой же член сборной Канады, как и все остальные, и мы делаем все для того, чтобы ему было с нами хорошо. Впервые Бабиков попал в поле моего зрения еще десять лет назад, в юниорском возрасте. Уже тогда у него в Торонто жила мать. Уверен, что в Канаду Иван перебрался из-за нее, а не в силу каких-то иных причин.

- Подытожим сказанное. Правильно ли я понял, что вы не испытываете ничего личного по отношению к сборной России, призывая ее к решению известных проблем?

- Абсолютно так. Я давно знаком с Юрием (Чарковским. - Прим. С.Б.). Он прекрасный парень, можно сказать, мой друг. Что я могу иметь против него лично?! Я против допинга. И двумя руками за то, чтобы медали на Олимпиадах разыгрывали "чистые" спортсмены.