Газета Спорт-Экспресс № 41 (5214) от 26 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER -2010

ХОККЕЙ

РОССИЯ - КАНАДА - 3:7

РОССИЯ НА ИГРАХ: ВСЕ ХУЖЕ И ХУЖЕ

Игорь РАБИНЕР

из Ванкувера

"Думаю, что сейчас на нас польется очень много грязи со стороны прессы, со стороны людей, которые ничего не понимают в хоккее".

Услышав эти слова из уст Александра Овечкина, я вначале не поверил собственным ушам. Глубоко уважая лучшего, по мнению большинства, хоккеиста в мире, который к тому же стал одним из немногих, кто нашел в себе смелость и силу выйти к прессе, я ожидал от него чего-то совсем другого. Например, извинений перед болельщиками из своей страны, потративших свою ночь на то, чтобы вместо сновидений увидеть растоптанную, растертую в пыль мечту.

Вместо этого блестящий хоккеист, взяв на вооружение принцип "Лучшая оборона - это атака", начал поиск врагов. Право, лучше бы он воспользовался этим принципом в самой игре. В матче жизни (так его по крайней мере в последние дни презентовала вся Канада), где обладатель приза лучшему игроку НХЛ двух последних сезонов не записал на свой счет ни одного очка при показателе полезности "минус два". Да и вообще ни разу по-настоящему не напомнил о себе, как это обязан делать настоящий лидер сборной. Даже силовым приемом, подобным тому, который отправил в нокдаун Яромира Ягра и перевернул ход встречи группового этапа с Чехией.

Вовсе не собираюсь выставлять Овечкина главным и тем более единственным виновником крушения при Ванкувере. Во-первых, во всех предыдущих матчах он проявлял себя сгустком энергии, вдыхающим эмоции во всю команду. А во-вторых, хоккей, как правильно заметил Вячеслав Быков, - игра командная, и ответственность за результат лежит на всех. Но недаром многолетний капитан сборной Вячеслав Фетисов сказал несколько дней назад в интервью "СЭ": "Я фанат Овечкина. Но судьбу игрока определяет конечный результат". И добавил: "В такой игре лидеры должны будут проявить свои лучшие качества. Это та самая игра, где суперзвезды должны сверкать".

Овечкин и его партнеры по сборной искренне любят свою страну и неравнодушны к ней и игре за нее, в чем мы уже много раз убеждались. Поэтому давайте не будем опускаться до дешевых обвинений в равнодушии и непатриотизме. Но слова Овечкина о "людях, ничего не понимающих в хоккее", увы, заставляют сделать вывод, что не совсем прав был Быков, когда перед началом Олимпиады ответил положительно на один мой вопрос.

- В декабре, после одного из поражений "Салавата Юлаева", вы заметили, что игрокам, дабы не заноситься, надо чаще бывать в детдомах, на заводах, видеть, как живут обычные люди. Убеждены, что эта сборная не оторвана от реалий, понимает и чувствует свою страну? - спросил я. Тренер ответил мгновенно:

- Абсолютно убежден.

Вопрос Быкову я задавал безо всякого подтекста. Теперь же этот подтекст возник сам по себе. Потому что проигрывать в страстной борьбе и так, как вчера ночью, - это две большие разницы, и реагировать на это поражение - тоже можно по-разному.

НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ

Право, если бы речь шла о посредственных хоккеистах, отправленных на съедение заокеанским волкам, интонация была бы совсем другой. Такой, к примеру, как после полуфинала футбольного Euro-2008, где россияне проиграли - 0:3 объективно более сильной Испании. Но в данном случае речь идет о группе сильнейших мастеров мирового хоккея. Проиграть Канаде у нее дома - незазорно. Но только в том случае, если команда сражается "до последнего патрона". А когда такие игроки, как Овечкин, Малкин и К о выбрасывают белый флаг на первых же минутах, никаких оправданий этому нет и быть не может. Быков (при том что претензий к его работе в этот день хватает) нашел в себе внутреннюю культуру и такт, чтобы первым делом извиниться перед болельщиками за такую игру. В отличие от многих игроков.

И вот уже после поражения от Канады тут же пошли разговоры, что некоторые хоккеисты-де регулярно посещали "Русский дом". Ну а где еще им было элементарно ужинать, если в Олимпийской деревне кормили, мягко говоря, посредственно? Что в этих походах дурного, если ни один человек не видел, чтобы игроки в "Русском доме" по ходу турнира нарушали режим?

Капитан сборной Белоруссии Руслан Салей в одном из интервью, напротив, посетовал, что российских хоккеистов не выпускают за пределы деревни. Информация, согласитесь, прямо противоположная вышеизложенной. Все это, вместе взятое, говорит о надуманности этой проблемы как таковой. Как, кстати, и в истории с поражением футболистов в Словении.

А вот назвать тот хоккей, который сборная показала в матче с Канадой, своими именами - то есть безответственным и недостойным своей истории - мы обязаны. Потому что таким он и был. Всю Олимпиаду и до нее мы слышали, что в нашей команде сложился замечательный коллектив (и ни одного опровержения этому не последовало даже после матча) - вот только отчего-то на льду в ключевом матче подтверждения этого красивого тезиса мы так и не увидели.

Зато получила подтверждение тенденция, что с момента разрешения игрокам НХЛ выступать на Олимпиадах из раза в раз наши хоккеисты выступают все хуже. В Нагано мы были вторыми, в Солт-Лейк-Сити - третьими, в Турине - четвертыми, а теперь не вышли в полуфинал. В плане сочинских перспектив вектор вырисовывается весьма занимательный.

ГИЛЬОТИНА НЕ НУЖНА

Начиная писать эти заметки, я испытывал чувство жгучего стыда. Потому что непредумышленно обманул читателей, написав со страниц "СЭ" два дня назад: "Из двух гигантов один останется без медалей. И нет гарантии, что им не будем мы. Гарантия есть только одна: стыдно нам за этот хоккейный олимпийский турнир не будет. Не верю я, что такая команда, как у нас сейчас, может быть разгромлена или просто даже без проблем обыграна".

Иногда сердце подсказывает самую точную оценку ситуации. Порой - вводит в заблуждение, как это и произошло на сей раз. При этом, уверен, слукавят и те, кто сейчас задним числом начнет утверждать: мы, мол, предвидели такую развязку. На самом деле ход олимпийского турнира не предрекал ни одной, ни другой крайности. И матч Россия - Канада стал отдельно взятой историей, не имеющей, скажем, к поединкам Россия - Чехия и Канада - США ни малейшего отношения.

И этой одной игрой, как выяснилось, можно уничтожить всю созданную предыдущими встречами командную репутацию. "Давайте теперь гильотину на Красной площади установим", - с горькой иронией сказал после матча Быков. Конечно, желающие прилюдной казни, хотя бы моральной, в нашей стране всегда найдутся. Для них не имеет значения, что этим хоккеистам еще играть и играть за сборную - и ни из кого другого костяк команды в Сочи составить будет невозможно. А потому, передавая сейчас игрокам и тренерам эмоции всей страны, нельзя убивать в людях желание играть за национальную команду. Сладких и вполне заслуженных речей после Квебека и Берна они наслушались уже достаточно - теперь же настало время познать не только розы, но и шипы.

Впрочем, людям в здравом уме "гильотина" и не нужна. Им хочется другого - понять, как такое стало возможно. Как нам ничего не нашлось ответить на стартовый штурм канадцев. Как хозяева погасили огонь нашего первого олимпийского звена. Как сборная, позиционировавшая себя как вполне себе силовая, сыграла в практически бесконтактный хоккей. Как мы были вчистую переиграны эмоционально, стратегически, тактически и физически.

ЦУНАМИ

В чем-то прав Быков, утверждая, что этот матч в первую очередь канадцы выиграли, и лишь во вторую мы проиграли. Цунами, которое бушевало над нашей половиной площадки весь матч, вряд ли имеет много аналогов в истории хоккейных матчей такого уровня.

В матчах со Швейцарией и США канадцы продемонстрировали негативную сторону игры на своем льду. Но потом, идеально использовав стыковой матч с немцами для разгона, включили на полные обороты позитивную.

Эти парни, выходя на матч с нами и понимая невозможность проигрыша, каким-то образом сумели отшвырнуть куда-то в сторону страх и робость. Они поймали дыхание своего безумного Canada Hockey Place и задышали в такт с ним.

Что такое для канадцев хоккей против русских, мы за эти недели наслушались достаточно. Каждый второй секьюрити в отеле или полицейский, завидев куртки или свитера с российской символикой, норовил тут же рассказать, где смотрел последний матч cуперсерии-72 и изложить связанную с этим душещипательную историю. Интересно, многие ли у нас помнят, где в тот момент находились? Или при каких обстоятельствах наблюдали за разгромом канадцев со счетом 8:1 в финале Кубка Канады 1981 года?

То-то же. Мы любим хоккей (тем более на таком расстоянии) в общем, а они - конкретно и до исступления. И для них-то упомянутая Быковым гипотетическая гильотина в случае поражения в четвертьфинале вырисовывалась вполне наглядно. В родных городах и селениях Саскачевана, Квебека и Онтарио их после такого фиаско накрыла бы такая волна позора и гнева, что жить с этим дальше было бы крайне непросто. Им абсолютно некуда было отступать.

А нашим, как верно заметил за два дня до матча Третьяк, поражение от канадцев на их льду великодушно простили бы. И оттого, что далеко, и потому, что наша оголодавшая прежде от многолетнего хоккейного неуспеха публика вдоволь насытилась счастьем Квебека и Берна. Не чувствуя разницы с Олимпиадой.

И она, публика, в этом не слишком виновата. Так думать посредством телевидения ее заставила пропагандистская машина. Щедрые подарки - каждому игроку по "мерседесу", - встреча с высшими лицами государства... И это - в общем-то за победу в турнире, где не участвуют все сильнейшие. Специально выяснял: в Канаде победы на чемпионатах мира и близко так не "пиарятся". Существует только олимпийский счет.

А ведь таким образом настоящий голод по хоккейной победе на Олимпиаде, каковых у нас не было уже 18 лет, был незаметно притушен и у игроков. На матч с Канадой, судя по игре и вялой реакции на буйство соперника, они вышли как на нечто обыденное. И были размазаны по льду, как манная каша.

ТРИ СБОРНЫЕ

Мы определенно зациклились на Квебеке и Берне - не понимая колоссальной разницы между Канадой образца ЧМ и Олимпиады (пусть даже в Турине мы канадцев и победили). Это у нас споры велись по двум, трем, максимум - пяти кандидатурам в ванкуверский состав. "Кленовые листья" же могут составить три примерно равноценные сборные. Выбор у них - несравнимо шире, чего мы видеть и понимать не желали. Как и того, что выбор этот они будут подчинять строгой системе и четкому распределению ролей, какого у нас при изобилии солистов и почти полном отсутствии "таскателей" рояля быть попросту не могло.

Из покорителей Квебека в среду против Канады у нас играли 16 человек. Из тех, кто брал Берн, - девять. Сравним с канадцами, которых из сегодняшнего состава в Квебеке было шесть, а в Берне - и вовсе трое. В обоих случаях у нас было практически трехкратное преимущество топ-игроков. Теперь положение сравнялось, и наше иллюзорное превосходство - исчезло.

Зато осталось чувство патриотизма, вызванное этими победами. Хорошее, не спорю, чувство - вот только которым на соревнованиях такого масштаба нельзя подменять тщательную подготовку и глубокие знания.

В ноябре Быков честно признался мне, что НХЛ знает не очень хорошо - сказав при этом, что важнее досконально знать собственную команду. Но, как выяснилось, на таком уровне важно все без исключения. У тех же канадцев люди знали все: состав группы менеджмента во главе со Стивом Айзерманом, работавшей над определением заявки сборной, методы и детали ее работы. Тренерский штаб состоит из четырех самостоятельных специалистов, у каждого из которых был и есть свой четкий участок работы. Видеотека и статистика в НХЛ поставлены так, что раскопать можно все и обо всех. И они - раскапывают. Не упуская деталей.

Мы же так до сих пор и не знаем даже ни одного имени скаутов, работавших на Быкова и Захаркина в НХЛ. В результате нет никакой уверенности, что неразбериха, возникшая с тем же исполнением буллитов в поединке со Словакией, - случайность.

Знания Канады, похоже, нам тоже не хватило. С главной звездой, Кросби, тренерский штаб посредством звена Дацюка справился (у всей тройки звезды "Питтсбурга" - ноль голов, тогда как у их российских оппонентов - гол Афиногенова и "плюс один" у каждого). Но проблема в том, что Майк Бэбкок, в свою очередь, наглухо закрыл Овечкина и его партнеров по звену с помощью Ричардса, успешно опекавшего нашу суперзвезду еще на молодежном чемпионате мира, и могучего защитника Уэбера. А нейтрализация Овечкина для России оказалась гораздо большей потерей, чем обезвреживание Кросби для Канады.

И вот почему. В нашем общественном сознании, которое, похоже, перенеслось в умы тренеров российской сборной, крайне мало внимания уделялось таким персонажам канадцев, как пара из "Анахайма" - Гецлаф и Перри. Между тем, когда за несколько дней до объявления окончательного состава Гецлаф получил травму, на ушах стояла вся Канада. Еще и потому, что при потере этого габаритного форварда половину эффективности терял его одноклубник и "однотроечник" Перри. Этим мощным и работящим парням, не слишком похожим на другие звенья канадцев, придавалось очень большое значение.

У нас же против этого звена канадцев чаще всего выходила не привыкшая в России к такому силовому давлению тройка полуживого к тому же Зиновьева. Результат? Два гола Перри, один - Гецлафа и один - Морроу (одна из этих шайб, правда, была забита звену Федорова). А у нас - по "минус три" у Никулина и Маркова и по "минус два" - у Зарипова, Зиновьева и Морозова. По сути, в этой микродуэли и была проиграна встреча.

НЕ ХВАТИЛО ТРЕНЕРА

Бэбкок и до, и после матча рассуждал о тактических нюансах встречи с Россией охотно и подробно. Быков, достойно отвечая на вопросы общего характера, от детализированного разговора старался по возможности уклоняться, и это не осталось незамеченным журналистами.

Возможно, штабу команды, включавшему в себя помимо главного тренера только одного ассистента - Захаркина, не хватило еще одного-двух специалистов, занимавшихся конкретными направлениями работы. У канадцев тот же Кен Хичкок наблюдал за построениями соперников и своих хоккеистов с самой верхотуры, откуда мог создать полное "геометрическое" представление об игре. Оба же наших тренера находились на скамейке, а действия оппонентов анализировали по видео. И какие-то детали, вероятно, упустили.

Не совсем понятно, почему наша сборная, формально являясь хозяином площадки и потому имея право последней замены перед свистком судьи, так и не постаралась поменять соперников по звеньям - чтобы те же Малкин с Овечкиным ушли из-под опеки Ричардса и К о, а тройка Зиновьева избежала гренадеров из "Анахайма".

С первых же минут стало видно, насколько легко и на сверхзвуковых скоростях канадцы проходят среднюю зону, где явно не успевали обороняться наши крайние нападающие. Так, кстати, оказался возможным первый гол, когда Радулов не уследил за Бойлом, тот укатился еще и от Волченкова - и уже только потом Козлов не поспел за Гецлафом. Разрыв между защитниками и нападающими у нас выглядел просто катастрофическим.

Нельзя не упомянуть и вратарский вопрос. Я далек от того, чтобы вешать всех собак на Набокова. Вокруг его ворот в первом и начале второго периодов творилась такая свистопляска, что выдержать ее можно было бы только чудесным образом. Вратаря бросили на произвол судьбы. Он делал все, что мог, но психологически с какого-то момента уже стал уязвим. Если не при 3:0, то при 4:1, в первом перерыве, голкипера "Сан-Хосе" нужно было заменить. Четвертый гол как раз и показал, что назрела такая необходимость. Но Быков промедлил, а при 1:6 все уже, по сути, было кончено.

В конце сезона у Быкова завершается контракт с ФХР. Полагаю, что, несмотря на неудачу, федерация должна продлить его. Неудача на Олимпиаде - болезнь тренерского роста, которую было необходимо перенести, чтобы стать сильнее. Чтобы понять на собственной шкуре, каков высший пилотаж хоккея - чемпионаты мира не дают об этом полного представления. Чтобы извлечь уроки, которые на другом уровне тренер уже извлек после бронзы ЧМ в Москве.

В то же время Ванкувер-2010 должен доказать главному тренеру сборной, насколько важна в таких турнирах каждая деталь. Помогать Быкову надо всем хоккейным миром. Даже если он этого сам и не слишком жаждет.

Через четыре года нас ждет Сочи. Там мы окажемся в таком же положении, в каком сегодня - канадцы. Овечкину тогда исполнится 28, Малкину - 27, Ковальчуку - 30. И, возможно, это будет последний шанс для потрясающего по своему таланту поколения, за которым ничего подобного нет, выиграть Олимпиаду.

В Ванкувере мы волею обстоятельств попали "под" Канаду в четвертьфинале - в противном случае, вполне вероятно, оказались бы в числе призеров. На это можно сделать скидку - хотя после такого унизительного счета и не хочется. Но в Сочи будет не до великодушия. Там речь пойдет о дальнейшей жизни нашего хоккея. И к этому надо быть готовым. От и до.