ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010
Сегодня в столице Катара стартует зимний чемпионат мира. Специальный корреспондент "СЭ" несколько дней наблюдал за тем, что предшествовало одному из главных событий легкоатлетического сезона.
ЗИМА ПОСРЕДИ ЛЕТА
Сергей БУТОВ |
из Дохи |
В восьмом часу утра в Дохе уже плюс 28 градусов. Это в тени. На солнце, можете не сомневаться, этот самый плюс возрастает до сталеплавильных температур. Так Катар встречает чемпионат мира по легкой атлетике в закрытом помещении, который чаще называют зимним. Ну зимний так зимний.
* * *
В Доху я прилетел одним рейсом с нашей легкоатлетической сборной и сразу после выхода из международного терминала местного аэропорта попал в лапы катарских телевизионщиков. Поначалу капризничал, отнекивался от интервью, но потом суровые люди в традиционных арабских длиннополых рубахах - дишдашах - мне все быстренько объяснили.
Дело оказалось в следующем. Из терминала я вышел вслед за знаменитым наставником Виталием Петровым, причем пытался увернуться от соревновательных шестов, которые Петров вез на своей тележке. Ассоциативный ряд подсказал катарским коллегам: шесты - знак прилета Елены Исинбаевой, и они сделали в общем-то правильные выводы. Вот только таскать шесты, по их мнению, занятие так себе, а потому Петрова холодно проводили взглядами, а меня приняли как минимум за важного представителя команды Исинбаевой. А может быть, и за самого тренера.
* * *
Дни накануне старта крупных турниров - время позволить себе то, чего нельзя позволить с их началом. Например, прокатиться с ветерком в официальном шаттле для спортсменов до их же официальной гостиницы.
Прокатиться в итоге получилось. Не все благополучно оказалось с ветерком. В автобусе для спортсменов было немного прохладнее, чем снаружи, но все равно жарче, чем в аду по причине неработающего кондиционера.
Понять логику было проще умом, нежели телом. Дано: на улице зной, а в помещении холод. Если вы спортсмен и вышли в эти дни, как полагается, на пик своей формы, то риск заработать простуду при включенном кондиционере увеличивается многократно. Это ясно, как дважды два. Но как же жарко, черт возьми…
К счастью, народу в автобус набилось немного. Впереди два тренера в майках USA негромко рассуждали о некоей великой миссии американской сборной на этом чемпионате. Позади несколько британских бегуний увлеченно обсуждали, какой дишдаш им привезти на родину, со стразами "Сваровски" или без оных.
Вяло хандрил на сиденье американец Кори Мартин, совершенно позабывший о своей великой миссии. Со следами магнезии на шее, Мартин в этот момент больше походил не на толкателя ядра (кем он, безусловно, являлся), а на контрабандиста, у которого лопнул зашитый в воротничок пакет с кокаином.
Доедая очередной банан, обильно потела в самом конце салона одна бразильская бегунья. Тем же самым, исключая поедание бананов, занимались все остальные пассажиры, включая автора этих строк. На лице бразильянки можно было прочитать (причем без всякого словаря) желание вдрызг простудиться и побыстрее уехать с этого зимнего чемпионата, лишь бы заработал кондиционер. Мы слабохарактерно мечтали о том же.
* * *
Обед в компании другого американского толкателя ядра Кристиана Кантвелла - пока самое сильное впечатление первых дней в Катаре.
Кантвелла мы с пресс-атташе российской сборной Аллой Глущенко подобрали где-то по дороге с девятого этажа гостиницы на первый. Вошли с лифт, и мальчик в красной куртке с золотыми пуговицами изящным движением нажал красивую кнопку. Еще несколько мгновений, и к нам присоединились 136 килограммов живого веса, гордым обладателем которых является действующий чемпион мира из США. Новенький блестящий лифт запаниковал, немного поднялся вверх, застрял между этажами и без остановок ахнул вниз, не обращая внимания на мальчика, который отчаянно нажимал кнопки.
В столовой Кантвелл показал, что он умеет лучше всех в мире не только толкать ядро, но и дегустировать самые изощренные образцы катарской кулинарной мысли. Вскоре на его тарелке выросло блюдо такой высоты, на фоне которого Останкинская телебашня показалась вафельным рожком для мороженого. Знаете, если Кантвелл после такого обеда не установит в Дохе мирового рекорда, лично я буду считать этот чемпионат первенством обманутых надежд.
* * *
Сама гостиница Holiday Villa, где помимо россиян живет множество других команд, представляет собой нечто среднее между Вестминстерским аббатством и пятизвездным отелем в Турции. В августе на летнем чемпионате мира в Берлине пообедать вместе со спортсменами казалось немыслимой затеей - там гостиницу охраняли крайне недружелюбные и бдительные громилы. В Дохе обмануть охрану оказалось просто. Р-раз, и вы уже внутри. Даже обидно.
В большом фойе многолюдно и крикливо. Здесь за столиками кафе можно встретить суперзвезд мировой легкой атлетики и даже поручкаться с ними. К примеру, с действующим олимпийским чемпионом в прыжках с шестом австралийцем Стивеном Хукером. Ваш корреспондент поприветствовал длинного, костлявого, похожего на готический собор Хукера в тот момент, когда он обменивался адресами электронной почты с чемпионкой мира на 60-метровке американкой Лолой Джонс. А до этого - утром, за завтраком, - Стив пришел к столику Виталия Петрова обниматься, чем на деле подтвердил свои же слова, сказанные в прошлогоднем интервью "СЭ" по поводу того, что шестовики живут по отличным, куда более человеческим законам, нежели весь остальной мир профессионального спорта.
Прямо в фойе развернули бурную деятельность работники допинг-контроля. Сборную России за сутки протестировали почти целиком, то есть около полусотни человек. Ни о чем не подозревающие атлеты спускались на завтрак в лифтах, но едва открывались двери, как их там поджидали антидопинговые комиссары с холодными головами, горячими сердцами и чистыми руками. Если дело так пойдет и дальше, лифтами спортсмены пользоваться перестанут, предпочтя их пожарным лестницам.
В самом центре фойе - информационный стенд. В полдень среды там сиротливо висело лишь одно объявление - об общем собрании сборной России 11 марта в 20.00. О чем шла на нем речь, догадаться несложно. Уже сегодня в 9 утра по местному времени (оно же - московское) начнутся первые официальные старты.
* * *
В Дохе автору этих строк довелось впервые побывать в ноябре 2005-го - тогда здесь с помпой провели мировое первенство по тяжелой атлетике, на котором организаторы довольно неуклюже репетировали работу всех служб Азиатских игр, состоявшихся годом позже.
Почти пять лет спустя очень многое претерпело серьезные изменения. Прежними осталась разве что окружающая Доху со всех сторон вечная пустыня, пробки да грязная тряпка вместо неба, сквозь которую щурится на город огромное оранжевое солнце.
Не будучи знатоками общественно-политической жизни Катара, воздержимся здесь от категорических заявлений, но, судя по всему, времена, когда Доху называли самым унылым городом в мире, окончательно канули в Лету.
Катар более полувека провел под протекторатом Великобритании, и это историческое наследие бросается в глаза всякому, кто хоть раз прокатился по Дохе. Активный и явно поддерживаемый правительством курс на европеизацию и немалый, по всей видимости, приток иностранного капитала в страну привел к тому, что английский язык используется почти повсеместно. Им владеют даже те, от кого этого явно не ждешь, - загадочные арабские женщины с закрытыми черными покрывалами или масками лицами и их вертлявые дети (кстати, вынужден развенчать миф о том, что арабские юноши рождаются с усами и бородой. Это неправда. Кажется, только с усами. Шутка).
Едешь по городу на автобусе - мимо мелькают яркие вывески бесчисленных KFC, "Баскин Роббинсов" и "Макдоналдсов". Щелкаешь пультом телевизора в гостиничном номере - "Би-Би-Си" на "Си-Эн-Эн" сидит и англоязычной "Аль-Джазирой" погоняет.
В районе главной набережной, которая за неимением центра города выполняет его функции, развернуто беспрецедентное строительство. Серые от пыли пальмы тоскливо глядят на растущие, этаж за этажом, небоскребы. Попадаются и такие, которые не глядят - по причине своего искусственного происхождения.
Но то - на набережной. На окраинах очень даже хорошо сохранились осколки старой цивилизации, исчезнувшей в тот самый день, когда в Катаре были открыты первые нефтяные месторождения. В те времена коренные жители еще передвигались на ишаках и верблюдах, а не на "бентли", хотя сейчас в это верится с трудом. Так вот, цивилизация эта - поголовно белые и одноэтажные строения, обнесенные каменными заборами и разбросанные по песчаной земле.
А посреди всего этого безмолвия - знаменитая ныне на весь мир Академия спорта Aspire, полное название которой звучит так: Академия Спортивного Превосходства.
Выйдем из автобуса и осмотримся. Оно того стоит.
* * *
Чтобы прочувствовать масштабы Aspire, вам придется включить воображение. Вот, скажем, общая площадь академии составляет почти три сотни тысяч квадратных метров. Нет, неубедительно, дайте-ка я напишу цифрами: 290 000 м 2.
На гигантском макете, поставленном у входа в пресс-центр, хорошо видно каждое строение, которому нашлось место на этом громадном куске земли, когда-то бывшем пустыней. Доминант здесь три. Во-первых, 300-метровая башня Aspire, в свое время построенная, чтобы хранить в своем чреве огонь Азиатских игр, а ныне одновременно элитная гостиница, конференц-зал, ресторан, бар и обзорная площадка. Во-вторых, эффектный футбольный стадион "Халифа" на 50 тысяч мест, где прошла церемония открытия Игр. В-третьих, не менее презентабельная многофункциональная крытая арена Aspire Dome. Мировое первенство легкоатлетов пройдет именно под этой крышей.
В 2007-м Аspire Dome получил серебряную медаль на престижном международном конкурсе архитектурных проектов в Кельне (одним из организаторов этого конкурса выступил МОК). Золото тогда, кстати, досталось Олимпийскому стадиону в Берлине, арене прошлогоднего летнего чемпионата мира. Архитектором Aspire Dome был знаменитый француз Роже Тайлибер, в чьем портфолио парижский "Парк де Пренс" и Олимпийский стадион в Монреале.
Однако, как нам известно из рекламных роликов, "и это еще не все". По разным углам академии разбросаны огромный акватик-центр, разминочный стадион под открытым небом, дюжина футбольных полей и теннисных кортов, собственно здание академии, где живут тренирующиеся во всем этом великолепии талантливые юные спортсмены со всего мира. Есть специализированная спортивная ортопедическая клиника, мечеть, ипподром, гостиница, здание женского клуба и крытый манеж, специально предназначенный для того, чтобы слабый пол занимался здесь спортом.
Вроде бы самое время поставить жирную точку, но как не упомянуть, что в Aspire осталось еще место для огромного парка, озера и самого престижного торгового центра Катара "Вилладжио", декорированного под венецианские палаццо и разделенного напополам искусственным каналом, по которому рассекают гондольеры.
* * *
В минуты, когда я пишу эти строки, внутри Aspire Dome почти не стреляют. Репетиционные залпы из стартовых пистолетов слышны все реже и реже, и это ласкает слух и внушает уверенность в завтрашнем дне.
Подходят к концу последние приготовления тех, кто будет держать ответ за это первенство. Уже вымуштрован волонтерский персонал, загремел кастрюлями медиа-ресторан, запущена информационная база чемпионата, в которой уже вовсю хулиганят работники международной легкоатлетической федерации, публикующие вот такие образцы экспресс-интервью будущих чемпионов: "Я счастлив, но не то чтобы очень сильно. Погода тут у вас хорошая. Собираюсь после обеда провести остаток дня в бассейне. Ciao моей семье".
В общем, мы тут в Катаре уже приготовились к чемпионату. Чего и вам желаем.
КАЛЕНДАРЬ ФИНАЛОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА
12 марта, пятница | |
10.15 | Семиборье, 60 м |
10.50 | Семиборье, длина |
16.35 | Семиборье, ядро |
17.30 | Семиборье, высота |
13 марта, суббота | |
9.00 | Пятиборье, 60 м с/б |
9.15 | Семиборье, 60 м с/б |
9.40 | Пятиборье, высота |
10.40 | Семиборье, шест |
12.00 | Пятиборье, ядро |
14.45 | Пятиборье, длина |
16.00 | Тройной, ж |
16.15 | Шест, м |
16.20 | Ядро, м |
16.40 | Семиборье, 1000 м |
16.55 | 3000 м, ж |
17.05 | Высота, ж |
17.10 | Пятиборье, 800 м |
17.30 | 400 м, ж |
17.45 | 1500 м, м |
17.45 | Длина, м |
18.05 | 400 м, м |
18.25 | 60 м с/б, ж |
18.50 | 60 м, м |
14 марта, воскресенье | |
16.00 | Длина, ж |
16.20 | Шест, ж |
16.35 | Ядро, ж |
16.45 | 1500 м, ж |
17.00 | 3000 м, м |
17.15 | 800 м, ж |
17.30 | 800 м, м |
17.40 | Тройной, м |
17.45 | Эстафета 4х400 м, ж |
18.10 | 60 м, ж |
18.25 | 60 м с/б, м |
18.50 | Эстафета 4х400 м, м |