ПАРУС
В заливе Ваитемата (Новая Зеландия) подходит к концу розыгрыш второго этапа серии Louis Vuitton Trophy, который проводится на яхтах класса Кубок "Америки" .
"СИНЕРГИЯ" ПРИВЫКАЕТ К СИЛЬНОМУ ВЕТРУ
Лина ХОЛИНА |
из Окленда |
Победитель станет известен в воскресенье - в матче, который организаторы планируют провести по системе до четырех побед. На данный же момент определилась четверка сильнейших. Пары полуфиналистов выглядят таким образом: хозяева регаты Emirates Team New Zealand и победители первой регаты Louis Vuitton Trophy в Ницце итальянцы из Azzurra, немецкая All4One и новоиспеченный главный претендент 34-го Кубка "Америки", розыгрыш которого пройдет в Сан-Франциско, итальянская Mascalzone Latino.
Российская "Синергия", дебютировавшая на таком уровне и на таких лодках в Ницце, пока не одержала в Новой Зеландии ни одной победы. А может быть, и не одержит, так как пока неизвестно, успеют ли организаторы уложиться в график с основным розыгрышем, ведь если во Франции в распоряжении команд были четыре яхты, то здесь всего две. Да плюс весьма специфические погодные условия: сегодня солнце, завтра - дождик, сегодня гонки проводить нет возможности из-за острого недостатка ветра, завтра - опасно из-за его переизбытка.
В Окленде с ностальгией вспоминается Ницца. И прелести Лазурного Берега здесь ни при чем. Главное, что приходит на память, - настроение. Тогда после трех подряд поражений "Синергия" капитана Валентина Завадникова с поляком Каролем Яблонским на руле и международным экипажем на борту принялась крушить всех подряд. Ребята сами подчас не могли понять, как у них все так складно выходит, но гонки российской команды были, без всякого преувеличения, гвоздем первой регаты Louis Vuitton Trophy. Russians, а именно так называли всех яхтсменов нашей команды вне зависимости от национальной принадлежности, вызывали и удивление, и восхищение, и даже раздражение. Тогда "Синергия" стала командой, выигравшей по ходу регаты у всех ее участников и проигравшей в решающей схватке лишь знаменитой Emirates Team New Zealand.
Так вот о настроении - оно было, мягко говоря, приподнятое. И за таким же я ехала на новую регату в Новую Зеландию. Но ошиблась. В первые дни все ждала и думала: настанет момент, когда "Синергию" прорвет, а потом поняла - на этот раз ничего подобного не случится. И от этого было очень грустно. Мы чужие на этом празднике жизни, чужие и все тут!
Впрочем, эмоциям поддаваться не стоит. Гораздо полезнее все обдумать с холодной головой. Примерно так, как это делают сами яхтсмены.
- К регате в Ницце мы активно готовились, - рассказывает мачтовый российской команды Николай Корнев. - Тогда у нас была возможность потренироваться в Валенсии, привыкнуть к лодкам. А перед этапом в Новой Зеландии был трехмесячный перерыв, и "Синергии" приходилось налаживать связи внутри экипажа по ходу регаты, это накладывало определенный отпечаток на наше выступление. Наверное, можно было бы "зацепиться" в первой гонке, где мы обидно проиграли. В последний день кругового турнира и в гонках на выбывание мы отлично поборолись с новозеландцами. То, что мы можем с ними бороться, доказали еще в Ницце. Однако в парусном спорте везение играет немаловажную роль. Его нам, пожалуй, в Окленде не хватило.
- Команде после Ниццы было достаточно тяжело выступать, - рассказывал капитан команды Валентин Завадников. - С одной стороны, мы понимали, что третье место во Франции было своего рода подарком судьбы, с другой - очень хотелось, чтобы и в Окленде мы заняли хорошее место. Почему все так удачно сложилось во Франции и не получилось в Новой Зеландии? В Ницце ветра были слабые, а на сильных, как в Окленде, даже мелкие ошибки приводят к значительным последствиям. На слабом ветре есть время исправлять ошибки, и они не приводят к поломкам и невосстановимым вещам. А в Окленде мы частенько наблюдали, что ошибочка приводит к сходу команды с дистанции.
Никакой трагедии в выступлении "Синергии" нет. Часть гонок мы проиграли из-за ошибок тактических, ошибок группы управления, часть - из-за технических. Причем технические ошибки были вызваны отсутствием практики хождения на яхте в сильный ветер. Не было у нас возможности потренироваться в таких погодных условиях. Тренировка в Валенсии перед отъездом в Новую Зеландию запланирована была, но в тот момент на испанском побережье были совершенно не те погодные условия, что были нужны нам, и мы от нее отказались. Получается, что науку хождения на лодках Кубка "Америки" в сильный ветер осваивали уже во время гонок в Окленде. За это мы, естественно, и заплатили - проигрышами. Но, с моей точки зрения, в этом нет ничего страшного. Если мы понимаем, разбираемся и анализируем, кто, где и почему ошибся, и больше эти ошибки не повторяем, то это вполне нормальный процесс обучения и становления команды.
- Слушаю и радуюсь. Несмотря на неудачу, в ваших словах есть позитив.
- Безусловно. В достаточно сильный ветер, а задувало под 20 узлов, экипаж вел себя очень хорошо: мы выигрывали предстарты, четко совершали маневры, выигрывали сами старты, и дальше, если убрать тактические ошибки, тоже все было хорошо и достойно.
- Сами ощутили, каково это - ходить в сильный ветер?
- Физическая нагрузка серьезная, плюс, лодка идет по-иному. Кстати, здесь я все больше ловлю себя на мысли, что формула AC5 (международный класс Кубок "Америки") какая-то неправильная. Скорость этой лодки с ветром не увеличивается! Ветра много, а она быстрее не идет - только кренится сильнее. Мне больше нравится "Транспак": ветра больше - и яхта полетела. Здесь же больше крена и брызг, чем прибавки скорости. Неправильно это как-то...
- Как вы все философски воспринимаете…
- То, что произошло на этой регате, не трагично, а скорее нормально. Важно, чтобы экипаж все оценивал адекватно и разбирался. Еще на первой регате в Ницце я говорил: ребята, я начну волноваться, если к Гонконгу мы будем восьмые-восьмые-восьмые. А если мы в Ницце останемся третьими, сейчас, скажем, восьмыми, в Италии -шестыми, а в Дубае - пятыми, то это будет хороший правильный путь. При этом я настаиваю на том, что количество русских в экипаже "Синергии" будет увеличиваться.
- А российский и иностранный "лагеря" "Синергии" друг на друга не обижаются?
- Немного есть. Говорят, у русских силы не хватает. Но ведь силовая группа состоит не только из русских! У нас гриндеры американец, итальянец, англичанин и один русский - Павел Мельников, который, кстати, самый большой из всех.
- Думаю, это небольшое недопонимание пройдет.
- Я тоже так думаю, выигрывает всегда тот, у кого больше опыта и кто готов учиться на своих ошибках. Вешать нос нет повода. Все нормально. У нас нет такой лодки, поэтому нет возможности за короткий период времени попробовать потренироваться в разных погодных условиях.
- Таковы ваши стартовые условия?
- Вот именно. Мы создаем команду с нуля. И тренируемся по ходу соревнований. Конечно, выигрывать приятно. Но и в нынешнем проигрыше нет трагизма, потому что это скорее естественный для нас результат. Народ, что выступает рядом, тренируется усиленно вне соревнований. Mascalzone Latino имеет свои лодки, Artemis использует для тренировок арендованную лодку. У Team Origin тоже есть лодка плюс проект - притащить соревнования в Лондон летом следующего года. За год до Олимпийских игр они планируют устроить большую предолимпийскую парусную неделю, куда хотят привлечь много соревнований, в том числе и Louis Vuitton Trophy. Только из-за этой идеи британцы и стали членами международной ассоциации парусных команд, создавших трофей.
- Так вот почему они так расстраивались после неудачного выступления в Ницце?
- Да, это было трагедией! Они ведь ехали во Францию побеждать, а заняли четвертое место, проиграв дебютанту - российской команде. У нас такого повода зацикливаться на результате нет - мы учимся.
После разговора с капитаном я как-то приободрилась. И то правда, есть поражениям "Синергии" объективные причины. Во-первых, погодные условия Окленда. При сильном ветре крайнюю важность приобретает опыт совместной работы - слаженность команды, взаимопонимание, скажу больше, понимание без слов. С этим у экипажа "Синергии" пока проблема. Во-вторых, в связи с активным судоходством в заливе Ваитемата, трасса гонки очень короткая и не дает простора для исправления даже мелких ошибок. Здесь нельзя, как в Ницце, уйти на другую сторону квадрата гонки и найти там ветер, который и не снился твоему оппоненту.
- На большой лодке, да на коротком отрезке, все малые ошибки и просчеты накапливаются как снежный ком, - рассказывает рулевой "Синергии" Кароль Яблонский, приведший команду к третьему месту в Ницце и не выигравший ни одной гонки в Окленде. - И если команда не в состоянии остановить движение этого кома, на финише получается большое отставание.
"Синергия" - новичок. И если команда хочет соревноваться на высочайшем уровне, то она должна принять свою начальную позицию и одновременно осознать, что у нее есть возможность гоняться против "больших" парней. Что касается командной работы, то она подобна механизму часов. В нем есть и большие детали, и совсем маленькие. И все они должны работать безупречно, ведь если самая маленькая деталька выйдет из строя - весь механизм остановится. К сожалению, к регате в Окленде мы оказались не готовы. И это очень расстраивает. У нас на борту есть неоднократные обладатели Кубка "Америки" и им очень неприятно быть последними, поверьте. Они знают, что можно было бы выступить лучше.
Остается добавить, что это "лучше" можно будет реализовать уже очень скоро: в конце мая - начале июня третья регата Louis Vuitton Trophy пройдет в итальянской Ла-Маддалене. Будем ждать.